Программа к методическому пособию "Все цвета кроме черного. Познаю свои способности"

Разделы: Социальная педагогика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» под руководством академика РАО, лауреата премии Президента России М. М. Безруких. Проект направлен на профилактику вредных привычек и формирование ценностного отношения к  здоровью.
Традиционно педагоги и родители считают, что основная задача ранней профилактики наркотизма заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка (подростка) представление о вреде алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. Если мальчик или девочка узнают о пагубных последствиях употребления наркотических веществ, - рассуждают взрослые, - то этого вполне достаточно ля того, чтобы предотвратить знакомство с ними. Но так ли это на самом деле? Суть педагогической профилактики заключается не только в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных  ресурсов. Вот почему темы профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению),  умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с наркотическими веществами.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: сформировать представления у подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  1. сформировать представления о наркотизации как поведении, опасном для здоровья.
  2. развивать интерес у обучающихся к познанию своих возможностей, своего характера, сильных и слабых сторон.
  3. научить давать оценку своим действиям, развивать навыки регуляции своего поведения, эмоционального состояния.
  4. развивать коммуникативные навыки (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях).

Программа предназначена для учреждений различного типа: общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Программа может использоваться во внеклассной работе или как дополнительные занятия в группе продлённого дня. Программа представлена в объёме 17 часов, из них: 3 часа теории и 14 часов практики.
Программа «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» построена по модульному принципу – их основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью. Содержание программы охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы.
Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их подростки, могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:

  • анализ литературных отрывков;
  • тестовые задания для развития самооценки;
  • творческие задания (составление рассказа, логические задачи, игры);
  • тренинговые задания.

Работа с комплектом нацелена на достижение конкретных результатов:

  • полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье;
  • подростки научаться управлять своим поведением, избегать конфликтов с окружающими;
  • обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема модуля.

Кол-во часов

Тема занятия

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

Увлечения мои и моих друзей.

0,5 ч.

0,5 ч.

2.

3.

  4.

 

I. Для чего человеку нужны часы?

   

 

     3

1.1. Для чего человеку нужны часы?
1.2. Всё ли правильно в твоём режиме дня?
1.3. Оценка своего эмоционального состояния.
Работоспособность человека.

 

0,5 ч.

 

 

 

0,5 ч.

         1 ч.

 

1 ч.

 

5.
6.
7.

8.

II. Внимание! Внимание!

 

4

 

 

2.1. Виды внимания.
2.2. Свойства внимания.
2.3. Как проверить своё внимание.
2.4. Великая роль внимания.

0,5 ч.

 

0,5 ч.

0,5 ч.
1 ч.

1 ч.

       0,5 ч.

9.

10-
11.
12.

III. Секреты нашей памяти.

4

3.1. Память - есть кладовая ума.
3.2.- 3.3. Виды памяти.

3.4. Как развить память.

 

0,5 ч.

 

0,5 ч.
2 ч.

         1 ч.

13.
14.

15.

IV. Homosapiens - человек разумный.

 

3

4.1. Век живи, век учись.
4.2. Решение логических задач.
4.3. Творческое мышление.

0, 5 ч.

0,5 ч.

1 ч.

1 ч.

16.

V. Какой ты человек

1

5.1. Самооценка своих способностей. Характер человека.

0,5 ч.

0,5 ч.

17.

VI. Что я знаю о себе.

1

6.1. Исполнение мечты.
Мои возможности.

0,5 ч.

0,5 ч.

Итого:                             17

4 ч.

13 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводное занятие. «Увлечения мои и моих друзей». 1 час.
Вводное занятие предполагает знакомство с тематикой проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности». Если обучающиеся  уже знакомы с данным проектом по прошлому году, то можно преступать ко второй части занятия, а если нет, то руководитель подробнее рассказывает о плане работы группы.
Вторая часть занятия  проходит в виде игры «Увлечения мои и моих друзей».

Тема I: «Для чего человеку нужны часы?» 3 часа.
О том, что правильно организованный режим дня - непременное условие сохранение здоровья ребёнка, известно всем, но, к сожалению, далеко не в каждой семье соблюдается это условие.
Формирование у школьников навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела помогает предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверие в собственные силы, когда подросток считает, что он «всё равно не справится, не стоит и стараться». К тому же соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у подростка навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению.
При выполнении заданий, предложенных учителем, или в рабочей тетради предполагается индивидуальная работа - подростки выполняют их самостоятельно. Задача педагога - заинтересовать обучающихся этой работой. Результаты заданий должны быть проанализированы - это поможет подросткам понять, что им нужно исправить в своих режимах дня.

Тема II: «Внимание, внимание!» 4 часа.
Внимание - одна из важнейших психологических функций человека, проявляющаяся в способности сосредоточиться в данный момент на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Рассматривая данную тему в рамках профилактической программы, необходимо сформировать у учащихся представление о том, что употребление психоактивных веществ негативно отражается на способности человека быть внимательным. Обсудите с подростками причины, по которым запрещается водить машины, управлять приборами и сложными механизмами, человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии.
Тема включает целый ряд тестовых и тренировочных заданий, которые позволяют обучающимся самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность.

Тема III: «Секреты нашей памяти». 4 часа.
Память - одна из важнейших психических функций, выражающаяся в способности запечатлевать, сохранять и воспроизводить прошлый опыт.
Тема включает тестовые и тренинговые задания, показывающие уровень развития памяти: по способу запоминания, по затрачиванию волевых усилий. Итогом по данной теме предполагается выпуск стенгазеты, куда можно поместить информацию не только об основных правилах и методиках эффективного запоминания, но и  информацию о негативном влиянии употребления психоактивных веществ на память.

Тема IV: «Homosapiens- человек разумный». 3 часа.
Задания данной темы направлены на развитие мыслительных способностей обучающихся.
Умения человека наблюдать природу помогло ему открыть многие её тайны и законы. Затем у людей появилась необходимость систематизировать свои знания об окружающем мире. Так зарождалась наука. Благодаря научным знаниям и творческому мышлению человек создал вокруг себя новый, рукотворный мир.
Творческое мышление проявляется в способности человека создавать что-то новое и в том, умеет ли он в обычных, знакомых для него предметах и явлениях находить новое и необычное.

Тема V: «Какой ты человек». 1 час.
Любому человеку необходимо знать свои способности и возможности, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Все мы очень разные, но этим мы и интересны друг другу.
Эта тема помогает определить черты характера, т. е. совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения. В обычной жизни часто ставится знак равенства между понятиями «темперамент» и «характер». Однако эти понятия далеко не равнозначны.
Темперамент - характеристика динамических особенностей деятельности индивида. Темперамент определяет впечатлительность, эмоциональную возбудимость личности.
Задания этой темы помогут подростку оценить себя как личность, задуматься над чертами своего характера.

Тема VI: «Что я знаю о себе». 1 час.
На заключительном занятии подводятся итоги работы в течение года. Ребята с помощью учителя обобщают всё, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личностных качествах. Это поможет подростку увидеть все «сильные» и «слабые» стороны.

Продолжение статьи

Список первоисточников
1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. – М.: Ось – 89. – 1998.
2. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филлипова Т. А. Все цвета, кроме чёрного: 5 – 6 класс/  Безруких М. М., Макеева А. Г., Филлипова Т. А. Пособие для педагогов и родителей – М.: Вентана – Граф. – 2007.
3. Рогов Е. И. Я и самопознание / Рогов Е. И. – М.: Март. – 2006.
4. Ускова Г. А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников / Ускова Г. А. – М.: Академический проект. – 2004.
5. http://www.leovit.ru/memoris.html
6. http:// www.poljot - classic.ru/pages/56
7. http://www.sunhome.ru/journal/111892
8. http://www.childprotect.ru/pamyat/