Коррекционно-развивающее логопедическое занятие в подготовительной к школе группе на тему "Душа на месте, когда семья вместе"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

  1. Уточнить понимание детьми слова «семья».
  2. Учить подбирать к словам определения, действия (прилагательные, глаголы).
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к членам семьи.
  4. Закрепить умение рассказывать о своей семье по рисункам.
  5. Коррекционная: развивать мелкую моторику, внимание, опосредованную память.

Оборудование: выставка детских рисунков на тему: «Семья», пособие «Солнышко» с фотографиями семей, картинное пособие «Семья», картинки для игры «Запомни, повтори», разрезные картинки – действия членов семьи для игры «Кто что делает», волшебные коробочки (шнур, прищепки, геометрические фигуры, буквы из разрезной азбуки), ребус "7+Я", классическая музыка (кассета), свечка, подарок – талисман «Сердце».

Ход занятия

I. Организационный момент: дети стоят в кругу.

1. Приветствие (гостей, друг друга, родителей) «Доброе утро. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. А чем сегодня будем заниматься, догадайтесь сами».

Ребус "7 + Я". Отгадайте – «Семья»

Сегодня мы поговорим о семье.

2. Давайте подумаем, какое настроение нам подойдет. Игра «Одень маску» (грустную, сердитую, кислую, веселую).

3. С веселым настроением поиграем в игру – «Дай ладошечку» (с мамами).

Песня:

«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке,
На ладошечку моя крошечка,
Ты погладь меня, по ладошечке».

4. Пальчиковая гимнастика:

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот вся моя семья.

«Кто приехал?»

– Кто приехал?
– Мы, мы, мы!
– Мама, мама. Это ты?
– Да, да, да!
– Папа, папа. Это ты?
– Да, да, да!
– Братец, братец. Это ты?
– Да, да, да!
– Ах, сестричка. Это ты?
– Да, да, да!
– Все мы вместе.
– Да, да, да!

5. Сядет на свое место тот, кто ответит на вопрос: «Кто ты в семье?» (для мамы, папы – сын (дочь), для дедушки, бабушки – внук (внучка), в семье ты кто? – ребенок).

6. Предлагаю вашему вниманию картинки с секретом. Глядя на них, вы должны запомнить другие слова.

Игра «Запомни, повтори» (опосредованная память).

II. Основная часть.

1. Поговорим о семье. Семья – это самое лучшее в жизни человека. Семья для меня – это радость и счастье, а для вас семья – что? (ответы детей). А для мам: семья – что? (ответы мам).

2. Игра с мячом: «Мяч друг другу передай, ласковые, добрые слова о семье называй!» (нежность, красота, доброта, счастье, любовь, праздник, радость, здоровье).

3. Игра «Назови любимые занятия всех членов семьи» (работа с карточками – действиями: найди, что делает – папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочь).

А сейчас давайте оживим картинки. Покажем действия, а мамы отгадают кто, что делает.

4. Мы говорили много красивых слов о семье, а кто знает пословицы, поговорки о семье? (дети называют).

  • «При солнышке тепло, при матери добро»
  • «В гостях хорошо, а дома лучше»
  • «Лад в семье – больше счастья не найти, хоть весь свет обойти»
  • «Там, где дружат – живут, не тужат, начался разлад – и друзьям не рад»
  • «Где любовь да совет, там счастья и свет, А где ссоры да споры – одни лишь раздоры»
  • «Нет милее дружка, как родная матушка»
  • «Жизнь дана на добрые дела».

5. А сейчас отгадайте загадки о членах семьи. Про кого они?

  • «Кто вас дети нежно любит? Кто лелеет и голубит.
    Не смыкая ночью глаз, кто заботится о вас.
    Без сомненья скажем прямо: «Ну, конечно, это ...»» (мама)

  • «У меня есть верный друг, лучше всех моих подруг.
    Дружим мы уже давно. Смотрим мультики, кино.
    Свяжет варежки, носки, напечет ватрушек.
    Вы ответьте дружно мне. Кто же это?» (бабушка)

  • «Руки сильные, большие, и вихры как у меня.
    Добрый взгляд и знает много. Если надо станет строгим.
    Ну, а вдруг обидит кто-то – на защиту встанет он.
    Кто же этот добрый, сильный и отважный человек?» (папа)

  • «Кто умеет все на свете – выжигать, строгать, пилить.
    Кто поможет вам охотно все, что хочешь смастерить.
    У него усы и трубка и морщинки вокруг глаз.
    Он, как мама и, как папа очень-очень любит вас» (дедушка)

6. Физминутка. Давайте отдохнем, угостим гостей чаем:

«Чайник» (упражнение выполняется с движениями)

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела».

7. Игра с мячом, «Какой, какая» (дети стоят за стульями)

  • мама – добрая, красивая, ласковая….
  • папа – сильный, смелый, храбрый,..
  • семья – большая, дружная, крепкая,…
  • бабушка – любимая, добрая…
  • дедушка – умный, сильный, веселый…

А мамы скажут нам, используя слова-прилагательные, какие у них дети:

  • Сын – шустрый, любознательный, любимый,…
  • Дочь – красивая, нарядная, озорная,..

8. «Дети, мамы, требуется ваша помощь. Картинки разрезал злой колдун, нам надо составить их скорее, чтобы чары злого колдуна рассыпались» (работа по группам с мамами на отдельных столах).

Разрезные картинки «Семья», «Хорошо с семьей».

9. «Молодцы. Сели на свои места. К занятию все нарисовали свои семьи. А сейчас расскажите мне о своей семье по рисунку, фотографии или на память»

(4 рассказа о семье).

10. Приготовились к работе с волшебными коробочками, (звучит классическая музыка). Составьте солнышко из шнура, геометрических фигур, прищепок.

Солнце – это символ мира, радости, спокойствия в семье.

А из букв разрезной азбуки составьте слова: «Семья», «Мир», (оставьте все на своих столах).

11. «Приглашаю в круг детей и мам. Игра «Что умеют делать наши руки в семье (скажите и покажите).

Руки – радуются, сердятся, боятся, гладят. режут, стирают, помогают, любят.

III. Заключительная часть.

1. Один мальчик хотел, чтобы всем всегда было хорошо, и придумал песню. Давайте мы ее споем вместе с мамами.

«Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я».

А сейчас мы будем друг другу передавать свечку и говорить свое самое заветное «Пусть» в вашей семье.

Поем все вместе, а у кого свечка скажет свое «Пусть».

«Пусть всегда будет...» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь).

2. Надеюсь, вы все сегодня поняли самое главное – «Семья нам всем нужна!», «Вся семья вместе, лак и душа на месте».

3. Молодцы дети, мамы, все старались, хорошо занимались.

Примите в подарок «Сердечки» – талисман дружбы и любви в семье.