Урок технологии в начальной школе по теме "Славится Россия чудо-мастерами!"

Разделы: Технология


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с некоторыми видами народных промыслов (Гжель, Жостово, Русская матрёшка);
  • закреплять знания детей о характерных особенностях народных промыслов (Гжель,Жостово, Матрёшка);
  • углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
  • формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью;
  • дать возможность детям почувствовать себя народным мастером;
  • развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
  • осуществлять метапредметные действия посредством связи с музыкой, с литературным чтением,с окружающим миром;
  • воспитывать любовь к народному искусству России.

Оборудование для учащихся:

  • модель для раскрашивания;
  • кисти;
  • баночка для воды;
  • лист бумаги;
  • салфетка;
  • ватные палочки 2 шт.;
  • простой карандаш;
  • стирательная резинка;
  • гуашь.

Оборудование для учителя:

  • образцы изделий и иллюстраций “Жостово”, “Гжель”, “Русские матрёшки”;
  • таблицы-рисунки, выставка книг;
  • доска интерактивная.

Эпиграф к уроку “Работа хороша, если в ней польза и душа”.

Ход урока

1. Оргмомент.

Приветствие, готовность к уроку.

2. Создание ситуации успеха.

 а) Беседа о народных промыслах.

На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет

Кто сформулирует тему урока?

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. В России народных, художественных промыслов великое множество,вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Откуда пошло название “промыслы”.

Очень давно,когда ещё сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине ХIХ века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Начнём мы наше путешествие с подмосковного города Гжель.Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки.

(На экране показ слайдов про гжель и чтение стихотворения подготовленными учениками)

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

- Какие краски применяются в гжельской росписи?

В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).

(На экране показ слайдов “Жостово”)

б) Учитель: Среди народных промыслов, выпускающих художественные изделия с лаковой живописью, особое место занимает народный промысел художественной росписи металлических подносов.

Производство подносов возникло в середине ХVIII века на Урале. Позднее подносы стали изготавливать в селах и деревнях Московской области, в том числе и в Жостове. И вскоре разошлись по всей России жостовские подносы, ставшие такими же известными, как тульский самовар или гжельский чайник.

Это лаковая живопись, так как основу изделия изготавливают из папье-маше, иногда – из дерева и металла, затем покрывают черным лаком. После этого художники украшают изделия росписью. После росписи жостовские изделия трижды покрывают бесцветным лаком и полируют порошками вручную.

(Подготовленный ученик читает стихотворение П. Синявского)

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый...
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

- Какие цветы используются в росписи? (Ответы детей)

- Жостовские живописцы рисуют букеты удивительно быстро. Опытный мастер может расписать за один рабочий день от 5 до 10 подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон.

У художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе – “думает кистью”. Такое творчество называется импровизацией.

в) Следующий город Сергиев Посад, село Абрамцево (на экране слайды).

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.

А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (Матрешка)

В конце 19 века в Абрамцево по эскизу художника С.Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрену!”. С тех пор так и зовут эту игрушку матрешкой.

Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещины не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше. Яркими веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается наша русская красавица.

Усадьба Абрамцево – рядом с Сергиевым Посадом, который издавна славится мастерами-игрушечниками.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

3. Планирование работы и распределение трудовых операций.

Работа по группам.

1 ряд – расписывает подносы под “Гжель”.

С чего вы начнете работу?

Что вы хотите изобразить в совместной работе?

Какие краски применяются в гжельской росписи?

В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).

2-ряд расписывает подносы в технике “Жостово”.

Вы будете рисовать поднос и расписывать его цветочным рисунком в технике мастеров Жостова.

3-ряд расписывает матрёшку.

(Порядок работы:

а) Договориться об идеи.

б) Распределить работу.

в) Изготовление работы.

г) Обсудить результат своей работы

д) Рассмотреть работы одноклассников).

4. Повторение правил безопасности труда.

5. Практическая работа.

6. Выставка поделок.

7. Рефлексия учебной деятельности.