Путешествие по экологической тропинке "В гости к елям"

Разделы: Работа с дошкольниками


Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню
кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных
колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и
завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и
торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание
слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни”
(В. А. Сухомлинский)

Цель. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру. Активизировать работу по экологической тропинке детского сада.

Задачи.

  • Обобщить знания детей о деревьях и кустарниках.
  • Различать хвойные и лиственные деревья.
  • Находить сходства и различия между живой и искусственной елью.
  • Определять с какого дерева лист и находить это дерево на участке.
  • Закрепить знания о временах года.

Материал. Искусственная ель, письмо; листочки клена, тополя, березы, ели; бумага, ткань, кожа, музыкальные инструменты.

Последовательность работы.

Воспитатель.

Прислушайтесь!
Вы ничего не слышите?
Кто это так тихо прошагал кругом?
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха
И, конечно, бегемот,
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы
Как зеленые травинки
Сняв зеленые ботинки
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел
И повсюду тишина
Это значит, это значит
Тише всех пришла…….(весна)

А к нам пришла весна?

О каком времени года говорится, что оно дарит нам нежнейшие краски природы?

Это время года всегда привлекало художников и поэтов. Они посвятили весне много прекрасных произведений.

Какие стихи о весне знаете вы?

(Дети читают стихи о весне.)

Воспитатель.

Весна чудесное время года!
Весною часто идут …..(дожди).

Динамическая пауза.

Дождик капнул на ладошку (Ноги вместе, руки за спиной. Вынести вперед.)
На цветы и на дорожку (Правую (левую) руку ладошкой вверх.)
Льется, льется ой, ой, ой!
Побежать бы нам домой. (Бег.)
Дождик, дождик, ты не лей!
Уж и так бежит ручей.
Лучше радугу – дугу
Покажи нам на лугу.

Красочная радуга засияла
Разными цветами
И украсила нашу планету. (Наклоны вправо и влево.)

Растения потянулись к солнышку. (Поднять прямые руки перед собой вверх.)

Деревья, цветы, трава. (Отставляя поочередно правую (левую) ногу назад.)

Птицы вернулись из теплых стран. (Бег со взмахами рук.)

Прилетели грачи, ласточки.
Вернулись скворцы.

Проснулись звери. (Полуприсядом.)

Барсуки вылезли из своих норок.
Медведи вылезли из берлог. (Ходьба по “ медвежьи”.)
Ежи проснулись.

Бабочки порхают вокруг цветов. (Летают, приседают.)

Садятся на них, пьют нектар.
И снова летят к другому цветку. (Дети ложатся на траву.)

Давайте полюбуемся на окружающую нас красоту: молодой травкой, первыми весенними цветами, маленькими листиками на деревьях.

Полюбуемся на голубое небо, яркое солнышко.

Протяните руку к солнышку, закройте глаза.

(Дети открывают глаза, поднимаются.)

Воспитатель. (Показываю письмо.)

Кто-то бросил нам в окошко
Посмотрите письмецо
Может это лучик солнца
Что щекочет нам лицо.
Может это воробьишко,
Пролетая уронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?

От кого это письмо? (Рассуждения детей.)

Давайте откроем и прочтем.

Дорогие наши маленькие друзья!
Пишут вам ваши знакомые.
Мы благодарим вас за то,
Что вы постоянно заботитесь о нас.
И приглашаем вас к себе в гости.

Нас всегда вы найдете.
Пойдете гулять и мимо не пройдете.

Стоим, колючие, как ежи
Зимою в платье летнем.

Кто приглашает нас в гости?

Давайте подойдем к ним.

– Здравствуйте, елочки!

Здравствуйте, красавицы!

Ребята, а елочки это деревья или кустарники?

Почему елочки деревья?

Обнимите елочки, погладьте ствол, прижмитесь к нему щекой.

Почувствуйте, как бегут по стволу весенние соки, насыщая ели энергией.

Чем покрыт ствол?

Какого цвета кора?

Кора гладкая или шершавая?

Как расположены ветви у елей? (Ярусами.)

Внизу веточки самые большие, а к макушке все меньше и меньше. Поэтому по форме ели на какую игрушку похожи?

Да, говорят, что у елей пирамидальная форма.

Покажите руками форму елей.

Чем покрыты ветви?

А иголки у них на зиму опадают?

Потрогайте иголочки и скажите, какие они?

Почему они не опадают на зиму? (Колючие. Покрыты плотной кожицей. Им не страшен мороз.)

Иголки у елей вообще никогда не опадают?

Иголки это листочки?

Как по другому называют иголки у елей? (Хвоя.)

Назовите деревья, у которых есть хвоя и она не опадает на зиму. (Сосна, кедр, пихта.)

Как называются эти деревья?

Какие еще деревья растут на нашей экологической тропинке?

Что происходит с их листьями осенью?

Как называются деревья, у которых листья на зиму опадают?

Есть у родственницы елки
Не колючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.

Что это за дерево? (Лиственница.)

Игра “С какого дерева лист?”.

Находиться рядом с елью приятно! Почему?

Чем прекрасна ель?

Находиться рядом с елью очень полезно. Почему?

Давайте подойдем к елям, закроем глаза и подышим их ароматом.

Красива ель в любое время года! Но особенно весной, во время цветения, когда появляются молодые красивые шишки. Позже в них созревают семена.

Как размножаются ели?

Чем ценна ель? (Из ее древесины делают бумагу, шелк, кожу, мебель, музыкальные инструменты, строят дома.)

Как определить возраст ели? (Сосчитать ярусы + 3–4 года.)

Чем похожи живая и искусственная ели?

Чем отличаются?

Ребенок читает стихотворение “ Хороший подарок” И.Токмакова.

Проводится беседа по содержанию стихотворения.

Воспитатель.

Было бы очень хорошо, чтобы на Новый год, у вас дома стояла не живая, а искусственная ель.