Урок русского языка по теме "Алфавит. Азбука"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • ознакомление с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей;
  • формировать умения использовать алфавит на практике:
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • прививать любовь к родному языку, воспитывать культуру речи.

Ход урока

I. Организационный момент

– Сегодня мы совершим путешествие в город Букв. Познакомимся с его жителями. Отправляясь в путь, надо быть сообразительными, внимательными, хорошо отвечать. А на чем же мы отправимся путешествовать? Это вы узнаете, если отгадаете загадку?

Что за чудо – синий дом! (Слайд 2. Презентация)
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

II. Каллиграфическая строка

– Теперь в путь. Но что такое? Машина не трогается с места. Ей мешают сосульки, которые свисают с крыш гаража. Давайте перенесем их в свои тетради. Возьмите ручки. И начинаем писать. (Слайд 3)

III. Актуализация знаний

Путешествие началось, и вот показался сказочный город. Выезжаем на дворцовую площадь. Здесь живут буквы. (Слайд 4)

– Ребята, здесь никого не видно, а только слышно: [a], [б], [в]…

– Что это?

– Какими они бывают? На какие две группы они делятся?

– Какие звуки называются согласными?

– Какими бывают согласные звуки?

– Какими бывают согласные звуки?

– Назовите звуки, которые бывают только твердые?

– Назовите звуки, которые бывают только мягкие?

– Назовите пары по звонкости и глухости?

– Какие звуки мы называем гласными?

– Для чего служат гласные? Какую работу они выполняют?

– Молодцы! Вы много знаете о звуках. А как же появились буквы? Послушайте сказку.

“Однажды в городе Букв побывал волшебник и подарил каждому жителю платье. Стоило его надеть, как звук становился видимым. Волшебник был доволен своей работой. Теперь каждый звук имел имя. И, конечно, он не забыл о братьях ь и ъ.

Посмотрел волшебник на свою работу и увидел, что буквы получились маленькими. “Непорядок”, - подумал он. Достал он чудесные таблетки. Съешь синюю, и станешь высокого роста. А если снова надо стать маленькой, то вход идет белая. Но если в этом есть необходимость!”.

– Вспомним, когда пишется большая буква?

– Назовите буквы, которые бывают только маленькими?

– Только буквы что-то не появляются. Давайте посигналим. Будьте внимательны, вы сумеете прочитать имя короля города. Показываем твердый или мягкий первый согласный звук в слове. (Дети работают на месте с сигнальными карточками) (Слайд 5)

– Давайте хором прочитаем слово. А вот и жители города (появляется таблица с изображением алфавита) (Слайд 6)

IV. Изучение нового материала

Нас встречают король с королевой. Король – Алфавит, королева – Азбука.

Алфавит. – Здравствуйте, дети! Я – Алфавит, а это моя королева – Азбука. Жителей в нашей стране 33.Каждый имеет свое жилище и не может менять его на другое. Такие уж строгие у нас законы. А знаете, почему у нас такие интересные имена? (Слайд 7)

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: “альфа” (α) и “вита” (β).

Слово азбука пришло к нам из старославянского письма. Оно образовано от названий первых двух букв славянского алфавита: “азъ” (Аа) и “буки” (Бб).

Азбука. – Порядки у нас строгие! Каждая буква имеет не только свое место, но и название. Давайте все вместе повторим Алфавит. А поможет нам давний друг “Учебник русского языка”.

Буквы строго встали в ряд
Будто на линейке,
Каждый знает свое место.
И уйти не может
Все они стоят красиво
По порядку, посмотри,
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?

Хоровое чтение алфавита.

– Ребята, почему наши буквы спускаются на разных воздушных шарах, как вы думаете? (Слайд 8)

– Алфавит играет важную роль в жизни людей. Порядок расстановки букв надо запомнить и не нарушать. По алфавиту составляют списки, как например список класса.

– Чья фамилия в классе стоит первой в списке?

– Какая фамилия идет за ней?

– Чья фамилия в списке последняя?

– Видите, какую важную роль он играет. Алфавит обязательно надо знать. Продолжаем путешествие.

– А сейчас мы держим путь на улицу Упражнений. Вам нужно расположить буквы на облачках в алфавитном порядке. Запишите составленные слова. (Слайд 9)

(Ёжик, лось, косы, гость)

А теперь буквы предлагают поиграть в игру “Шифр”. Вам нужно найти буквы в алфавите под этими номерами. Если вы их правильно найдете, то получите слова. (Слайд 10)

2, 21, 12, 3, 1, 18, 30 – букварь.

1, 9, 2, 21, 12, 1 – азбука.

26, 12, 16, 13, 1 – школа.

Физкультминутка.

– Самое время размяться. Прогуляться по лесу.

“Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер гуляет в лесу.
В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем, крылья сложили назад”.

– Знание алфавита необходимо людям, в этом вы не раз убедитесь. Едем на улицу Словарей. (Слайд 11)

Словари бывают разные. Одни объясняют значения слов, другие их правописание. Вы уже знаете, что если встречается трудное слово, то словарь помогает нам, объясняет его написание. А зная алфавит, мы можем работать по словарю еще быстрее. Рассмотрите внимательно словари.

– На какой странице расположены слова на букву А?

– А на букву Б?

– Сколько страниц занимают слова на букву Б?

– Найдите слова на букву Я? На какой странице? Где эти страницы искать? Почему?

– Молодцы! Убедились, что знание алфавита людям необходимо. И словарь очень помогает нам. Но мы уже знаем правописание некоторых словарных слов.

И мы перемещаемся в переулок Непроверяемых написаний. (Слайд 12)

Вам нужно вставить пропущенную букву и записать в алфавитном порядке.

Уч…ник, м…дведь, в…р…бей, с…рока, …зык.

– Ребята, нам пришло срочное послание от Алфавита и Азбуки. У них стряслась беда. Перестали работать аэропорт, библиотека и поликлиника. В аэропорте потерялось расписание полетов. В библиотеке книги перепутали места. В поликлинике в регистратуре не могут найти документы. Срочно едем в эти учреждения. Надо навести порядок, записать названия городов, фамилии писателей, фамилии пациентов в алфавитном порядке. Эту работу будем выполнять группами. (Слайд 13)

I группа – библиотека.

II группа – поликлиника.

III группа – аэропорт.

– Как можно одним словом назвать слова: диспетчер, регистратор, библиотекарь? (Профессии)

– Какое важное дело мы с вами сделали! Теперь город живет нормально, все работает. Жители довольны и нас благодарят.

Наше путешествие подходит к концу. Выезжаем из города по улице Предложений. (Слайд 14)

– Вам понравилось путешествие? Вам было интересно? Закончите предложения.

На уроке мне понравилось…

На уроке я работал…

V. Подведение итога урока

– Как называется расположение букв в определенном порядке? Сколько букв в русском языке?