Бинарный урок по теме "История стеклянной бусинки и бисера. Изготовление простой цепочки". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Тип урока: бинарный урок.

Формы урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесно-иллюстративный рассказ, самостоятельная работа, практическая работа.

Здоровьесберегающие технологии:  физкультминутка с музыкальным сопровождением.

Цель: знакомство с историей бисера, а также подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Задачи:

  • формирование и развитие знаний, умений и навыков при работе с бисером;
  • формирование обучения технологии нанизывания бисера на нить;
  • формирование правил  безопасной работы и соблюдения санитарно-гигиенических требований;
  • формирования овладения основными способами  точного выполнения технологических операций;
  • формирование познавательного интереса  учащихся к предмету;
  • формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, экологических, экономических  качеств личности;
  • формирование знаний о технике бисероплетения.

Межпредметные связи:

  • ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, иголка);
  • История, география – сведения об истории возникновения бусин и бисера;
  • Математика – использование определенного количества бусинок.
  • МХК – сведения о традициях народного декоративно-прикладного творчества.

Материально-техническое оснащение: кабинет – парта, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Методическое оснащение урока:

  • материально-техническая база: инструменты (ножницы, иглы для бисера) и приспособления (тарелочки для бисера, линейка), материалы (бисер двух цветов, капроновые нитки в тон бисера, образец простой цепочки из бисера);
  • дидактическое обеспечение: Презентация об истории бусинки и бисера, а также схемы и поэтапное изготовление изделия (на интерактивной доске и для каждого ученика на партах); рабочая тетрадь, дополнительная литература;
  • учебно-техническая документация:  «Технологическая  последовательность изготовления простой цепочки в схемах и образцах».

Словарь:

  • Усхи – ожерелья Солнца.
  • Сни'зки – "нитка бус, носимая как ожерелье". От низа'ть.
  • Унты (от эвенкийского унта – обувь), название меховой обуви. 1) Короткая обувь у эвенков из оленьих камусов (шкур с ног), украшенная кусочками песцовых или заячьих камусов, цветным сукном, бисером.
  • Нганасаны – (самоназвание – ня), народ в Российской федерации, в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, в Красноярском крае.

Этапы урока

Время

Методы
Формы работы

Работа учащихся

Работа учителя

1 Организационная часть 1 мин Фронтальная форма работы Дежурный отвечает Готовность и состав учащихся
2 Повторение пройденного материала. Актуализация знаний. 4 мин Блиц опрос, фронтальная форма работы Отвечают на вопросы учителя быстро. Задает вопросы учащимся
3 Изложение нового материала 25 мин Словесный: (рассказ); наглядный: демонстрация наглядных пособий(презентация) Слушают учителя, записывают в тетради краткие тезисы Изложение нового материала.
4 Физкультминутка 2 мин Выполнение специальных упражнений Выполняют движения под музыку Проводит физкультминутку
5 Закрепление полученных знаний 5 мин тестирование Ответы учащихся Провести тестирование.
6 Вводный инструктаж 8 мин Словесный:
устное изложение (объяснение); наглядный: демонстрация наглядных пособий.
Слушают учителя, знакомятся с порядком работы. Знакомит учащихся с порядком самостоятельной (практической) работы, временем, критериями оценивания.
7 Изложение техники поэтапного низания изделия 10 мин Словесный: (рассказ); наглядный: демонстрация наглядных пособий(презентация) Слушают учителя, выполняют этапы плетения Изложение техники поэтапного низания изделия
8 Практическая работа 30 мин Практический:
( метод самостоятельной учебной работы, можно в парах).
Дифференцированный подход к учащимся.
Самостоятельная работа учащихся: “Подбор двух сочетающихся по тону цветов и размеру бусин или бисера ”.
Практическая работа – изготовление простой цепочки.
Целевые обходы:

1-й обход – проверить организацию рабочих мест;
2-й обход – проверить правильность выполнения последовательности задания;
3-й обход – проверить правильность изготовления изделия, осуществление учащимися самоконтроля.

Провести приемку и оценку работ.

9 Заключительный  5 мин Наглядный,
словесный, фронтальная форма работы.
Разбор допущенных ошибок.
Записывают д/з.
Анализ характерных ошибок и их устранение.
Сообщение оценки работы каждого учащегося.
Домашнее задание: “составить кроссворд на тему «Рукоделие».

ХОД УРОКА

1. Организационная часть – 1 мин

1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка готовности к занятию.

2. Повторение пройденного материала – 4 мин.

2.1. Проверка знания материала прошлого занятия.
2.2. Вопросы к группе:

  • Что такое рукоделие? (Рукоделие – это ручная работа или ручной труд)
  • Когда и как появилось рукоделие ? (Рукоделие издавна являлось главным занятием женщин разных классов и сословий.)
  • Для чего нужно человеку заниматься рукоделием? (Ответы детей)
  • Какие виды рукоделия вы знаете? (Это вязание и  шитьё, вышивка и  макраме, коллажирование и оригами, лепка и выжигание, рисование и бисероплетение, батик и  все виды росписей, а так же многое-многое другое.)
  • Какие виды рукоделия вы хотели бы освоить? (Ответы детей)

3. Изложение нового материала – 25 мин.

3.1. Рассказать учащимся об истории стеклянной бусинки и бисера. Приложение 1 (презентация) Приложение 2

4. Физкультминутка – 2 мин. Приложение 3

5.  Закрепление полученных знаний5 мин. Приложение 4

5.1 Тестирование

6. Вводный инструктаж  – 8 мин.

6.1. Рассказать о технике безопасности при выполнении ручных работ с колюще-режущими предметами и при работе с бисером. Объяснить технологию выполнения самостоятельной работы, временем, критериями оценивания.
6.2. Запись в тетрадь правил ТБ.

7.  Изложение техники поэтапного низания изделия – 10 мин. Приложение 1 Приложение 5

7.1. Рассказать о технике низания бисера или бусин (самый популярный в настоящее время, быстро возрождающийся вид бисерного рукоделия).
7.2. Демонстрация готового изделия.
7.3. Раздать каждому учащемуся «Схемы поэтапного изготовления изделия» – Приложение 5

8. Самостоятельная работа учащихся – 30 мин.

8.1. Текущий инструктаж – целевые обходы.
8.2. 1-й обход – проверить организацию рабочих мест;
8.3. 2-й обход – проверить правильность выполнения последовательности задания;
8.4. 3-й обход – проверить правильность изготовления изделия, осуществление учащимися самоконтроля.
Провести приемку и оценку работ.

9. Заключительный инструктаж – 5 мин.

6.1. Анализ характерных ошибок и их причин.
6.2. Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3. Домашнее задание “составить кроссворд на тему «Рукоделие»”.

10. Литература

  1. Марина Ляукина  Бисер Основы художественного ремесла Москва «АСТ-ПРЕСС», 1998, 173 стр.
  2. Татьяна Несмиян Ювелирные украшения из бисера и самоцветов Москва «Эксмо», 2006, 63 стр.
  3. Специальное приложение к журналу «Чудесные мгновения» №3 (27)/2005, 24 стр.