Урок подготовки к контрольной работе по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Разделы: Физика


В Концепции модернизации российского образования ставится задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся. Решению указанных проблем будет способствовать введение в систему образования компетентностного подхода.

Данный урок составлен с позиции компетентностного подхода. Он включает следующие обязательные этапы урока такого типа: целеполагание, актуализация ЗУН с целью подготовки к контрольной работе (самостоятельная продуктивная деятельность), рефлексия. На уроке происходит формирование следующих компетентностей учащихся: познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей, умение ставить цель собственной образовательной деятельности, организация взаимосвязи своих знаний и упорядочение их, навыков самоконтроля и самооценки.

Тип урока: актуализации знаний и умений.

Цель урока: актуализировать, обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся, подготовить к контрольной работе по теме  «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Задачи урока:

  • Познавательные:
    • создать условия для актуализации ЗУН учащихся по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» путём подбора и визуализации содержательной части заданий для обобщения и систематизации, мониторинга процесса обучения.
    • проконтролировать уровень усвоения ЗУН учащихся по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Формировать у обучающихся навыки самоанализа и самоконтроля.
    • продолжить формирование новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности путём использования современных технологий обучения.
  • Воспитательные:
    • способствовать повышению мотивации обучения посредством тематического отбора и представления учебного материала в интересной, визуализированной, интерактивной и максимально понятной для обучающихся форме.
    • содействовать формированию навыков самоорганизации путём создания ситуаций для самостоятельного принятия решений и проявления инициативы.
  • Развивающие:
    • развивать познавательную активность обучающихся и познавательный интерес к предмету путём создания и решения в сотрудничестве проблемной ситуации.
    • проверить уровень самостоятельности мышления обучающихся по применению знаний в различных ситуациях.

Компьютерная поддержка урока: страницы в программе Notebook (Приложение 1).

Раздаточный материал: разноуровневые карточки с задачами (Приложение 2), тест (Приложение 3).

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART.

Этапы урока

Примерное время

Деятельность учителя

Самостоятельная продуктивная деятельность учащихся, ожидаемый результат

1. Оргмомент. 1' Приветствует учащихся. Приветствуют учителя.
2. Целеполагание и мотивация. 10' Демонстрирует интерактивный объект, созданный с использованием Flash-технологий, из приложения LAT (стр.1, 2).
Задание: назвать физические величины и их единицы измерения.

Демонстрирует таблицу утверждений (стр.3). Задание: верны ли утверждения?

 

Демонстрирует задания на повторение формул. Задание: заполнить треугольник, написать формулу давления твердого тела (стр.4).

Задание: записать формулу для расчета давления жидкости, дать название величин, входящих в формулу (стр.5).

 

Задание: записать дополнительные формулы, изученные ранее (стр.6).

 

Задание: выбрать один правильный ответ, дать пояснения к ответу  (стр.7,8).

 

Задание: решить задачу устно (стр.9).

Подведение итогов работы первого этапа урока.

Вспоминают физические величины и их единицы измерения, формулы, изученные в данной теме.
Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый учащийся определяет затруднения при выполнении заданий, пробелы в знаниях, формулирует цель работы по подготовке к контрольной работе.

Формирование у учащихся умения ставить цель собственной образовательной деятельности.

3. Актуализация ЗУН с целью подготовки к контрольной работе. 19' Дает разноуровневые задания (стр.12,13), [1, с. 99; 3, с.59], контролирует выполнение, оказывает помощь слабым учащимся, демонстрирует образец решения задач (стр. 10,11, 14), [1, с. 110-112]. 

Каждый учащийся выбирает уровень выполнения задания в соответствии с выявленными пробелами на первом этапе урока, работает индивидуально.

Учащиеся, не испытывающие затруднения, хорошо выполнившие задания вначале урока, решают задачи без помощи учителя. 

Слабые учащиеся работают у доски по образцу.

Формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей, организация взаимосвязи своих знаний и упорядочение их.

4. Рефлексия (подведение итогов урока). 8' Дает тест (2 варианта), [1, с. 54-56]. Контролирует время выполнения теста. Открывает ответы. Просит учащихся оценить свою работу.

Отвечают на вопросы теста. Самопроверка выполнения тестового задания, самооценка. Выявляют свои пробелы в знаниях, затруднения при решении задач. При неправильном ответе на данный вопрос находят информацию в учебнике для коррекции ЗУН.

Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки.

5. Информация о домашнем задании. 2' §33,38,39,43,44 (выбрать в соответствии с  допущенными ошибками в тесте), решить задачи варианта 4, №2,5,7.

Выбирают уровень выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник.

Использованная литература:

  1. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразов. учреждений / А.В.Перышкин  –  М.: Дрофа, 2009.
  3. Ханнанова Т.А.Физика. 7 класс: рабочая тетрадь / Т.А. Ханнанова, Н.К.Ханнанов. – М: Дрофа, 2007.