Создание изделий из тонколистового металла

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (376 кБ)


Предмет, класс: Технология. Технический труд, 6 класс.

Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающих стендов).

Форма урока: урок-практикум.

Количество час  2 урока по 45 мин.

Дидактическая цель: изготовить кузов для детской игрушки – автомобиль.

Деятельностная цель:

  • формирование способности учащихся выполнять разметку заготовок из тонколистового металла новым способом – с помощью штангенциркуля;
  • формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся посредством применения обучающих стендов по изготовлению кузова автомобиля из ТЛМ.

Образовательная цель:

  • совершенствование способов разметки заготовок из тонколистового металла посредством применения штангенциркуля;
  • совершенствование умения применять обучающие стенды для самоконтроля на промежуточных этапах работы, которые отображают целостный технологический процесс по изготовлению кузова автомобиля из тонколистового металла.

Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Проектирование и изготовление изделий. Технология создания изделий из конструкционных материалов».
Предыдущая тема занятия: «Выбор модели проектного изделия. Выполнение чертежа развертки и макетирование кузова для автомобиля».

Формы и способы применения обучающих стендов на данном уроке.

Этап урока Форма использования обучающих стендов Цель
Мотивирование к учебной деятельности Самопроверка домашнего задания по эталону. (Изготовление развертки кузова для автомобиля из картона). Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Сопоставление изделия из картона с эталоном по заданному алгоритму.
Актуализация знаний Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении домашнего задания (учебные мотивы). Оценка готовности учащихся для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении домашнего задания.
Постановка учебной задачи Ознакомление учащихся с обучающим стендом по изготовлению кузова для автомобиля из ТЛМ. Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия.
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению кузова для автомобиля из ТЛМ. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности). Изучение новых знаний и способов действий. Ознакомление с учебной задачей и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся посредством применения обучающих стендов.
Первичное закрепление Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму. Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы. Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы.
Рефлексия деятельности (итог урока) Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающими стендами, наглядно отражающими целостный технологический процесс по изготовлению изделия. Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции).
Изготовление кузова для автомобиля из тонколистового  металла.

Методы обучения:  диалог, показ приемов разметки развертки кузова для автомобиля из ТЛМ учи­телем, демонстрация гибки ТЛМ учи­телем, сравнительный анализ с эталоном, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающих стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся шестых классов, самоконтроль, самооценка.

Оснащение урока:

1. Макет кузова для автомобиля из картона.
2. Заготовки из ТЛМ 100 х 140 мм.
3. Инструменты для разметки ТЛМ.
4. Обучающие стенды.
5. Инструменты для резания ТЛМ (ножницы слесарные).
6. Инструменты и приспособления для гибки ТЛМ.
7. Презентация к уроку.

Межпредметные связи:

– физика: механические и технологические свойства конструкционных материалов;
– математика: квадрат, прямоугольник, единицы измерения;
– черчение: графические операции, чтение чертежа детали;
– технология: разметка заготовок из ТЛМ; резание ТЛМ без образования стружки.

Оборудование и наглядность:

1. Макет кузова для автомобиля из картона.
2. Заготовки из ТЛМ 100 х 140 мм.
3. Инструменты для разметки ТЛМ.
4. Обучающие стенды.
5. Инструменты для резания ТЛМ (ножницы слесарные).
6. Инструменты и приспособления для гибки ТЛМ.
7. Презентация к уроку.

Временная структура урока

этапа урока Наименование этапа урока Время, мин.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 3
2. Актуализация знаний. 7
3. Постановка учебной задачи. 5
4. «Открытие нового знания». Объяснение нового материала.
Вводный инструктаж. ТБ при работе со слесарным инструментом.
20
5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с использованием обучающих стендов. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов. 20
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Текущий контроль. Текущий инструктаж. 5
7. Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов. 20
8. Рефлексия деятельности. Подведение итогов. 7
9. Уборка рабочих мест. 3
  Итого 90

Фото 1. Изготовление детской игрушки – автомобиль.

Фото 2. Изготовление кузова для автомобиля.

Цель использования обучающих стендов, наглядно отражающих целостный технологический процесс по изготовлению кузова автомобиля из ТЛМ:

  • алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности обучающихся посредством определения адекватных способов выполнения разметочных работ по изготовлению развертки кузова автомобиля;
  • алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности обучающихся посредством определения адекватных способов выполнения гибочных работ по изготовлению кузова автомобиля в целом;
  • возможность оценивания (самоконтроля) своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах работы: находить и устранять допущенные ошибки при изготовлении кузова автомобиля путем сравнительного анализа.

Презентация позволяет проследить сценарий урока по освоению нового знания и способов действий при выполнении самостоятельной работы учащихся. Обеспечение ситуации успеха достигается посредством алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся.

ХОД УРОКА

Оценка готовности учащихся для «открытия нового знания» осуществляется посредством сопоставления выполненного домашнего задания с эталоном (Слайд 7).

Оптимальное сочетание информации представленной учителем в качестве собеседования и на обучающих стендах позволяет установить логическую связь между этапами урока т.к. обсуждение каждого нового пункта начинается с демонстрации определенной позиции целостного технологического процесса по изготовлению кузова автомобиля из ТЛМ (Слайд 3; Слайд 4; Слайд 7).

Пути ведения нового знания в сочетании с методической поддержкой (обучающих стендов):

  • формирование целостного представления по выполнению макетирования кузова автомобиля – преобразование пробного учебного действия в материальный образ: макет кузова автомобиля  (Слайд 7; Слайд 8);
  • последовательность выполнения разметки заготовки из ТЛМ (развертки кузова автомобиля) на основе заданных алгоритмов – фиксирование новой информации (посредством освоения новых способов выполнения разметки развертки кузова с помощью штангенциркуля) в форме алгоритма (Слайд 9);
  • промежуточный контроль выполнения разметки развертки кузова с помощью штангенциркуля – самостоятельное фиксирование достижения успеха с помощью нового знания (сравнить свой вариант самостоятельной работы с эталоном) (Слайд 10);     
  • самостоятельная работа по освоению нового знания – изготовление развертки кузова из ТЛМ, самоконтроль (Слайд 11);
  • оценивание развертки кузова автомобиля из ТЛМ – оценка за первый урок (Слайд 11);
  • самостоятельная работа по применению нового знания – выполнение гибочных работ по изготовлению кузова автомобиля из ТЛМ в целом (Слайд 11);
  • промежуточный контроль по изготовлению кузова из ТЛМ (Слайд 11);
  • оценивание кузова автомобиля из ТЛМ в целом – оценка за второй урок (Слайд 10; Слайд 11);
  •    рефлексия деятельности – осознание обучающимися метода собственной познавательной деятельности на основе заданных алгоритмов (Слайд 10; Слайд 12);
  •    подведение итогов урока, содержание деятельности обучающихся на следующем занятии   Слайд 13.

Литература

  1. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2000г – 224 с.
  2. «Технология»: Программы начального и основного общего образования: Сборник. – М.; «Венетана-Граф», 2007 г – 192с.
  3. Симоненко В.Д. «Технология» учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. М. «Венетана-Граф» 2008 г.
  4. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой.  – М.:  Вентана-Граф, 2004г.
  5. Коваленко В.И., Куленёнок В.В., Учебное пособие «Объекты труда 7 класс (обработка металла, древесины)» – М.: Просвещение, 1993г.