Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании

Разделы: Общепедагогические технологии, Работа с родителями


Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному изменению образования, которое в полном смысле делается «точкой опоры», преобразующей мир (С.В. Панюкова).

Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство [7]. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании (Приложение 1). Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ (Приложение 2) для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса (А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт) [1].

Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения [4].

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников.

Нельзя не отметить широкие возможности Интернета для формирования связей внутри педагогического сообщества. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными (Приложение 3): часть из них заинтересована в организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом; другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования (Приложение 4); а некоторые вместо традиционных программ работать по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий [6]. Информационные технологии открывают дошкольному образовательному учреждению огромные перспективы.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.

Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонне развитой личности.

Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества [2]. Они создают широкие возможности, но пока у педагогов сохраняется низкий уровень знаний о возможностях использования ИТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе информационно-коммуникативных технологий. Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Владение ИТ позволяет увеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет [8].

Организованное экспериментальное исследование по оценке материально-технических средств в ДОУ выявило достаточное количество.

Информационно-технических средств для проведения интересного и науко-насыщенного ОП в ДОУ. Однако, низкая ИТ-компетентность педагогов приводит к недостаточной организации учебно-воспитательного процесса с их использованием, они используются педагогами не в полной мере и бесплановое [5]. Однако нельзя не отметить широкое применение педагогами сети Интернет по формированию связей внутри педагогического сообщества, организации переписки со своими коллегами с целью обмена опытом, участию в открытых обсуждениях новейших тенденций в области образования, организации работы по оригинальным исследовательским проектам и активное применение методического материала, найденного в Интернет, в своей работе.

Проведенное нами исследование педагогов показало, что существует ряд трудностей: отсутствие необходимых навыков работы на компьютере; отсутствие навыков работы в сети Интернет; недоверие к информации расположенной в сети; нехватка качественной и структурированной информации о возможности использования сети Интернет в профессиональных целях.

Исходя из вышесказанного, наша работа может быть полезной как для педагогов ДОУ, так и для администрации, заинтересованной в профессиональном росте педагогического состава.

Перспективность данной работы заключается апробации методических рекомендаций и последующей оценке их эффективности.

Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.

Анкета для педагогов
Анкета для родителей
Данные анкетирования родителей
Данные анкетирования педагогов
Анкета
Информационная брошюра
Контрольные листы «Проверь себя. Общая»
Контрольные листы «Проверь себя. Профессиональный»
Контрольные листы «Проверь себя. Базовый»
Статья «Интернет как средство организации взаимодействия ДОУ и семьи»
Статья «Актуальные проблемы информационно-компьютерной грамотности педагогов ДОУ»

Список литературы:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. - М., 1994.
  2. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник [Текст] / Под редакцией Д.Т. Рудаковой. - М.: ИОСО РАО, 2003. 160 с.
  3. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. [Текст] Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. / И.А. Морев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 150 с.
  4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. [Текст] / Под ред. И.М. Маркова. - М.: Наука, 1999. 191 с.
  5. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов. / Под редакцией И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2006. 374 с.
  6. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности [Текст]: Монография. / С.Р. Удалов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 211 с.
  7. Урсова О.В. Интернет как двигатель профессионального.
  8. Христочевский С.А. Информатизация образования. [Текст] / С.А. Христочевский // Информатика и образование. - 1994, № 1. С. 13-19