Методическая разработка игры "Зарница"

Разделы: ОБЖ, Спорт в школе и здоровье детей


Военно-спортивная игра на местности очень ценна с педагогической точки зрения. Цель такой игры - предоставить детям возможность применить в процессе игровой деятельности технические навыки и умения, полученные на уроках физической культуры, в походах и благодаря самоподготовке.

При проведении игры "Зарница" чрезвычайно важна техническая находчивость, смекалка, инициатива и физическая подготовленность, которые и предопределяют успех в решении поставленных задач. Наиболее важными из них являются:

Воспитание патриотизма, товарищества, ответственности и чувства коллективизма.

Привлечение школьников к ЗОЖ.

Всестороннее и гармоничное развитие учащихся.

Формирование знаний, умений и навыков по ОБЖ.

Подготовка игры.

В разработке игры участвует небольшая группа, имеющих опыт людей. Основное содержание и правила игры участники должны знать заранее. Необходимо довести до каждого участника игры границы полигона и пути выхода при крайних обстоятельствах. Хорошо иметь карту участника игры или топографический план. С этой картой (планом) участники игры знакомятся заранее, но никаких пометок и стрелок не обозначают. И самая главная задача - знание ТБ всеми участниками военно - спортивной игры.

Участники игры.

Класс перед игрой готовит специалистов, которые должны обладать следующими навыками.

Стрелок:

-Знать виды оружия.

-Уметь определять расстояние до предмета.

-Уметь передвигаться по-пластунски.

-Уметь метко стрелять и метать "гранаты" на дальность в цель.

Разведчик:

-Уметь ориентироваться на местности по компасу и карте.

-Уметь определять стороны горизонта по местным предметам и признакам.

-Читать следы и дорожные знаки.

Связист:

-Знать азбуку Морзе.

-Уметь передавать и расшифровывать тексты.

-Быстро доставлять донесения в указанный пункт.

Санитар:

-Иметь и знать походную аптечку.

-Уметь оказывать первую доврачебную помощь

-Владеть способами переноски раненого.

Фотокорреспондент:

-Уметь пользоваться фотоаппаратом.

-Быть незаметным на поле боя.

-Осветить ход боевых действий после игры.

Повар:

-Знать типы костров и обладать навыками по их разведению в походных условиях.

-Знать рецепты приготовления различных блюд.

Минёр:

-Уметь правильно организовывать минное поле.

-Владеть навыками маскировки.

Сапёр:

-Знать устройство различных мин.

-Уметь обнаруживать и обезвреживать мины.

Командир:

-Уметь грамотно руководить отрядом.

-Уметь ориентироваться на местности по компасу и карте.

Правила игры.

Играющие делятся на 2 - 4 отряда (желательно по классам по 20 - 25 человек). Получив пакет, отряд выдвигается в пункт, указанный на карте, строит крепость, минирует подходы к ней. Высылается разведка, которая определяет местонахождение своего "противника". Если отрядов больше двух, то в пакете обозначается противник (например: 5а атакует 5б, 5б атакует 6а, 6а атакует 5а).

До сигнала красной ракеты, судьи и посредники оценивают участников по специальностям в различных заданиях и по ходу игры.

По сигналу ракеты отряд делится на две группы и за разведчиками выдвигается крепости "противника". Сапёры разминируют минное поле. В это время отряд поддерживается "огнём" своих сапёров, забрасывая крепость снарядами (смятая газета, перевязанная резинкой). После разминирования минного поля крепость считается взятой. Если все сапёры "убиты", крепость считается выстоявшей. Не выходя из крепости защитники стараются попасть снарядами по атакующим.

После боя участники игры убирают территорию, сжигают мусор и "боеприпасы". По сигналу зелёной ракеты (или по истечении времени) отряды выдвигаются на место общего сбора.

Ход игры

Построение:

Командиры получают пакеты и тут же вскрывают их. В пакете находится карта, маршрут выдвижения и приказ.

Боевая задача отряда "красных"-5а класса.

Приказываю:

К 10:15 достигнуть указанного пункта. Построить крепость, занять круговую оборону. Организовать разведку и обнаружить местоположение противника "зелёных"-5б класса. По сигналу красной ракеты разделиться на 2 группы. Одна из групп организует защиту крепости, другая атакует крепость противника. По сигналу зелёной ракеты происходит сбор отряда в указанном месте.

По ходу игры наблюдатели и судьи оценивают действия участников:

1) Командир:

-Грамотное руководство своим отрядом.

-Точность выдвижения в указанный в пакете пункт назначения.

2) Разведчики(2 бойца):

-Наблюдатель засекает время, а разведчики должны быстро и незаметно обнаружить местонахождение крепости и доложить посреднику направление и примерное расстояние до "противника". Если разведчик обнаружен, то его захватывают в плен на 10 минут. Взять в плен его может любой боец отряда противника касанием руки.

-Умение ориентироваться на местности по компасу, окружающим предметам и признакам.

3) Стрелки(1м.,1д.):

-Меткость стрельбы из пневматической винтовки.

-Определение расстояние до недоступного предмета.

4) Связисты(3 бойца):

-Умение быстро передавать и принимать сигналы на расстоянии с помощью флажков.

Наблюдатель передает конверт со словом одному связисту который уходит на расстояние 50 шагов и с помощью флажков передает заданное слово используя азбуку Морзе. Остальные связисты принимают сигналы и передают результаты приема наблюдателю, который фиксирует правильность и скорость передачи.

5) Санитары(2 бойца):

-Умение назначения основных лекарств.

-Умения при перевязывании ран и накладывании шин при переломах.

Судья- медицинская сестра.

6) Повар(1 боец):

-Умение разведения костра в зимних условиях и правильная его организация.

-Знание простейших рецептов приготовления различных блюд в походных условиях.

7) Минёр (1 боец):

-На расстоянии 15 метров от крепости организует минное поле 2х2 метра, обозначенное флажками.

- На глубину 2-3 см закладывает 5 мин.

8) Сапёры(3 бойца):

-Специальным щупом сапёры по очереди обнаруживают и обезвреживают мины под обстрелом противника. При попадании в руку или ногу 2 раза, в голову или туловище 1 раз, а также наступлении на мину, сапёр считается "убитым" и выходит из игры.

После того как наблюдатели и судьи оценят действия и умения бойцов в отрядах, командующий игрой подаёт сигнал красной ракетой на атаку.

Отряды делятся на две группы. Одна остаётся защищать крепость, другая атакует крепость "противника", к которой их ведут разведчики. Перед атакой сапёры должны разминировать всё поле и найти 5 мин. В это время, оставшиеся в крепости стараются заранее приготовленными снарядами (смятая газета, перевязанная резинкой) попасть в сапёра. Нападающие прикрывают сапёров "огнём" по крепости, стараясь попасть в защищающихся( попадание в руку или ногу считается ранением, попадание в другие части тела боец считается "убитым"). "Убитые" выбывают из игры, за этим следят наблюдатели. Как только 5 мин будет найдено, нападающие атакуют крепость и захватывают флаг. Если все три сапёра "убиты", то крепость считается устоявшей.

После взятия крепости по сигналу все участники собираются в установленном месте, где проводится общее построение и подведение итогов игры.

Замечания по проведению игры:

-Не следует излишне опекать ребят в игре.

-Не накалять страсти, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

-Начислять штрафные очки за нарушения правил и границ игры, а также правил ТБ.

-Средства имитации в игре применять только взрослым.

-Посредники не должны симпатизировать "своей" команде.

-Продолжительность игры для 5-6 классов не должна превышать 3 часов.

Литература:

  1. Гавриков Ф.К.. Военизированные игры на местности.
  2. Видякин, В.М., Касаткина Н.А. и другие. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам.- Военно-патриотическое воспитание в школе. 2005.
  3. Пурахин А.Е.. Военно-прикладное многоборье.
  4. Уваров В.А., Козлов А.А.. В поход пешком.

21.07.2012