Аминокислоты. 10-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


10 класс, базовый уровень сложности.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Цель урока:

  • изучить строение аминокислот;
  • выяснить взаимосвязь состава строения, физических и химических свойств аминокислот.

Задачи урока :

обучающая:

  • актуализировать ранее полученные знания по азотосодержащим и кислородосодержащим органическим соединениям;
  • сформировать представление о свойствах и строении α-аминокислот;
  • научиться составлять формулы и уравнения химических реакций , характерных для аминокислот;
  • в ходе решения творческих задач установить амфотерный характер аминокислот;
  • продолжить формировать умения учащихся анализировать учебную информацию , содержащуюся в мультимедийной презентации.
  • учить моделированию понятий и действий;

развивающая:

  • способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности через самостоятельный и групповой поиск решения творческих задач ;
  • способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, к исследовательской деятельности;

воспитательная:

  • организовать совместную учебную деятельность ;
  • привить навыки взаимопомощи при работе в группе;
  • расширение кругозора учащихся ;
  • повышение мотивации к изучению химии.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать: определение, общую формулу и номенклатуру аминокислот , а также виды изомерии, физические и химические свойства данного вида органических соединений;

уметь: объяснять явление амфотерности в органической химии ;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая;

Метод изучения темы: проблемно-поисковый.

Оборудование :

  • у учителя: ПК, медиапроектор, СD;
  • у учащихся: учебные принадлежности.

Программное обеспечение: Microsoft Office.

План проведения урока.

I этап. Организационный этап.

  • приветствие учащихся, фиксация отсутствующих по сообщению старосты класса;
  • проверка подготовленности учащихся к учебному занятию;
  • проверка подготовленности классного помещения к занятию;
  • организация внимания школьников;

II этап. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.

Для обеспечения мотивации учеников и принятия ими целей урока учитель объясняет , что на уроке учащиеся в ходе решения творческих задач , выяснят зависимость свойств аминокислот от их строения. После коллективного обсуждения результатов поиска решения творческих задач , будут сделаны выводы по теме урока.

III этап. Изучение нового материала.

Слайд №1,2.

Тема урока.

Слайд №3.

Учитель дает возможность учащимся определить последовательность изучения новой темы.

Слайд №4-5.

Творческое задание №1. Рассмотрите слово «Аминокислоты » с точки зрения словообразования(фронтальное).

Слайд №6.

Творческое задание №2. Предложите общую формулу для аминокислот (АК), исходя из морфемики этого слова.

Слайд №7.

Общая формула аминокислот.

Слайд №8.

Определение аминокислот.

Слайд№9.

Международная номенклатура аминокислот.

Слайд №10.

Номенклатура аминокислот с использованием букв греческого алфавита.

Слайд №11.

Исторически сложившиеся названия аминокислот.

Слайд №12.

Изомерия углеродного скелета аминокислот.

Слайд№13.

Изомерия положения аминогруппы.

IV этап. Первичное закрепление материала.

Слайд №14.

Творческое задание №3. Зная общую формулу аминокислот, составьте формулы аланина , фенилаланина , лейцина, изолейцина (работа по группам, результат записывается на доске).

Слайд №15.

Радикалы некоторых важнейших аминокислот.

V этап. Изучение нового материала.

Слайд №16.

Физические свойства аминокислот.

Слайд№17.

Получение аминокислот.

Слайд №18-19.

Творческое задание № 4. Учитывая особенности состава и строения аминокислот, попытайтесь охарактеризовать их кислотно-основные свойства.

Какое действие окажет глицин на универсальный индикатор?

VI этап. Первичное закрепление материала.

Слайд №20.

Творческое задание № 5. (выполняется фронтально) Определите реакцию раствора глутаминовой кислоты и лизина .

VII этап. Изучение нового материала.

Слайд №21,22,23,24.

Творческое задание №6. (выполняется по группам и в тетрадях записывают уравнения) Предложите химические реакции с помощью которых можно доказать :

А) кислотный характер АК;

Б) основной характер АК;

Слайд № 25-26.

Творческое задание № 7. Зная структурную формулу аминокислот, подумайте, могут ли они соединяться друг с другом? Если да, то каким образом?

Слайд №27.

Горение аминокислот.

Слайд №28.

Реакция этерификации аминокислот.

VIII этап. Обобщения и систематизации знаний.

Слайд №29.

Выводы по теме урока (фронтальная беседа).

IX этап. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Слайд №30.

  • Обязательная часть :
  • §26 стр.220-225 ;
  • упр.1, 6. на стр.225-226;
  • Индивидуальная часть :
  • на основе результатов рефлексивного этапа составить перечень вопросов для работы дома.

X этап. Этап рефлексии.

На данном этапе учитель стимулирует учащихся к осмыслению того, как другие (учитель и учащиеся) знают и понимают его личностные особенности , эмоциональные реакции и когнитивные представления. На данном уроке необходимо постараться реализовать рефлексивный алгоритм :

  • «Я»- как чувствовал себя , с каким настроением работал , доволен ли собой;
  • «МЫ» - комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении;
  • «ДЕЛО» - достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы.

Выполнение данного рефлексивного алгоритма возможно если учитель воспользуется рефлексивным методом «Рефлексивный круг». После этого учитель может сделать выводы о достижении поставленных им целей и задач урока.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3