Открытый обобщающий урок по теме "Молекулярная физика". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цели и задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Молекулярная физика”, подготовить их тематической контрольной работе;
  • развить практические умения и навыки при работе с приборами, навыки аналитической, самостоятельной и экспериментальной работы;
  • развить интерес к учебе и чтению научно-популярной литературы.

Тип урока: Итоговый урок по изученной теме, урок обобщения и закрепления ранее полученных знаний.

Основные формы и методы работы учащихся на уроке:

  1. Индивидуальный опрос.
  2. Решение экспериментальных задач.
  3. Решение творческих задач.
  4. Решение количественных задач.
  5. Фронтальный опрос в форме беседы.

Оборудование урока:

  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Раздаточный материал для учащихся.
  • Тестовые задания для итогового контроля знаний учащихся.
  • Учебник по физике для 10 класса.
  • Творческие задания.

Ход урока

1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.

2. Проверка предыдущего домашнего задания.

3. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся (вступительное слово учителя).

Тема нашего сегодняшнего урока – обобщение знаний, умений и навыков по теме “Молекулярная физика”.

Молекулярная физика – это раздел физики, в котором изучаются физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного строения. Вы знаете, что физика – это наука экспериментальная, и, если выдвинута какая-либо теория или сформулирован закон, то их надо подтвердить с помощью эксперимента.

И перед нами встает проблема: c помощью эксперимента подтвердить законы, которыми описываются поведение жидкостей и твердых тел в тех или иных условия.

4. Творческие задания.

1. Фабрика наглядных пособий приняла заказ на изготовление прибора для определения относительной влажность воздуха. Ваша задача состоит в том, что вы должны изготовить этот прибор и написать инструкцию по его эксплуатации.

2. Вы знаете, что жидкий азот используется в косметологии и медицине. К вам обратился директор косметического салона с просьбой обратить азот в жидкость. Как вы выполните эту просьбу? Составить план своих действий.

3. Вы при покупке в магазине лески не узнали предел ее прочности (т. е. отношение разрывающей силы к площади поперечного сечения лески). Как его найти, располагая только куском лески известной длины и диаметра, гирей и секундомером?

5. Фронтальный опрос учащихся (проводится в форме беседы).

Давайте вспомним основные понятия, которые вы изучили.

Вы знаете, что воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара.

1. Что такое влажность воздуха?

2. Что называют относительной влажностью воздуха?

Жидкость по своему строению и свойствам занимает промежуточное положение между твердыми телами и газами. Поверхность жидкости обладает одним замечательным свойством, благодаря которому, водомерки, например, могут перемещаться по поверхности воды.

3. Почему жидкость удерживает некоторые предметы на своей поверхности?

Если узкую трубку опустить в воду, то она по трубке поднимется.

4. От чего зависит уровень поднятия жидкости в капилляре?

Вы знаете, что существует две группы тел: кристаллические и аморфные.

5. Чем они отличаются друг от друга?

6. Что такое деформация и каким законом описывается упругая деформация?

7. Что характеризует модуль Юнга?

6. Экспериментальные задачи.

Мы повторили все, что вам необходимо для выполнения следующих заданий.

1. Найти массу водяного пара в классной комнате, имея только психрометр, рулетку и таблицу, в которой дана зависимость давления насыщенного пара от температуры.

2. Найти массу воды в капилляре, если у вас есть капилляр известного диаметра, сосуд с водой, коэффициент поверхностного натяжения воды.

7. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся).

Вы знаете, что сейчас очень часто практикуется выполнение тестов, причем предлагаются задания не только на знание формул и определений, но и на умение применить свои знания в конкретной ситуации. И сейчас некоторые из вас выполнят такое задание, сами себя проверят и оценят.

Тест.

Для нахождения механического напряжения используют формулу:

а. σ = F/S
б. σ = F/l
в. σ = FS

Какое из перечисленных тел относится к аморфным:

а. медь
б. лед
в. стекло.

3. Какую жидкость можно налить в сосуд выше краев?

а. ту, которая не смачивает стекло;
б. ту, которая смачивает стекло;
в. это сделать невозможно.

4. Вода кипит в закрытом сосуде при 100°С. Как повысить температуру кипения воды?

а. подняться на гору;
б. опуститься в шахту;
в. открыть сосуд.

5. Какое вещество поднимется в капилляре выше: вода или молоко (плотности воды и молока практически равны, а коэффициент поверхностного натяжения воды больше, чем молока :

а. вода;
б. молоко;
в. уровень жидкостей будет одинаковым.

6. Чем больше относительная влажность воздуха, тем водяного пара в нем:

а. больше;
б. меньше;
в. не зависит от количества водяного пара.

7. Что обладает большей внутренней энергией: вода при 100°С или такая же масса пара при той же температуре?

а. вода;
б. энергия одинакова;
в. пар.

8. Две проволоки, диаметры которых отличаются в 3 раза, подвержены действию одинаковых растягивающих сил. Сравните возникающие в них напряжения:

а. в проволоке большего диаметра в 3 раза меньше;
б. в проволоке большего диаметра в 9 раз меньше;
в. напряжения одинаковы.

Класс: Представьте себе, что во время поездки на пикник ваш автомобиль сломался. Устранить поломку на месте не удалось, и автомобиль пришлось буксировать. Трос, какого диаметра вы выберите для буксировки, если масса автомобиля 1, 5т, коэффициент трения колес о дорогу 0,2. Механическое напряжение, возникающее в тросе во время буксировки равно 245МПа. Считать, что во время буксировки авто движется равномерно.

8. Подведение итогов решения экспериментальных заданий.

9. Решение количественных задач.

1. Во время океанических исследований, чтобы взять пробу грунта, на дно океана на стальном тросе опускают специальное устройство. Какова максимальная глубина погружения устройства, если предел мощности стали 340 МПа, плотность воды1000кг/м³, стали 7800кг/м³?

2. В комнате при температуре 20°С относительная влажность воздуха равна 20%. Какую массу воды надо дополнительно испарить, чтобы повысить влажность воздуха до 50%, если объем комнаты 40м³, давление насыщенного пара при этой температуре 2,33кПа, молярная масса воздуха 0,018кг/моль?

10. Подведение итогов решения количественных задач.

11. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

12. Объяснение нового домашнего задания.

Составить кроссворды, ребусы по изученной теме.