Методическая разработка Дня психологии "Путь самопознания"

Разделы: Школьная психологическая служба


В течение дня проводится ряд мероприятий, направленных на самопознание и саморазвитие всех участников образовательного процесса.

Основная идея: познание внутреннего мира человека через анализ собственной деятельности и через общение с другими людьми.

Цель: повышение интереса к психологическим знаниям, создание условий для формирования психологической культуры обучающихся и педагогов; улучшение психологического микроклимата в школе.

Задачи:

 развивать способность к самопознанию школьников;

 способствовать личностному росту учеников;

 расширять эрудицию, кругозор;

 формировать чувство успешности;

Контингент: учащиеся 1-11-х классов.

Материалы: ватман, карандаши, фломастеры, музыкальное сопровождение (релаксация), диагностические материалы.

Девиз дня психологии: "Жить - значит, развиваться".

Рано утром в вестибюле школы учащихся встречали психологи с приглашением пройти путь познания себя и вручали "Пожелания дня".

(Приложение 1)

Остановка "Радуга".

Цель: создать условия для осознания детьми своего настроения во время пребывания в школе и его влияния на самочувствие друг друга.

Ход акции

В вестибюле школы поместить плакат с вопросом: "Какое у тебя настроение сейчас? Под плакатом 6 цветных шаблонов: желтый, черный, красный, синий, зеленый, серый. Всем учащимся и учителям предлагают опустить фишку в разноцветную коробку, состоящую из 6 секций. "Опусти, пожалуйста, эту фишку в ту прорезь, цвет которой соответствует твоему настроению сейчас".

В конце дня подводятся итоги исследования настроения и на плакате сообщаются его результаты в виде диаграмм.

Остановка "Под небом голубым".

Сегодня мы с вами немного узнаем о себе.

Вам будет предложено четыре картины, выберите ту, которая нравится больше всего. (Приложение №2):

Остановка "Реши задачу".

Определение уровня притязаний - детям предлагалось выбрать и решить задачу разной степени сложности.

Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Бывает адекватный уровень притязаний (человек ставит перед собой те цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватный: завышенный (притязает на то, чего не может достичь) или заниженный (выбирают легкие или упрощенные цели, хотя способен на большее). Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

После выбора задачи учащиеся получали интерпретацию своего выбора (Уровень притязаний)

ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА - нереалистично высокий;

Человек с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая себя, свои способности и возможности, берётся за непосильные для него задачи и часто терпит неудачи.

СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА - высокий уровень притязаний;

Человек с высоким, но реалистичным уровнем притязаний постоянно стремится к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению целей.

ЗАДАЧА СРЕДНЕЙ СЛОЖНОСТИ - умеренный уровень притязаний;

Человек с умеренным уровнем притязания стабильно, успешно решает круг задач средней сложности, не стремится улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям.

ПРОСТАЯ ЗАДАЧА - низкий уровень притязаний.

Человек с низким уровнем притязаний выбирает слишком легкие и простые цели, что может объясняться: 1) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, "комплексом неполноценности", либо 2) "социальной хитростью", когда наряду с высокой самооценкой и самоуважением человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Остановка "Игра в цвета".

Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека. Учащимся было предложено несколько цветов, затем они получали интерпретацию своего выбора.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы "ударом рога", можно стать заложником собственных желаний, перестать верно "читать карту местности", воспринимать окружение адекватно.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Те, кто любит этот цвет, - люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим, хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства - следствие большой внутренней работы над собой.

Остановка "Я и другие".

На этой остановке учащиеся выполняли тест К. Пальмера, позволяющий определить, умеют ли они ладить с людьми.

(Приложение №3)

Остановка "Психологи говорят".

Школа была украшена плакатами с высказываниями и фотографиями известных психологов.

(Приложение №4)

Конечная остановка "Хочу сказать".

Психологический забор давал возможность высказаться о дне психологии, оставить свои пожелания (отзывы о том, что понравилось и не понравилось в течение дня психологии).