Сокровища "Малахитовой шкатулки" П.Бажова

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки


Описание материала: данный урок представляет собой своеобразное погружение в мир сказов Бажова - знакомство с героями его сказов, исследование мифологизированных образов, выявление художественных особенностей сказовой прозы.

Цели: показать учащимся художественное своеобразие сказов Бажова, выявить закономерности повествования, расширить читательский кругозор.

Подготовительный этап: прочитать сказы Бажова “Медной горы Хозяйка”, “Малахитовая шкатулка”, “Каменный цветок”, “Горный мастер”, “Огневушка-Поскакушка”, “ Серебряное копытце”, “Голубая змейка” и “Синюшкин колодец”. Нарисовать иллюстрации к понравившимся сказам. Перед уроком учеников необходимо разделить на 4 группы.

Оформление: компьютерная презентация, портрет Бажова, иллюстрации учащихся к сказам.

Ход урока

  1. “Уральские самоцветы” - вводная часть. Место действия сказов Бажова – Урал, Уральские горы. Неслучайно и сказы называются “Уральские сказы”.
  2. “Что мы знаем о Бажове?” - фронтальная беседа с учащимися (детство, проведенное на Урале, чтение книг и получение образования, собирание фольклора уральской земли, написание сказов и издание их отдельным сборником).
  3. “Наш вернисаж” - обращение к иллюстрациям учеников. Кто изображен на иллюстрациях? Герой реалистичный или фантастический (мифологизированный)? Знаете ли вы историю данного героя?
  4. “Малахитовая шкатулка” - рассказ учителя. В 1938 – 1939 годах Бажов издал сборник своих сказов под названием “Малахитовая шкатулка”. До этого некоторые сказы уже появлялись в журналах, однако в первом издании Бажовым было объединено уже 14 сказов. В последующих изданиях сказов было уже 29 – 35 – 42 – 43 – 52. Первоначально сборник бы объединен образом одного рассказчика. Отсюда и выбор жанра – сказ. Основной герой – сказитель, т.е. тот, кто рассказывает достоверную информацию. Таким первым сказителем у Бажова стал дед Слышко. Именно он рассказывал ребятам такие интересные, а порой даже невероятные истории о золотых жилах, спрятанных в земле и о старателях; о мастерах, из неживого камня способных живые цветы и ягоды творить; о ящерке волшебной и Хозяйке всех сокровищ уральских… Но несмотря на невероятность событий, перед нами сказы, а не сказки. У Бажова – чудесные события происходят не в некотором царстве, а конкретно на Урале. Повествование завораживает и незаметно, но властно втягивает в мир каменных рудников, полный необыкновенных явлений и событий; в мир малахита, камнерезных мастерских и одержимых творцов… Да и сами герои Бажова мало походят на Иванов – царевичей и Василис Прекрасных. Сказочные герои боролись с трудностями, побеждали зло и обретали счастье. Герои Бажова так же преодолевают тяготы и трудности, пытаются поймать удачу, но счастья не обретают никогда. Тоскуют, не находят себе места, исчезают и даже умирают.
  5. Основной вопрос урока – что так сильно меняет или влияет на жизнь бажовских героев? Встреча с чудом и чудесными героями. Этих встреч наши герои позабыть не могут. Козлик с серебряным копытцем, плясунья Огневушка, медной горы Хозяйка в малахитовом сарафане, золотистые ящерки, синеглазая бабка Синюшка, живущая в колодце, Великий Полоз, владеющий секретами золота, его красавица дочь – Золотой Волос, озорница Голубая Змейка … Все эти фантастические герои живут рядом с Данилой мастером и невестой его Катей, с дедом Кокованей и сироткой Даренкой, мужественным Степаном и дочкой его Танюшкой, с друзьями- озорниками Ланко да Лейко… Давайте вместе проследим пути героев Бажова и ответим на вопрос в конце урока: “В чем своеобразие жизненных историй героев, рассказанных дедом Слышко?”.
  6. Первый этап погружения – герои – малыши. Учащиеся получают карточки с описанием Серебряного копытца, Огневушки-Поскакушки и Великого Полоза. Они должны узнать персонажа и назвать сказ с его участием. Вопросы учителя: Сколько лет нашим героям? Рядом с кем они живут? Почему именно пред ними (старый да малый) появляются чудесные персонажи? Что сулит героям эта встреча? Что обретают герои в финале сказов? Концовки желательно зачитать.
  7. Вывод: для героев - малышей встреча с чудесными героями как путешествие в сказку, как приоткрытая дверь в сказочный, потусторонний мир; дверь закрылась, и чудеса закончились, как заканчивается пусть даже самая длинная сказка, рассказанная перед сном.

  8. Второй этап погружения – наши герои подросли, теперь у них иные игры, иные заботы. Учитель зачитывает отрывок из сказа “Голубая змейка” - Марьюшкино гадание. Ученики определяют название сказа и называют главных героев – Ланко да Лейко. Затем, зачитывают из текста занятия двух друзей. Вопросы учителя: С кем из чудесных персонажей встречаются наши герои? Давайте зачитаем описание Голубой змейки из текста. Почему она так сильно привлекает внимание мальчиков? Чем заканчивается эта встреча для ребят?
  9. Вывод: для подростков встреча с чудесным и невероятным – это жизненный опыт, нравственные и этические уроки, толчок к размышлениям, первый шаг к взрослению.

  10. Третий этап погружения. Места тут были глухие – тайга, топи, ни дорог, ни тропинок. Отыщет старатель жилу богатую, заприметит место, “знаки”, какие надо оставит; назавтра придет – ни примет, ни знаков. Сколько ни ищи – не найдешь. Будто в колодец провалились. Так и звали эти богатые заколдованные места – Синюшкин колодец. Вопросы учителя: Кому довелось повстречаться с бабкой Синюшкой? Какое наследство получил от родителей Илья? Какой эпизод сказа произвел на вас самое сильное впечатление? В пользу чего делает выбор Илья? Что он предпочитает богатству? Чем это обусловлено? (возрастными особенностями героя) Долго ли длится его счастье? (зачитать).
  11. Вывод: для юноши встреча с потусторонним миром – это возможность обрести любовь; любовь яркую и необыкновенную. Ведь, когда любовь входит в жизнь человека – это считается волшебством и чудом. И для закрепления данного вывода ученикам рекомендуется прочитать сказ “Золотой Волос”.

  12. Четвертый этап погружения – На вершине пирамиды чудесных героев – самый яркий и загадочный персонаж – Медной горы Хозяйка.
  13. Учитель зачитывает описание Хозяйки Медной горы и обращает внимание учеников на изображение этой героини (компьютерная презентация).

    Почему же она венчает эту пирамиду? Какая в ее руках власть? Чем и за что она награждает и наказывает героев? И кто те, кому является гордая и справедливая Хозяйка? (Взрослые и сильные мужчины, состоявшиеся личности со своими взглядами на жизнь и четкой жизненной позицией). И почему она становиться для наших героев не только Хозяйкой Медной горы, но и Хозяйкой их судеб? С образом Хозяйки связан целый ряд сказов, где как в романе или эпопеи рассказывается история семей, а порой и целых поколений. Ученики вспоминают эти сказы, учитель помогает их расположить по хронологии – “Медной горы Хозяйка”, “Малахитовая шкатулка”, “Две ящерки”, “Каменный цветок”, “Горный мастер”, “Хрупкая веточка” и др.

    Вопросы учителя: О чем мечталось и грезилось Степану до встречи с Хозяйкой? Как он ее встретил впервые? Что принесла ему эта встреча? Чем выделялась Танюшка на фоне других жителей поселка? Какой предстает перед Танюшкой Хозяйка? Чем закончилась история Танюшки в “Малахитовой шкатулке”? Для того, чтобы узнать дальнейшую судьбу Танюшки необходимо прочитать сказ “Две ящерки”. Следующая трилогия повествует нам о Даниле- мастере и его верной невесте Катерине. Судьба этих героев оказывается во власти Хозяйки. Вопросы учителя: О чем мечталось Даниле – мастеру? Что его не устраивало в его работе? Чем помогла Хозяйка Медной горы Даниле – мастеру? Почему? Как вы думаете, если бы не Катя, вернулся бы Данила в поселок? Зачитайте прощальные слова Хозяйки. Как вы считаете, удалось ли Даниле обрести счастье? Как вы думаете, о чем он задумывается в финале сказа? История сына Данилы и Кати – талантливого мастера Мити – рассказана Бажовым в сказе “Хрупкая веточка”.

    Вывод: для сильных духом и смелых мужчин встреча с Медной горы Хозяйкой – это уникальная возможность соприкоснуться с прекрасным – с гениальным мастерством, с невиданным прежде искусством, с необыкновенной добротой и справедливостью (каких нет в окружающем мире), с красотой женщины - чарующей и манящей, с красотой природы и красотой души человека. Но познав это лишь раз, наши герои уже не могут без этого жить.

  14. Итог урока. Одной из особенностей сказа является наличие чуда, чего-то необыкновенного, не будничного, особенно волшебного.

Сноски:

1. Бажов П.П. Дорогое имечко (отрывок из сказа) //Золото мира - М.: 2003, –с.43

2. Мир камней и мир людей // Камни мира. – М.: 2003, –с.13.

3.Мир камней и мир людей // Камни мира. – М.: 2003, –с.16.

4. Мир камней и мир людей // Камни мира. – М.: 2003, –с .18.

5. Мир камней и мир людей // Камни мира. – М.: 2003, –с .19.

6. Мир камней и мир людей // Камни мира. – М.: 2003, –с .159

7. Золото в природе // Золото мира. – М..: 2003 – с.46-47

8.Бажова – Гайдар А. Из воспоминаний об отце // Уроки литературы, 2003,  № 7, –с.1.

9,10,11,12. Бажова-Гайдар, А. П. Глазами дочери [Текст] / А. П. Бажова-Гайдар; предисл. Е. Пермяка. – М. : Сов. Россия, 1978, – 192 с.

13. Бажов П.П. Огневушка – Поскакушка // Бажов П.П.Малахитовая шкатулка. – М.: 1987, – с. 26-27.

14. Бажов П.П. Серебряное копытце // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: 1987, – с.252.

15. Бажов П.П.Про Великого Полоза // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: 1987, – с.172 - 173.

16. Бажов П.П. Голубая змейка // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: 1987, – с.230.

17. Бажов П.П. Медной горы Хозяйка // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: 1987, – с.19–20.

Библиография

Список по теме: Урал, природные богатства, камни.

1. Природа Урала. Хозяйство Урала // География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. – М.: 2008, –с.182-196

2. На рубеже Европы и Азии. Урал и Приуралье // Россия: природа, население, экономика. – М.: Аванта+ , 1999, с.555-561.

3. Мир камней и мир людей // Камни мира. – М.: 2003, –с.12 -21.

4. Бажов П.П. Дорогое имечко (отрывок из сказа) //Золото мира. - М.: 2003,  –с.43

5. Золото в природе // Золото мира. – М..: 2003, –с.43-47

Список литературы по теме: П.П.Бажов - жизнь и творчество

1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. М.: Просвещение,1987, – 304 с.

2. Батин М.А. Павел Бажов. М., “Современник”, 1976, -262 с.

3. Стрельцова Л.Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. Павел Бажов. “Серебряное копытце”. Черты сказового сюжета // Литература, 2004,  №35, – с.23.

4. К 125-летию П.П.Бажова. // Уроки литературы, 2003,   №7, -с.1-14.

5. Добро и зло в сказках П.П.Бажова.// Литература, 1999,  №22,  –с.2-3.

6. Викторина по сказам П.Бажова.//Литература, 1999, № 22, -с.4.

7. Уральские сказы Бажова. Набор открыток. №92.

8. Шеваров Д. “Дед открыл для меня этот огромный мир…”// Первое сентября ,2004,  №14, 21 февраля, - с.6.

9. Ячменева Т. В мире сказов Бажова // Литература, 2007 № 22, – с.8-9.

10. Бажова-Гайдар, А. П. Глазами дочери [Текст] / А. П. Бажова-Гайдар; предисл. Е. Пермяка. – М.: Сов. Россия, 1978. – 192 с.

Приложение 1

Приложение 2