Экологическое воспитание

Разделы: Работа с дошкольниками


Материал: иллюстрации: “Куда уходит грязная вода?”, “Экономьте воду” (“Пьют ли рыбы воду?” пер. с англ. Т. Обуховой, М. - 1994 г. С. 9; 47), картинка-знак “Закрой кран”; стаканы для всех детей, таз для мытья игрушек, лейка.

I. Воспитатель зачитывает детям строки:

Больше всего мне понравилась ванная.
Вода в кране – холодная крайне.
Кран другой – не тронешь рукой.
Сядишь и моешься долго, долго.
Словом сидишь, пока охота.
И уж распаришься, разжаришься уж!
Тут – вертай ручки:
И каплет прохладный дождик – душ
Из дырчатой железной ручки!

(В. Маяковский)

Педагог спрашивает у детей, любят ли они купаться в ванне и под душем? Умеют ли они плотно закрывать кран? Всегда ли следят, чтобы из крана попусту не текла вода?

Подчеркнуть, что только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.

Можно также спросить детей, для чего еще нужна вода. Обычно все дети без труда перечисляют, где в быту используют воду. Обобщить – без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь.

II. Можно спросить детей, не случалось ли так, что в кране не было воды. Если такое случалось, то дети очень эмоционально расскажут, что при этом было.

Детям нужно объяснить, что возможность пользоваться ванной, душем, водопроводом – это великое благо. Чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что вода в реках и озерах не такая уж чистая, как может показаться, и пить ее прямо из источника нельзя. (Вспомнить, пьем ли мы воду из реки, когда идем купаться на пляж). Прежде чем вода из реки поступит в водопровод, ее приходится очищать. Текущая без надобности чистая вода попадает в канализацию где смешивается с грязной жижей. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, строят специальные очистные сооружения, которые не успевают очищать огромное количество грязной воды. Они работают день и ночь на пределе. Если кран останется открытым, то в пустую истрачена чистая вода, грязной воды стало больше и очистные сооружения работают с большой силой. А может случиться так, что они сломаются, не выдержав такой нагрузки и вода в кране станет грязной, разве будет тогда хорошо? Заметить, что уже сейчас воду из-под крана в нашем городе пить нельзя, мы пьем кипяченую воду из чайника.

III. Предложить детям послушать, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана, и прочитать стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А пройдет немного лет
И нет водицы – нет, нет, нет…

(С. Погореловский)

Подчеркнуть, что чистую воду надо беречь, и предложить детям показать, как они умеют это делать.

Игровое задание: каждый наливает из крана воду в стакан, плотно закрывает кран и выливает воду в таз, в котором потом будут мыть игрушки.

Перед детьми нужно поставить задачу: сразу же, налив воду в стакан, плотно закрыть кран, перелить воду в таз так, чтобы она не расплескалась.

Возможны варианты игровых заданий, но они должны быть такими, при которых вода не расходуется бессмысленно. Пусть польют комнатные растения или помогут младшему воспитателю приготовить воду для уборки групповой комнаты.

Рекомендации

После окончания занятия можно предложить детям сделать рисунки на тему: “Мы поливаем цветы”, “Мы моим игрушки”, “Мы умываемся” и т.п.

На занятии по изобразительной деятельности можно предложить придумать знак, который бы означал, что кран следует закрывать плотно. Если возникнут затруднения, можно показать эскиз – образец, рисунок на котором зачеркнута капля или струя воды, бегущей из крана, и пусть они нарисуют это по-своему. Лучшие рисунки можно прикрепить к стене у кранов в умывальной комнате, как напоминание: не забывать закрывать плотно кран. Пусть дети, кто захочет, возьмут такие картинки – знаки домой, чтобы повесить их дома в ванной или на кухне.

Целесообразно выучить с детьми четверостишье:

Бережливым будь с водой!
Шевельни, дружок, рукой.
И, как только воду взяли,
Хорошенько кран закрой!

Если подходить к воспитанию бережного отношения к воде неформально, то необходимо следить, чтобы дети правильно пользовались водопроводным краном постоянно, а не только во время игры. Взрослые должны личным примером показывать свое бережное отношение к воде, иначе наставления вызовут у детей недоумение и недоверие.