Физические и химические свойства кислот. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели.

  • Образовательные: совершенствовать знания учащихся о составе и классификации кислот,  изучить физические и химические свойства кислот.
  • Развивающие: развивать мышление учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, делать выводы.
  • Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность; воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности (активность, увлеченность, наблюдательность); прививать культуру умственного труда.

Оборудование и реактивы. Учебник, ПК  и сопровождающая урок презентация, ряд напряжения металлов, растворы кислот, индикаторная бумага, кусочки и стружка металлов, оксид меди (II), пробирки, фарфоровая чашечка, спиртовка, держатель, спички.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация пройденного материала
  3. Изучение нового материала.
    1. Физические свойства кислот.
    2. Химические свойства кислот.
  4. Физкультминутка
  5. Закрепление ЗУН
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие; записать в тетради «Классная работа», число. (СЛАЙД 1)

II. Актуализация знаний учащихся (проверка домашнего задания)

1. Фронтальный опрос

– На прошлом уроке вы узнали о строении и составе молекул кислот, об их классификации и способах получения. Давайте вспомним, что вы знаете о кислотах?

– Дать определение классу кислот
– Какие из кислот встречаются в природе?
– Кислот достаточно много, а можно ли их классифицировать? По каким признакам?  (СЛАЙД 2)
– На какие группы делятся кислоты по составу (примеры)? (СЛАЙД 2)
– На какие группы делятся кислоты по оснoвности (примеры)? (СЛАЙД 3)

2. Письменное задание для всего класса

Составить формулы десяти разных кислот, комбинируя приведённые составные части кислот по горизонтали (слева направо) и по вертикали (сверху вниз) при условии, что составные части стоят рядом. Дать названия кислотам. (СЛАЙД 4)

III. Изучение нового материала

– Я вижу, что состав и строение кислот вы усвоили достаточно хорошо, но наука химия изучает свойства веществ, а точнее химические свойства. Изучением химических свойств кислот мы и займемся сегодня на уроке. Запишите в тетради тему сегодняшнего урока «Свойства кислот». (СЛАЙД 5)

1. Но прежде чем говорить о химических свойствах кислот, нам необходимо несколько слов сказать и о физических свойствах.
– Почему эти вещества называют кислотами?  Итак, вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые» (СЛАЙД 6)
По агрегатному состоянию все они жидкости. Однако есть одно исключение, кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе. (СЛАЙД 7)
Цвет кислот – все кислоты бесцветные вещества. (СЛАЙД 8)
Запах – большинство кислот не обладают запахом, однако у некоторых представителей, запах резкий неприятный.
Запишите в тетради: (СЛАЙД 9)

Физические свойства:

а) жидкости (кроме кремниевой кислоты),
б) без цвета,
в) без запаха,
г) кислые на вкус.

2. Ну а теперь, наше внимание направлено на химические свойства. Записываем: «Химические свойства». Займемся исследованиями. Но сначала вспомним правила безопасной работы с кислотами: (СЛАЙД 10)

Даны растворы двух веществ – бесцветные жидкости. Как можно практически доказать, что одно из них является раствором кислоты?
Совершенно верно, есть специальные вещества, по изменению окраски которых можно обнаружить кислую среду. Эти вещества называются индикаторы. Мы воспользуемся бумажкой, пропитанной универсальным индикатором, который в кислой среде краснеет.

Ход эксперимента:

1. В одну пробирку налить серную кислоту, в другую – соляную.
2. Осторожно обмакнуть индикаторную бумажку
(Напомнить ТБ: все действия с веществами производить над лотком, наливать жидкости в пробирку примерно на 1 см, использованную бумажку положить в лоток)
– Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод?

Вывод: универсальный индикатор красный – следовательно, в пробирке  кислота

– А вот как меняют цвет в кислой среде другие индикаторы (СЛАЙД 11)
Запишем в тетрадь: 1. Действие кислот на индикаторы. (СЛАЙД 12)
Теперь пишем в тетради: 2. Взаимодействие с металлами (СЛАЙД 13)
Убедимся в этом экспериментально.

Ход эксперимента:

1. В пробирку положить кусочек цинка, в другую – немного медных стружек.
2. Прилить соляную кислоту
(Напомнить ТБ: все действия с веществами производить над лотком, наливать жидкости в пробирку примерно на 1 см)
– Что наблюдаете? Почему медь, в отличие от цинка, не реагирует с соляной кислотой? Подсказка: найдите цинк и медь в электрохимическом ряду напряжений металлов?  По какому принципу составлен этот ряд?

Вывод: медь стоит в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода и не взаимодействует с растворами кислот.

Запись в тетради (СЛАЙД13)

– Выясним ещё одно свойство кислот. 3. Взаимодействие с оксидами металлов (основными оксидами)

Демонстрация:

1. В пробирку с оксидом меди (II) прилить серную кислоту.
2. Слегка нагреть.
3. Немного полученного раствора налить в фарфоровую чашечку и выпарить

– Какие признаки подтвердили, что оксид прореагировал с кислотой? Какое вещество обнаружилось после выпаривания?

Вывод: при взаимодействии кислоты и оксида металла образовалась соль

Запись в тетради (СЛАЙД14)

IV. Физкультминутка

– Отдохнем. Если на экране возникает формула кислоты – хлопаем, любого другого вещества – топаем (СЛАЙД 15)

V. Закрепление ЗУН

– Мы с вами сегодня познакомились с физическими свойствами кислот. Какими?  (СЛАЙД 16)  И выяснили химические свойства. Итак, кислоты взаимодействуют с …. (СЛАЙД 17)
– Выполняем задание из дидактического материала: страница 30, работа 3, №1  из I варианта.

VI. Домашнее задание

(СЛАЙД 18) Повторить параграф 32, записи в тетради; «Дидактический материал» стр.30-31 №1 из всех вариантов.