Инновационные формы работы педагога-психолога с детьми-сиротами

Разделы: Школьная психологическая служба


В детском доме практически все дети имеют отклонения в психофизическом развитии и становления личности, которые выражаются в нарушениях эмоционально-волевой сферы, приводящей к нарушению общения, снижению регуляторных и контролирующих действий, проявлению агрессии, преобладанию негативных эмоций и психоэмоциональных состояний.

Главной целью всего воспитательного процесса детей в сиротском учреждении является формирование полноценной социализированной личности ребенка сироты через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации.

Среди наиболее приемлемых и эффективных способов в работе с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения, в нашем детском доме можно выделить следующие:

  • арт-терапия;
  • песочная терапия;
  • обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального дыхания (программа “Волна”);
  • Темная сенсорная комната;
  • ART-тренинг.

Арт-терапия.

Воспитанники детских домов, как правило, испытывают трудности не только в вербальном, но и невербальном выражении своих мыслей, чувств, переживаний, поэтому наиболее эффективным методом работы с ними является арт-терапия.

В ходе арт – терапевтических сессий участники знакомятся с разнообразными изобразительными средствами (гуашь, акварель, пастель, мелки, карандаши, пластилин, глина) и техниками (мандала, коллаж, рисование под музыку, оригами; изготовление масок и кукол и др.) и учатся принимать свой облик таким, какой он есть, и приняв его, развивать себя и свои возможности, контролировать свое эмоциональное состояние, адекватным образом строить взаимоотношения с другими людьми, разрешать внутренние конфликты и трудности во взаимоотношениях с окружающими.

Песочная терапия.

Песочная терапия – вид терапии, предназначенный для работы с детьми и взрослыми, в основе которого лежит технология создания картин из песка, воды и миниатюрных игрушек. Техника “песочной терапии” возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного.

Часто ребенок (подросток) не может понять и словесно выразить свои трудности, проблемы, боль или конфликт. Песочная терапия обеспечивает возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. В песочнице ребенок, подросток имеет возможность имеет возможность создать свой собственный мир, посмотреть на него со стороны, осмыслить происходящее и преобразовать свой существующий мир с новым пониманием, найти способы решения возникающих трудностей и проблем.

Программа “Волна”.

Поскольку воспитанники детских домом эмоционально неустойчивы, вспыльчивы, порою агрессивны, подвержены стрессам, тяжело приспосабливаются к новым условиям, то при оказании психологической помощи очень важным является обучение детей и подростков управлению своим психофизическим состоянием. Поэтому в 2009 год была приобретена программа “Волна”, которая направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального дыхания, наиболее оптимального для организма, и используется в качестве эффективного метода профилактики и коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений у детей и взрослых. В детском доме данная программа используется в индивидуальной работе с детьми и подростками от 7 лет.

Обучение диафрагмальному дыханию осуществляется с помощью технологии функционального биоуправления (ФБУ), основанного на принципе биологической обратной связи (БОС). В процессе тренинга происходит: 1) освоение техники диафрагмального дыхания как способа синхронизации сердечной и дыхательной деятельности (2-3 занятия); 2) обучение и выработка устойчивых навыков диафрагмального дыхания (3-4 занятия); 3) закрепление навыка, формирование тактики эффективного поведения в проблемных ситуациях (отработка индивидуально значимых стрессовых ситуаций) (3-5 занятий).

Освоение навыков саморегуляции с помощью диафрагмального дыхания формирует новое состояние организма как на физиологическом, так и на психологическом уровне, а именно уравновешиваются процессы возбуждения и торможения; снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему; активизируется обмен веществ; улучшается кровоснабжение головного мозга; снижается заболеваемость; повышается концентрация внимания и работоспособность, произвольный контроль поведения; нормализуется психоэмоциональное состояние; улучшается общий фон настроения, повышается самооценка.

Сенсорная комната.

С 2010 года в нашем учреждении функционирует сенсорная комната, или комната релаксации, которую очень любят посещать все дети. Кроме того, комната релаксации — излюбленное место педагогов.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, где каждый ребенок ощущает себя в полной безопасности, т.к. в ней не только исключаются стрессовые ситуации, но и “отсекаются” любые привычные воздействия окружающего мира.

Здесь с помощью различного оборудования создаётся ощущение комфорта, уюта и безопасности. Ребёнок настраивается на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми, получает возможность раскрепоститься, стать самим собой.

В зависимости от направленности воздействия на ЦНС оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока релаксационный и активизирующий.

В релаксационный блок входят бассейн с шариками, пузырьковая колонна, зеркальный шар, пуфики, наполненные гранулами из пенополистерола и поролоновой крошки; набор дисков с записями релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа в бассейне, отдыхая на пуфиках, может принять комфортную позу и расслабиться.

Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями (Панно “Звездное небо”, светильники “Релакс”, “Жар-птица”, зеркальный шар, сухой душ, ребристая дорожка). Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника и усиливают воображение. Время занятий в сенсорной комнате – 15 - 45 минут в зависимости от индивидуальных, возрастных, психофизиологических особенностей детей. Дети всех возрастов занимаются по подгруппам по 4 – 6 человек и индивидуально . В ходе занятий используются элементы игровой терапии, медитации, визуализации, направленные на получение позитивного опыта, поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей и общую энергетизацию тела.

Тренинг ART (Aggression replacement training):

Обучение взамен агрессии.

С 2011 года реализуется программа “ART: обучение взамен агрессии”. Тренировка замены агрессии (ART) – это программа, разработанная Арнольдом П. Гольдштейном в Центре исследования агрессии (США) докторами Барри Гликом и Джоном Гиббсом (Goldstein & Glick, 1988; Goldstein, Glick& Gibbs? 1998/2000). Тренинг ART является структурированной педагогической программой, которая зарекомендовала себя как эффективное средство по профилактике, уменьшению и замене агрессивного поведения у детей и подростков.

Это мультимодальная программа, включающая 30 занятий и состоящая из трех компонентов (по 10 занятий на каждый компонент):

  • Социальные навыки. Цель данного компонента: укрепление социальной компетенции; замена агрессивного поведения социально приемлемым.
  • Тренировка контроля над гневом ( разработчик - Ева Фейндлер).
  • Моральные размышления (в основе компонента модель моральных рассуждений Джона Гиббса)

В ходе занятий дети и подростки осваивают 10 наиболее важных для них социальных навыков (из 55 представленных в программе). Каждое умение (социальный навык) содержит 3 – 6 ступеней. Ступени включают в себя когнитивный, вербальный и возрастной элементы, которые реализуются в bubble – talk (мысли вслух), когда участники останавливают игру и поясняют, как они думают и из каких оценок исходят. В “Контроле над гневом” учатся различать внешние и внутренние факторы гнева, его признаки на физиологическом, когнитивном и поведенческом уровнях, способы снятия внутреннего напряжения (так называемые “глушители”), последствия разрушающего поведения и осуществляют выбор социального навыка, позволяющего разрешить возникающую конфликтную, неприятную ситуацию мирным путем. “Моральные размышления” - наиболее сложный и интересный компонент программы, который существенно отличается от двух других компонентов, как по структуре занятия, так и по форме подачи материала. Детям и подросткам предлагаются ситуации, в которых необходимо сделать выбор и обосновать его.

В настоящее время программой охвачено 20 человек в возрасте 10—17 лет. У детей и подростков, принимающих и принимавших участие в программе, отмечается снижение агрессивности и социальная активность.