Аварии с выбросом АХОВ. Основные понятия и поражающие факторы

Разделы: ОБЖ


Цели и задачи урока:

  • Ввести и закрепить понятие «АХОВ».
  • Разобрать виды и определить степень опасности.
  • Изучить влияние вещества (хлора) на организм человека.
  • Сформировать у учащихся умение применять теоретические знания на практике.
  • Развивать способности быстро находить ответ в нестандартной ситуации, развивать внимание, воображение.

Средства наглядности: материалы  из виртуальной школы «Кирилл и Мефодий», пособие TeachPro «ОБЖ», таблицы, тесты.

План  урока:

  1. Организационный момент                                                                   5 мин.
  2. Фронтальный опрос учащихся по ранее изученному материалу    5 мин.
  3. Тестирование                                                                                        5 мин.
  4. Введение нового материала                                                               20 мин.
  5. Контроль усвоения                                                                              5 мин.
  6. Определение и разъяснение домашнего задания                             5 мин.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, пожалуйста, садитесь. Мы продолжаем изучать раздел: «ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий». Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

Ученик: «Пожары и взрывы».

Учитель: Совершенно верно. А сейчас я вам задам несколько вопросов по пройденной теме.

1.  Что такое пожар?
2. Какая формула пожара?
3. Назовите поражающие факторы пожара?
4. Какие бывают способы прекращения горения?
5. Что такое взрыв?
6. Назовите поражающие факторы взрыва?
7. На каких объектах может произойти взрыв?
8. Какие виды огнетушителей вы знаете?
А теперь письменно ответьте на тест.

Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
Сегодня у нас новая тема урока: «Аварии с выбросом  АХОВ. Основные понятия и поражающие факторы».
В настоящее время в промышленности и сельском хозяйстве применяют сотни тысяч различных химических веществ и их соединений. В мире насчитываются около 1 млн. наименований, только в России 70 тыс. наименований. В промышленности очень много химизаций, где широко применяют СДЯВ.
Под СДЯВ  понимают химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовое поражения людей или животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.

Химический опасный объект (ХОО) – это объект, при аварии на котором может произойти поражение людей, с.х. животных и растений либо заражение окружающей среды. Химические опасные объекты есть практически во всех областях нашей страны.  
В зонах возможного химического заражения проживают более 53 млн. человек. Особо выделим девять химически опасных районов  – Московский, Ленинградский, Нижегородский, Северо-Кавказский, Башкирский, Поволжский, Уральский, Кемеровский, Ангарский, где можно ожидать аварии на ХОО

Пример: зачитать на стр.70 учебника ОБЖ.

Аварии могут быть:

А) при их производстве, переработке или хранении.
Б) при  транспортировке.
В) с химическими боеприпасами.
Продолжительность химического заражения зависит от стойкости и состояния АХОВ  и может колебаться от 10 мин. до нескольких недель.
Далее, посмотрите классификацию аварийно химических опасных веществ по характеру воздействия на человека.

Как видите, эта группа преимущественно удушающим действием (хлор, фосген, хлорпикрин и др.). И именно о хлоре, как о наиболее известном нам веществе, пойдёт речь далее на уроке. Из курса химии вам известна формула хлора. Пусть ученик …..напишет эту формулу (ученик пишет на доске формулу хлора Cl2 ) Спасибо.

Давайте посмотрим, где применяется хлор.

Ребята, из курса истории вы помните, что хлор использовался и во время  второй мировой войны. Фашисты ещё раз использовали хлор против людей как удушающее вещество – применяли его в газовых камерах для умерщвления людей. Хлор очень ядовит.
Давайте посмотрим физические свойства хлора.

Физические свойства хлора

При нормальных условиях хлор – газ жёлто-зелёного цвета, с резким, раздражающим специфическим «колющим» запахом. Растворим в воде. Не горюч.
Является одним из самых сильных окислителей.
Тяжелее воздуха в 2,5 раза. На воздухе образует с водяными парами белый туман.

– Кто сможет вспомнить молекулярную массу хлора и воздуха?

Ответ учеников: Хлор – 71, воздух – 29.

Учитель: Какой газ тяжелее – хлор или воздух?

Ответ учеников: Хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза.

Учитель: Вследствие этого он стелется по земле, скапливается в низинах, подвалах, оврагах, тоннелях. Как же хлор действует на организм человека?
Раздражает слизистые оболочек и кожи, ожоги, резкая боль в груди, сухой кашель, отдышка, рвоты, резь в глазах, нарушение координации движения.
Теперь мы посмотрим,  как нужно делать ПМП пострадавшим при отравлении хлором.

Первая помощь при отравлении хлором

1. Вынести пострадавшего на свежий воздух, обеспечить полный покой.
2. При остановке дыхания сделать пострадавшему искусственное дыхание.
3. Дать вдыхать нашатырный спирт.
4. Кожные покровы, рот, нос промыть 2% раствором питьевой соды.
5. Дайте пострадавшему выпить тёплое молоко с боржоми или содой, кофе.
6. Обратитесь за помощью к медицинским работникам.

– Мы с вами просмотрели сведения о хлоре. Узнали, как хлор влияет на организм человека.

А теперь, самое время прочитать алгоритм действий.

 Алгоритм:

1. Включите радиоприёмник, прослушайте сообщение.
2. Наденьте СИЗ (противогаз, или повязку, смоченную в 2 % – растворе пищевой соды).
3. Сообщите об опасности соседям.
4. Закройте все окна и двери.
5. Возьмите документы.
6. Если облако не исчезнет, не снимая СИЗ, выходите из зоны заражения перпендикулярно ветру, обходя низкие участки, подвалы, овраги.
7. Следуйте на сборно – эвакуационный пункт.
8. При невозможности выйти из зоны заражения поднимитесь на верхние этажи зданий.

– Мы с вами прочитали алгоритм действий, а сейчас нам необходимо его записать в тетради.

Учитель: Итак, в завершение урока меня волнует вопрос, чему же мы сегодня учились? (Следует ответ учеников.)
– Что нового вы узнали? (Ответ учеников.)
– Замечательно. А что мы ещё с вами не сделали? (Следуют ответы: не записали домашнее задание; не выставили оценки за урок.)
– Правильно! Итак, оценки за урок: (выставляются оценки за урок).
– И теперь мы записываем домашнее задание: глава 3,  стр. 68 – 74, выучить алгоритм. 
– Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.