На поляне. Комплексное занятие по развитию речи и экологии в средней группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • Закрепить представление детей о насекомых: виды, среда обитания, внешний вид, характерные для них звуки, способ питания, устройство жилища.
  • Развивать умение видеть признаки сходства и различия насекомых и выражать их в речи.
  • Продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.

Материалы и оборудование:

  • игрушки: жук, божья коровка, бабочка, пчела, стрекоза;
  • искусственные цветы: нарцисс, сирень, роза, василек, мак, ромашка, тюльпан;
  • природный материал: гнезда диких пчел, соты разной величины;
  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • презентация «Насекомые»;
  • CD-диск «Музыка луга».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие сопровождается показом презентации.

Дети выходят на поляну.

Педагог. Дети, смотрите, как красиво на поляне: много цветов, бабочек, пчел, кузнечиков, стрекоз, жучков. Разве это не чудесно! Давайте полюбуемся, понаблюдаем за этой красотой. Насекомые – это чудо нашей природы. Их мир неповторим и очень хрупок. Не надо их бояться, их нужно беречь и любить. Эти маленькие существа живут практически везде. Наклонитесь и посмотрите себе под ноги – там кто-то живет. Поднимите голову вверх, и вы увидите, как мириады насекомых носятся по воздуху.

На экране демонстрируется слайд «Солнечная поляна».

Смотрите, сколько цветов растет на поляне. Над ними летают бабочки, стрекозы. Они садятся то на один цветок, то на другой. Вот бабочка села на цветок, и цветок наклонился. Бабочка качнулась вместе с цветком влево, потом вправо.

Дети. Бабочка качается на цветке, как на качелях.

Педагог. Длинный, тонкий, изогнутый хоботок она то опускает внутрь цветка, то вынимает.

Дети. Когда бабочки летают, у них нет длинных хоботков. Откуда они берутся?

Педагог. Смотрите на экран.

На экране демонстрируется видеофрагмент с бабочками.

Сев на цветок, бабочки раскручивают свои хоботки, которые при полете у них свернуты в спираль. Раскручивают и опускают в цветок. Бабочки пьют нектар и переносят с цветка на цветок пыльцу. Ребята, вспомните, у кого еще есть длинные языки, скрученные в спираль.

Дети. У дятла, у жирафа, у лягушки.

Педагог. Послушайте веселые песни разных насекомых.

Звучит музыка луга.

– Какие песенки вы сейчас слышали?

Дети.

– Песенку жука – «жужжалочку». Он жужжит.

Дети все вместе читают чистоговорку.

Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

– Песенку комарика – «ззз-зуделочку». Он зудит: «Зу-зу-зу, захочу и укушу».
– Еще мы слышали песенку стрекозы – «стрекоталочку» – «тр-тр».

Показывают, как стрекоза лапками трет и стрекочет.

Педагог. Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно, у...

Дети. У цветов.

Педагог. Какие цветы любят звенеть?

На экране демонстрируется слайд с колокольчиками.

Дети. Колокольчики.

Педагог. Давайте покажем, как поет колокольчик.

Мальчики. З-з-з-з (низко).

Девочки. Зь-зь-зь-зь (тонко и нежно).

Педагог. Что еще может звенеть?

Показ слайда с колоколом.

Дети. Колокол, колокольчик, звонок.

Педагог. Давайте сделаем колокольчик-колокол (пальчиковая гимнастика) и споем песенку колокола.

Дети.

Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Дзинь-дон, дзинь-дон,
Колокольный льется звон.

На экране демонстрируются цветы.
Дети называют цветы, выделяя голосом первый звук.

Дети. Р-ромашка, в-василек, м-мак, т-тюльпан, н-нарцисс.

Педагог. Вот мы и собрали букет. А сейчас поиграем. К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые. Назовите их.

Показ слайдов с насекомыми.

Дети. Жук, пчела, бабочка.

Педагог. Но они грустные, так как потеряли свои домики. Поможем им? Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, например, слова «жук», и выбрать равное ему слово – цветок. Для жука это мак (одна часть). А пчела где будет жить?

Дети.

– Пче-ла – две части. Для нее домиком могут стать нар-цисс, тюль-пан, ро-за, си-рень.
– Ба-боч-ка – три части: она может поселиться в таких цветах, как ро-маш-ка, ва-си-лек.

Звучит музыка луга.

Педагог. Слышите, как они вас благодарят?
Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить.
– Лютик, лютик, что хохочешь?
– Да, ведь ты меня... (щекочешь).
Так листочки мне… (щекочешь),
Что не хочешь – ... (захохочешь).

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)

На экране – слайд с бабочками и стрекозами.

Педагог. Посмотрите, что есть у бабочки, стрекозы.

Дети. Глаза, крылья, усики, туловище, ножки.

Педагог. А какие крылья у бабочки?

Дети. Округлые, широкие, цветные, большие.

Педагог. У стрекозы?

Дети.

– Длинные, вытянутые, узкие, прозрачные.
– У бабочки крылышки мягкие, покрытые цветными чешуйками, а у стрекозы чешуек нет.
– У стрекозы крылья прозрачные, жесткие.
– Лапки у стрекозы цепкие. Она крепко схватывает ими комаров, мошек и на лету их съедает.
– Бабочка питается травкой и соком растений. Мошек она не ест.

Педагог. А глаза у бабочки какие?

Дети. Маленькие, крошечные, черные, как точки.

Педагог. А у стрекозы?

Дети. Огромные, выпученные, круглые, как шарики.

Педагог. А как летает бабочка?

Дети. Тихо порхает, машет крыльями.

Педагог. А стрекоза?

Дети. Быстро, стремительно, как вертолет, крыльев не видно.

Педагог. Где живут насекомые?

Дети. Муравьи живут в муравейнике, а пауки плетут себе дом из паутины.

Педагог. А где дом у бабочки? (Дети не смогли ответить.) Задание на дом: спросить у родителей, где живут бабочки.

Показ слайда «Пасека».

А сейчас у нас будет конкурс на самого наблюдательного. Отгадайте загадку: «Маленькая труженица, всех медом кормит».

Дети. Пчела.

Педагог. А как вы догадались?

Дети.

– Она медом угощает людей, разных зверей, например, медведя, и своих деток – пчелок.
– Она много работает, трудится.
– Пчелка трудолюбивая.

Педагог. Скажите, как называется дом пчелы.

Дети. Улей.

Педагог. А как устроен ее дом?

Показ слайда с ульями и сотами.

Дети.

– У дома много тонких, серых стенок.
– Вход малюсенький.
– Внутри дома есть соты.

Педагог. Куда пчела собирает мед?

Дети. В чашечки для меда – соты.

Педагог. Как она его «делает»?

Дети. А мед пчела делает из цветочной пыльцы.

Педагог. Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети. У них есть крылья. Они умеют летать.

Педагог. Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего еще есть крылья?

Показ слайда (пчела, птица, летучая мышь; самолет, ветряная мельница).

Ответы детей.

Педагог. А для чего мельнице нужны крылья?

Дети. Чтобы муку делать, из которой хлеб пекут.

Педагог. Вот и закончилась наша прогулка на веселую солнечную поляну. Попрощаемся с нашими друзьями – насекомыми. Почитаем про них стихи.

Дети.

Божья коровка

Ю. Энтин

Небесная Коровка
Уселась на ладошку.
Ее подброшу ловко
И крикну на дорожку:
– Божья Коровка,
Улети на небо,
Принеси мне хлеба,
Пирожков, ватрушек,
Сухарей и сушек,
И печенья пачку,
И, конечно... жвачку!

Пчёлка

Г. Ладонщиков

Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
– Что ты ищешь там?
– Нектар.
– А тебе не надоело?
Не наскучило искать?
– Нет!
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!

Бабочка

Т. Киселева

Какой красивый, жёлтенький цветок!
На нём прожилки, чёрненькие точки,
Два усика, вишнёвый поясок,
И краешки румяные, как щёчки.
Ну что за прелесть, что за чудеса!
Он ветерком и солнышком обласкан.
Цветок вспорхнул, умчался в небеса –
Он оказался бабочкой прекрасной!

Стрекоза

Е. Корюкин

Все ты видишь, стрекоза, –
Телевизоры-глаза!
Твой стрекочущий полет,
Будто в небе вертолет,
А при экстренной посадке
Выставляешь смело лапки.

Лесной аэродром

Е. Серова

Гудит в разгар работы
Лесной аэродром,
Малютки самолёты
Курсируют кругом.
Наметив трассу точную,
Из Солнечных земель
Летит в страну Цветочную
Мохнатый толстый шмель.
К цветку он направляется,
Горючим заправляется:
Тонкий шланг –
Хоботок –
Забирается в цветок,
Лучшее горючее –
Цветочный сладкий сок!
Самолёт почистил грудь,
Почесал животик
И взлетел...
Добрый путь,
Мирный самолётик!