Сравнение Андрея Болконского и Родиона Раскольникова

Разделы: Литература


Цели урока.

  • Систематизация и закрепление знаний по романам “Война и мир” и “Преступление и наказание”
  • Расширение кругозора
  • Закрепление знаний по истории
  • Развитие способностей анализа и синтеза
  • Развитие умений и навыков анализа текста
  • Развитие речи, памяти, логики
  • Контроль усвоения текстов
  • Подготовка к написанию сочинения
  • Нравственное воспитание

Оснащение

  • Вопросник (на экран)
  • Тексты романов (выбранные отрывки)
  • Историческая справка о Наполеоне (на экран)
  • Краткий конспект статьи Ф. Ницше “Антихристианин”
  • Мультимедийный проектор и экран
  • Слайды к романам

Вопросы

  1. Жизнь Наполеона (историческая справка)
  2. Образ Наполеона в романе “Война и мир”
  3. Судьба Андрея Болконского (желание прославиться)
  4. Судьба Родиона Раскольникова
  5. Теория Раскольникова (параллель со статьёй Ницше)
  6. Любовь в судьбе героев романов
  7. Почему такие разные люди увлечены стремлением к личной славе, хотят возвыситься над другими
  8. В чём преступление Раскольникова
  9. Если Болконский - преступник, то в чём его преступление (перед женой, перед Наташей, перед сыном)
  10. Наказание героев
  11. Почему Толстой “убивает” своего героя, а Достоевский “дарует” герою жизнь
  12. Кто (или что) провоцирует героев на отказ от прежних взглядов и устремлений

Ход урока

  1. Рассказ о Наполеоне
  2. Разбор статьи “Антихристианин”
  3. Работа по вопросам с текстами романов
  4. Составление таблицы – сравнения героев
  5. Выводы
  6. Домашнее задание (сочинение по выбранной теме)

 Материалы к уроку.

1. Историческая справка.

Наполеон родился 15 августа 1769 года в г. Аяччо на о. Корсика. Закончил Бриеннскую военную школу. Во Франции ему было тяжело по финансовым причинам. Сторонился шумных компаний из-за внешности, сильного итальянского акцента и финансовых проблем. Был объектом насмешек. В 1784 году был переведён в лучшую в стране Парижскую военную школу. В чине младшего лейтенанта артиллерии был направлен в гарнизон г. Валансе. С восторгом встретил Великую Французскую революцию, т.к. надеялся на освобождение своих соотечественников на Корсике. Надежды не оправдались, он забрал семью во Францию и больше на родину не возвращался.

В 1793 году в Тулоне вспыхнул мятеж, город был захвачен англичанами. Осада длилась 2 месяца. Капитан Буонапарте (Наполеон) предложил свой план штурма. Через сутки город пал, а Наполеону было присвоено звание генерала. Ему было 24 года. В июле произошёл государственный переворот, а Наполеон вышел в отставку.

В 1795 году мятеж охватил Париж. Снова призвали Наполеона, который жестоко расправился с мятежниками. После этого Наполеон предложил план захвата Италии и получил армию, правда, голодную, плохо обученную и почти безоружную. С ней и начал итальянскую кампанию в 1796 году. В 1798 году Италия подписала мирный договор, а у Наполеона уже был план завоевания Египта, Британской колонии. На этот раз Наполеон получил всё в огромных количествах, но кампания приостановилась: Бонапарт оставил армию и совершил государственный переворот во Франции, став Первым консулом (в 1802 году этот титул ему присвоят пожизненно, а было нашему герою 37 лет!). в мае 1804 года Наполеон провозглашён императором. И он очень хотел завоевать мир. В 1805 году в Аустерлице французы разгромили огромные войска союзников. Осталась Россия. Здесь император Франции потерял 600 тысяч человек. Армия буквально растаяла. Бросив остатки умирающего войска, Бонапарт вернулся в Париж. Затем была битва под Лейпцигом. А в Фонтенбло Наполеон вынужден был подписать отречение от престола. Затем наступила ссылка на о. Эльба (с сохранением титула).

Горячая корсиканская кровь требовала действий, и в феврале 1815 года с небольшим отрядом император покидает остров. Во Франции его встретили с ликованием, почти все войска перешли на его сторону. В течение 20 дней Бонапарт покорил страну без единого выстрела. 20 марта 1815 года начались “Сто дней” триумфального правления. В июне того же года состоялась битва при Ватерлоо. Против Франции выступила почти вся Европа. Битва была проиграна, Наполеон сослан на О. Св. Елены, под надзор англичан. Титула он был лишён. 5 мая 1821 года Наполеон умер, в 1840 году его прах был перезахоронен в Париже.

Наполеон последовательно шёл к личной диктатуре – от консула до императора. Он создал новую аристократию с пышными титулами. Менялась и армия. По словам писателя Стендаля, “мундиры делались всё богаче…сердца под ними черствели”.

Наполеон презирал людей, отличался непомерной жестокостью (в Тулоне по его приказу расстреляли 3000 пленных), видел в солдатах только “пушечное мясо”. Рассказывали, что император, глядя на тонущих в р. Березине солдат, сказал: “ Посмотрите на этих жаб”. Единственная мысль деспота – презрение к человеку, деспот видит всегда униженных людей.

Вопрос: почему Наполеон стал таким? ( принадлежал к угнетаемому народу, в детстве и юности был объектом насмешек и издевательств, испытывал финансовые трудности, хотел отомстить за унижения, подняться “из грязи в князи”.

2. Фридрих Ницше “Антихристианин”.

“Нужно свыкнуться с жизнью на вершинах гор, чтобы глубоко под тобой разносилась жалкая болтовня о политике и эгоизме народов. Нужно сделаться равнодушным и не задаваться вопросом о том, есть ли польза от истины, не окажется ли она роковой для тебя. Почитать себя самого; любить себя самого; быть безусловно свободным для себя самого.

Остальные – всего лишь человечество. Что проку от остальных? Нужно превзойти человечество презрением.

Что хорошо? – Всё, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество. Что счастье? – Чувство возрастающей силы, власти, чувство преодоления нового препятствия. Не мир, а война, не добродетель, а доблесть.

Пусть гибнут слабые и уродливые. Надо ещё помогать им гибнуть.

Что вреднее любого порока? – Сострадание слабым и калекам, т.е. христианство.

Какой тип человека надлежит взращивать, какой наиболее высокоценен, более других достоин жизни, кому принадлежит будущее?

Отдельные удачные феномены беспрестанно появляются; в них действительно воплощён высший тип человека – своего рода сверхчеловек в пропорции к человечеству в целом.

Если отсутствует воля к власти, существо деградирует.

Сострадая слабеешь. В целом сострадание парализует закон развития – закон селекции. Оно поддерживает жизнь в том, что созрело для гибели. Оно бережёт и множит всяческое убожество.

Добродетель – это либо выдумка, либо большая опасность.

Для посредственности быть посредственностью – счастье. Дурно всё, что идёт от зависти, слабости, мстительности”.

Вопрос: что страшно в этой статье? (пропаганда эгоизма, уничтожения слабых, возвеличивание отдельных личностей, приравнивание людей к “толпе, массе, остальным”).

3. Работа с текстами романов (см. вопросы)

4. Составление таблицы.

Параметры сравнения Болконский Раскольников
Возраст 30 23
Социальная среда Дворянин Разночинец
Воспитание Строгое, полувоенное, хорошее образование Воспитывался матерью, образование не закончил (ушёл из университета)
Социальный статус Офицер, князь,принадлежит к высшему свету Студент-недоучка, репетитор-неудачник
Внешность Красив, следит за собой, аккуратен Красив, но неряшлив, одет в обноски, не имеет возможности и желания следить за внешностью
Финансовое положение Стабильное, богат Практически нищий, перспектив нет
Мировоззрение Презирает общество, к которому принадлежит, грезит наполеоновской славой Презирает всех (и себя в первую очередь), принял взгляды Ф. Ницше
Жизненные устремления Стремится к подвигу, хочет славы Хочет стать сверхчеловеком, вершить судьбы людей

5. Выводы.

стремятся к личной славе и возвышению над людьми

  • те, кто в чём-то неполноценен: в социальном или финансовом отношении;
  • с проблемами в личной жизни, в отношениях с окружающими;
  • психически неуравновешенные люди, замкнутые или презираемые личности

помочь избавиться от подобных стремлений героям помогает

  • разочарование в кумире (Болконский увидел Наполеона и проникся к нему презрением)
  • экстремальное событие в жизни (смерть Лизы Болконской, ранение под Аустерлицем, разочарование в военной и государственной службе для Андрея; убийство Лизаветы – для Родиона; кстати, обратить внимание на параллель: смерть в родах жены Болконского – убийство беременной, сходство имён)
  • влияние влюблённой женщины (Наташа Ростова, Соня Мармеладова)

 6. Домашнее задание.

  • Развёрнутое аргументированное сравнение героев на основе таблицы
  • Роль влюблённых женщин в жизни героев
  • Параллели в романах*
  • Свободная тема (формулирует сам учащийся) по одному из романов

Примечание: этот урок и другие разработки можно посмотреть на моём сайте в Яндексе lady - mushnina2013.narod2.ru Там же Вы можете оставить сообщение или пожелание и критику на стене.

5.07.2012