Рабочая программа учителя в начальной школе ("Школа развития речи")

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Пояснительная записка

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

В развитии речи выделяются три линии:

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.
  • обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  • устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений

Задачи учителя в развитии речи учащихся:

  • Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  • Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  • Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  • Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
  • Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Актуальность проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением интеллектуального развития обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуждать, вступать в диалог с учителем и учениками, пересказывать тексты с научным содержанием, овладевать специальной терминологией и т.д. Коррекция устной речи обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка.

Цели занятий:

- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках

- содействовать развитию речи детей

- совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа

- повышать уровень языкового развития школьников

- воспитывать познавательный интерес к родному языку

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Прогнозируемые результаты

- умение выразительно читать небольшой текст

- умение определять лексическое значение слова

- умение выделить синонимы, антонимы, омонимы

- умение определить лексическое значение многозначного слова

- Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;

- Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять   повторения, убирать лишнее.

Способы проверки результативности программы:

В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень развития речи ребенка.

б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.)

в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (слово, предложение и т,д)

в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.

Форма занятий: фронтальные, одно занятие в неделю в рамках внеклассного факультативного занятия

Срок реализации программы. Возраст детей.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся 7-8 лет

Переодичность занятий: 1 раз в неделю

Режим занятий: один раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия – 60 минут (из них 10 мин на подготовку и уборку рабочего места, встречу и уход обучающихся)

Программа “Речь” 1 класс

Тема занятий Количество
часов
1 Речь
Речь. Значение в жизни человека
1
2 “ Тише, громче…” Выразительность речи. 2
3 Слово
Слова…Слова…Лексическое значение слов.
1
4 “Озорные буквы”. Звуковой состав слова. 2
5 Слова играют в прятки 1
6 Слово и его значение 1
7 Прямое и переносное значение слова. 1
8 Многозначные слова 1
9 Знакомьтесь: омонимы 1
10 Синонимы 1
11 Антонимы 1
12 Тематические группы слов 1
13 Наш цветной мир. Понятие об образности речи. 1
14 Что на что похоже. Первичное представление о сравнении. 1
15 Голоса природы 1
16 Проверь себя… 1
17 Загадаем загадки! 1
18 Культура речи. Вежливые слова. 1
19 Пословицы 1
20 Учимся рассуждать
21 Текст
22 Заглавие текста 1
23 Тема текста 1
24 Опорные слова 1
25 Мы строим текст
26 План текста
27 Чему мы научились. Итоговое занятие
  Итого: 34ч

 Содержание программы

Речь

Занятие 1

Значение речи в жизни человека. Выразительность речи. Техника речи. Устная и письменная речь. Особенности устной речи :окраска голоса, громкость, темп.

Занятие 2

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Заучивание и знание нескольких скороговорок.

Слово

Занятие1

Слово, его лексическое значение. Толковый словарь

Занятие 2

Занятие 3

Звуковой состав слова.формировать представление о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Занятие 4

Однозначные и многозначные слова

Занятие 5

Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.

Занятие 6

Умение определить лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Занятие 7

Формировать о прямом и переносном значении слова.

Занятие 8.

Формировать понятие многозначности слова.

Умение определить лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Занятие 9

Слова-“родственники” и слова внешне сходные ,но разные по значению (омонимы). Умение выделить слова-родственники среди других слов, подобрать к данному слову слова – родственники, установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа

Умение выделить синонимы, умение подбирать синонимы к данному слову

Занятие 10

Слова-“родственники” и слова –“друзья” (синонимы). . Слова, противоположные по смыслу (антонимы). . Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, умение подбирать синонимы, антонимы к данному слову

Занятие 11

Слова, противоположные по смыслу (антонимы). . Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, умение подбирать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова-родственники от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим и звуковым сходством.

Занятие 12

Знакомство с тематическими группами слов.

Занятие 13

Формировать первичное представление об образности.

Занятие 14

Формирование первичного представления о сравнении.

Занятие 15

Развитие познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти.

Занятие 16

Контроль знаний. Умение отличить слова-родственники от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим и звуковым сходством.

Умение выделить слова-родственники среди других слов, подобрать к данному слову слова – родственники, установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа.

Устанавливать общность написания слов-родственников.

Умение определить лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, умение подбирать синонимы, антонимы к данному слову

Умение отличить слова-родственники от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим и звуковым сходством.

Занятие 17

Формирование умения отгадывать загадки.

Культура общения.

Занятие 18

Прививать навыки культурной речи.

Волшебные слова. Слова- выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова- выражения приветствия, прощания, извинения, благодарности в общественной речевой практике с учётом конкретных ситуаций общения.

Занятие 19

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Занятие 20

Формирование умения устанавливать причинно-следственную связь между предметами, явлениями, событиями.

Предложение и словосочетание.

Занятие 1

Занятие 2

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения , устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении .Умение редактировать простое предложение, распространять предложение.

Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке.

Умение интонационно правильно читать ( произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками ).

Текст.

Занятие 1

Понятие о тексте. . Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой.

Занятие 2

Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой.

Занятие 3.

Занятие 4

Озаглавливание.

Вычленение опорных слов в тексте. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Основная мысль в тексте.

Занятие 5

Контроль знаний .Опорные слова.

Работа по картине Саврасова , “ Грачи прилетели”

Занятие 6

Мы строим текст. Формирование навыков построения связного текста.

Занятие 7

Мы строим текст. Формирование навыков построения связного текста.

Занятие 8.

Занятие 9

Формирование навыков составления плана текста .Развитие логического мышления , внимания, памяти.

Занятие 10

Контроль знаний.

Коллективное составление текстов по заданной теме., сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам..Восстановление деформированного текста.

Занятие 11

Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме., сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам..Восстановление деформированного текста.

Занятие 12

Итоговое занятие .Чему мы научились.

Условия реализации программы.

Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагогу необходимо хорошо изучить методику и дополнительную литературу по развитию речи детей младшего школьного возраста. Знать психологию детей младшего школьного возраста, особенности их психического и психологического развития . Знать и владеть педагогическими приемами по обучению детей развитию речи. Педагог тщательно отбирает материал , учитывая возрастные особенности детей.

Материальное обеспечение. Для выполнения задач, поставленных в программе необходимо иметь:

Класс или другое помещение со столами.

Наглядный материал - подбирается заранее и располагается в доступном месте.

Методическое обеспечение программы.

  • Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды.
  • Методическая литература по развитию речи Т.Н. Соколова “Школа развития речи”.
  • Карточки, сделанные педагогом.
  • Раздаточные материалы.

Технические средства обучения.

  • проектор для показа слайдов, экран
  • компьютер.

Литература:

  1. Соколова Т.Н., Школа развития речи (рабочая тетрадь.)
  2. Линго Т.И., Игры, ребусы. Загадки для младших школьников. Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.
  3. Виноградова О.Н., Дидактический материал по развитию речи в начальных классах, Киев, 1990 г.
  4. Вишневская Е.Е., Развитие речи, М.: Просвещение 1990 г.
  5. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.Н.. И учеба и игра: русский язык, Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.
  6. Ушаков.Н.Н., Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.Просвещение, 1972 г.
  7. Шкатова Л.А., Подумай и ответь. М. М.Просвещение, 1989 г.
  8. Львов М.Р.Школа творческого мышления, М.НТПЦ Дидакт, 2003 г.