Программа элективного курса по английскому языку "Welcome to Torzhok District"

Разделы: Иностранные языки


В рамках предпрофильной подготовки учащихся в многовариантной сетке углубленного изучения английского языка достойное место может занять элективный курс «Welcome to Torzhok District».

В настоящее время появилось понимание того, насколько важно изучение родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта. Презентация региональной культуры на международном  уровне  является сейчас крайне актуальной для развития взаимовыгодных международных контактов. Овладение региональной культурой во всех её проявлениях может происходить в ходе обучения иностранному языку в общеобразовательных учреждениях.

Однако именно региональный компонент регионоведческого содержания в системе иноязычного образования представлен недостаточно полно. Во многих учебных пособиях региональный компонент можно проследить главным образом в темах и проблемах, касающихся места проживания школьника, места учёбы и проведения досуга. А интересными или значимыми фактами о своём регионе они либо не располагают совсем, либо не обладают соответствующими средствами выражения их на иностранном языке.

Таким образом,  в сложившейся ситуации представляется актуальным введение специальных элективных курсов по иностранному языку, ставящих перед собой цель изучение особенностей родного края средствами ИЯ.  Большие изменения, произошедшие в международных отношениях за последние годы, привели к открытию границ между государствами, а, следовательно, активному развитию международного туризма. Ежегодно всё больше иностранцев посещают Рос­сию, и наш край не является исключением. Поэтому умение достойно представить культуру своего региона, показать красоту и особенность родного края представителям иноязычных культур является весьма актуальным.

Учащиеся заинтересованы в том, чтобы активно участвовать в реальном диалоге культур. Поэтому представляется целесообразным введение данного спецкурса в средней школе.

Содержание курса

Регионоведческое образование предполагает сочетание воспитания с обучением, при ведущей роли первого. Воспитание культуры иноязычного общения для целенаправленного практико-ориентированного интеркультурного сотрудничества представляется весьма актуальным. Знания о родном крае помогают воспитывать у учащихся личностные качества характера, такие как чувство собственного достоинства, уважение к своей и иной культуре, толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение и готовность к самореализации, сотрудничеству, культурному взаимообмену, информационному обмену.

Учебно-познавательный аспект предполагает знания о своей и сопредельных культурах, знания о своём регионе, области, городе, деревне, крае, умение представить свой регион, свою культуру, владение коммуникативными умениями, которые могут позволить осуществить межкультурный обмен.

Главными задачами данного курса являются как  воспитательные, так и образо­вательные:

1. Патриотическое и нравственное воспитание молодых людей.
2. Расширение кругозора учащихся, развитие познавательного   интереса при помощи использования местного материала.
3. Предоставление ученику возможности использовать приобретённые язы­ковые навыки и фактические знания в новых реальных ситуациях, что по­вышает мотивацию к изучению предмета  «Иностранный язык».

В содержание курса включены следующие аспекты:   

– изучение краеведческих данных, связанных с различными историческими, экономическими, географическими, общественно-социальными фактами;
– установление  разнообразных межъязыковых и межпредметных связей, используя знания и опыт учащихся;
– переход от простого усвоения учебного материала к активному приобретению знаний, самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала;
– систематизация полученных краеведческих сведений и создание целостной картины истории и современной жизни родного края.

Содержание курса ориентировано на развитие мотивации учащихся к изучению ИЯ, получение опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Программа курса состоит из пяти разделов, которые имеют свою тематику и нацелены на решение определённых учебно-воспитательных задач. В каждом разделе предусмотрены теоретические и практические занятия. На завершающих этапах работы по разделу учащиеся готовят итоговые творческие работы: отчёты, проекты, презентации, коллажи, альбомы и др.

Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения:

1. Выбор объектов изучения.
2. Выбор форм и видов текущих и итоговых работ.
3. Тему и форму представления итоговой работы.

Следует отметить, что в содержание данного элективного курса входят все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной, групповой. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения языком на каждом этапе обучения.

Структура курса

Данный курс построен с учётом принципа культурологического подхода в обучении ИЯ и краеведческого принципа. Краеведческий принцип заключается в систематичном  рациональном использовании местного материала в учебно-воспитательном процессе.
Основной целью курса является формирование иноязычной  коммуникативной и социокультурной компетентности учащихся, развитие коммуникативных умений учащихся на базе изучения материала о Торжокском крае, овладение способами представления родной культуры в инокультурной среде. Курс «Welcome to Torzhok District» ставит своей целью развитие у детей способности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира.

Главные задачи предмета: ознакомление со спецификой природы  и географического положения родного края, культурными особенностями и традициями; местными экономическими, социальными и экологическими проблемами, путями их решения;  развитие интегративных умений общаться на английском языке в условиях неофициального и официального общения во время заочных зарубежных поездок и приема иностранных гостей; участвовать в различных дискуссиях по краеведению. Кроме этого решается и ряд сопутствующих задач языкового характера.

Для достижения поставленных целей необходим концентрический принцип подачи учебного материала. Он позволяет сгруппировать тематический, лексический, грамматический материал и выстроить его в гибкую систему, где каждый элемент занимает логически выверенное место. Благодаря концентрическому принципу формируются тематические блоки. Каждый из них включает определённую тему, ситуации общения, материал для обсуждения и усвоения. Использование краеведческих материалов совершенствует со­держательную часть процесса обучения иностранному языку в целях дос­тижения более высокого уровня владения им учащимися. Следующая часть блока представляет собой практическую деятельность учащихся (подбор необходимого материала, повторение грамматических структур, речевых моделей, организация подобранного материала для последующей презентации и т.д.). Завершающий этап совместной деятельности – контроль. По завершению работы над определённым тематическим блоком учащимся предлагается подготовить отчётные творческие материалы.

Данный  курс  решает целый комплекс задач в свете формирования коммуникативной компетенции. Его можно условно подразделить на две части – информационную и практическую. Курс построен на интеграции нескольких учебных дисциплин: история России, родного края, музыка, литература, Мировая Художественная Культура, английский язык,  география, биология. Это особенно ценно для тех учащихся, которые в дальнейшем выберут специальность,  в которой необходимы знания иностранного языка.

Данный курс носит компаративный характер, он  доказывает необходимость изучения истории родного края в сравнении с историей всей страны. Таким образом, мы видим, что помимо решения образовательных задач, данный курс имеет и большое воспитательное и развивающее значение.

Включение элементов краеведения на каждом этапе обучения и обогащение новым материалом на факультативных занятиях и элективных курсах является важным источником стимулирования интереса к изучению ИЯ, способствует развитию самостоятельности и творческой активности учащихся, их ценностной ориентации в условиях современного диалога культур.

Разработанный  курс призван развивать навыки исследовательской работы. В нём  широко используются  проектные формы работы (разработка экскурсионного маршрута, заочная экскурсия, буклет, стихотворение о родном крае, участие в конкурсе «Юный экскурсовод», совместное обсуждение проблем, дискуссии и диспуты, комментарии к видеоряду («Достопримечательности родного края»), подготовка докладов и сообщений («Знаменитые люди родного края», «Торжок – малая часть Великой России», «Флора и фауна края » и др.). Все это связано с формированием различных видов учебного чтения, умений анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, выделять главное, составлять учебный конспект.

Необходимо  отметить, что освоение учебного материала  состоит из двух этапов. На первом уроке вводится и закрепляется новая лексика,  определённые грамматические конструкции и речевые модели, что позволяет осуществить принцип доступности.

Учащимся предлагается обдумать дальнейшее использование  предъявляемого материала.

Даётся установка на сбор краеведческого материала по предложенной теме для последующего использования в творческой отчётной деятельности. На втором занятии учащиеся составляют план своего высказывания, готовятся к воспроизведению материала.

Подобная система занятий позволяет достичь высокой  мотивированности, заинтересованности в личных достижениях. Все этапы работы находятся под строгим мониторингом преподавателя, что достигается проведением текущего контроля, который  варьируется следующим образом: вопросно-ответная форма (устно  или письменно); проблемные задачи; перевод; микро-доклады и сообщения; взаимоконтроль, диспуты, круглые столы, заочные экскурсии и т.д. Во время  каникул или в процессе внеклассной работы  школьники-экскурсоводы реализуют свои проекты, проводя экскурсии в школьном краеведческом музее для  ребят начальных классов и  средней школы, учащихся близлежащих школ округа (Мисовская СОШ, Масловская СОШ, Марьинская школа), почётных гостей и друзей школы.

Если школу посетят гости из-за рубежа,  им могут быть предложены экскурсии на английском языке. Вот некоторые темы готовых проектов:

  1. Торжок старый и молодой.
  2. Экскурсия по родной школе.
  3. Из истории Мирновской СОШ.
  4. Основатель школы А.А.Воскресенский.
  5. Традиции и обычаи нашей школы.
  6. Выставка работ местного художника.

Курс заканчивается дифференцированным зачетом, цель которого – контроль уровня владения учащимися фактическим материалом курса. Защита проектов всегда проходит зрелищно, учащиеся  имеют возможность продемонстрировать  свои знания  по  английскому  языку, краеведению.

В данном элективном курсе использованы различные педагогические технологии обучения, например, такие как, ролевая игра [Семёнова 2005], технология проведения лекции на английском языке, технология перекрёстного чтения, технология проектного обучения [Полат 2002]. На протяжении всего курса соблюдается основной методический принцип от простого к сложному.

В программе курса представлено примерное учебно-тематическое планирование. Следует отметить, что предлагаемое количество часов может оказаться недостаточным, и появится необходимость увеличить количество часов до 68 в год (или разбить курс на два года по 34 часа). Это связано с тем, что объём материала обширен, требуется больше времени для его сбора и систематизации, тщательной подготовки экскурсий, проектов, видео роликов. Здесь представляется широкое поле деятельности для творческого педагога и любознательных студентов.

Данный спецкурс представляет особый интерес для педагогов и учащихся сельских школ, т.к. краеведческий материал каждого отдельного поселения уникален, неповторим. А умение представить культуру, обычаи, традиции родного края на международном уровне является весьма востребованным.

Предлагаемый курс обеспечивает эффективный процесс изучения ИЯ как средства общения и приобщения к духовному наследию, а также инструмента культурного самоопределения учащихся в поликультурном пространстве современного мира. Учащиеся решают проблему культурной идентификации себя в качестве представителей российской культуры, т.е. носителей неповторимых традиций, обычаев и т.д., характерных для России, и в то же время осваивают азы культурной толерантности, необходимости терпимого отношения к другим культурамобеспечивают эффективный процесс изучения ИЯ как средства общения и приобщения к духовному наследию, а также инструмента культурного самоопределения учащихся в поликультурном пространстве современного мира. Учащиеся решают проблему культурной идентификации себя в качестве представителей российской культуры, т.е. носителей неповторимых традиций, обычаев и т.д., характерных для России, и в то же время осваивают азы культурной толерантности.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Литература:

  1. Бим И.Л. Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // ИЯШ. – 2009. – С. 36-41
  2. Бим И.Л., Миролюбов А.А., и другие Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. М.: Дрофа, 2000
  3. Бурлакова И.И. Использование регионального компонента на уроках английского языка // ИЯШ. – 2008. – С. 45-48
  4. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка // ИЯШ. – 2007. – №4. – С. 60-63
  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Аркти-Глосса, 2008
  6. Гацкевич М.А. Английский для школьников и абитуриентов. Топики, упражнения, диалоги: Учеб. Пособие. – Спб.: КАРО, 2002
  7. Иванова Н.Н., Чудилова А.И., Вилкова Н.Д. Использование краеведческого материала в обучении иностранному языку. Метод проектов // ИЯШ. – 2008. – С. 55-57
  8. Коловерова М.Д., Пушкарёва И.А. Использование регионального компонента на уроках английского языка // Мир детства. – 2007. – № 1. – С. 74-78
  9. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.:  Аркти-Глосса, 2009
  10. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов // ИЯШ. – 2007. – № 4. – С. 49-53
  11. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранному языку // ИЯШ. – 2001. – № 5. – С. 11-14
  12. Нефёдова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // ИЯШ. – 1993. – № 2. – С.5-8
  13. ПетроваЛ.И. The Russians’ Daily Bread. Псков, 1998
  14. Положение об авторских и адаптированных (индивидуально разработанных, модифицированных) учебных программах учреждений общего и дополнительного образования и о порядке проведения экспертиз авторских и адаптированных программ. Тверская обл., от 6.09.2006, № 1433.
  15. Примерные программы по иностранным языкам // ИЯШ. – 2005. – № 5. – С. 2-33
  16. Прохорова О.Н., Пупынина Е.В. Опыт создания культуроведческого учебного пособия // ИЯШ. – 2009. С. 14-22
  17. Пыхова Е.К. Советы по созданию ученических (и не только) компьютерных презентаций по английскому языку http:// pedsovet.org/forum/topic 499.html (по состоянию на 6.06.2007)
  18. Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 2005. – № 1. – С.16-18
  19. Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов // ИЯШ. – 2004. – № 5
  20. Соловова Е.Н. Создание авторских программ и курсов – актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования // Английский язык в школе. – 2003. – № 3
  21. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень // ИЯШ. – 2006. – № 2. – С.2-10
  22. Топлёнкина И.П. Региональный компонент на уроках иностранного языка // ИЯШ. – № 3. – 2007. – С.51-53
  23. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // ИЯШ. – 2004. – № 4. – С. 3-20
  24. The Art of Collage // ИЯШ. – Методическая мозаика. – 2005. – № 6. – С. 19-22. – № 7. – С. 13-14
  25. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS Power Point 2007 // Вопросы интернет образования. – 2007. – № 47. – http://vio.fio.ru/vio 47/cd site/Articles/art 3 6.htm.