История православного храма

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Материал, представленный в презентации и в приложении к ней, можно использовать на классном часе или в преподавании мировой культуры, как конспект. В материале прослеживается история православного храма от самых первых ветхозаветных до современных храмов с их архитектурой и символикой, но не претендует на полное раскрытие вопроса, а может быть использовано, как первое знакомство с этим важным вопросом для понимания основ православия.

Слайд 3. Все строения в мире возводятся для людей, и только одно строение созидается в честь и славу Бога – это ХРАМ.

Одно из основных свойств Божьих — Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами.

Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.

Слайд 4. Первым христианским храмом стала Сионская горница.

Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи, В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками.

Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхаристию — Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сионская горница — прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви.

Слайд 5. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет.

Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Соломона. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.

Слайд 6. Иерусалимский храм времен Христа:

1 — Святая Святых; 2 — Святое; 4 — жертвенник всесожжения; 5 — умывальница; 6 — двор священников; 7 — двор израильтян.

Слайд 7,8. Внешний вид скинии завета:

1 — Святая Святых; 2 — Святое; 3 — двор; 4 — жертвенник всесожжения.

Скиния Завета — в иудейской Библии, вошедшей также в Библию христианскую, — переносное святилище Бога, сооруженное по Его указанию, переданному народу Израиля через пророка Моисея, во время странствования по пустыне после Исхода из Египта для хранения главной святыни — Ковчега Завета с находящимися внутри Скрижалями Завета. Скиния Завета послужила прообразом Иерусалимского Храма. Время существования С. З. — ок. 13 — сер. 10 в. до н. э., т. е. от времени Исхода из Египта до начала эпохи Первого Храма построенного Соломоном, хотя судьба Скинии Завета после прихода евреев из Египта в Ханаан не вполне ясна и не прослеживается детально в библейском тексте.

Слайд 9. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков “икосом”, а у римлян “экусом”.

Слайд 10. Христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях — базилики. Базилика — прямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Во времена распространения христианства в Римской империи местом молитвенных собраний христиан часто стали служить дома богатых верующих римлян и особые постройки для светских собраний в их имениях — базилики. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви. Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, — полукруглая ниша отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем. Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Слайд 11. Катакомбы — обширные подземелья в древнем Риме — стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства. Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями. Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи. Архитектура катакомбных христианских храмов являет нам чёткий законченный корабельный тип, разделённый на три части с алтарём отделённым от основной части преградой, сохранившегося до наших дней.

Слайд 12. Храмы строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал основам вероучения:

Так храмы в виде креста соответствовали тому, что основой церкви является крест. Крестом человечество избавлено от власти Диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

Слайд 13. Храмы круглые означали кофаличность и вечность церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа т.к. круг является символом вечности не имеющего ни начала, ни конца.

Слайд 14. Храм в виде звезды знаменовал Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

Слайд 15. Корабельные храмы уподобляли церковь кораблю или Ноеву ковчегу, который ведёт человека по жизни к тихой пристани в Царствии небесном. С древнейших времен, согласно “Постановлениям Апостольским”, православный храм повелевалось созидать “наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим”. И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение, так что многие наши храмы создают весьма впечатляющий зрительный образ корабля с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца. Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с древности считалась местом обитания Бога. На востоке был рай (Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос как Солнце Правды (Мал. 4, 2) приходит с востока и Сам именуется Востоком (Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (Лк. 1, 78).

Слайд 16. Здание храма завершается сверху куполом, изображающем небо, купол же венчает глава, на которой ставится крест, как знамением искупительной победы Христа. Купол храма символизирует купол небес. Вообще храм – это маленькое изображение Вселенной. Вселенной, послушной Богу и благочестивой. Естественно, что уместны здесь и звезды, которые показывают мирную твердь неба с установленными на ней Богом светильниками – звездами. Православной крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века. Часто на храме ставится не одна глава, а 2, 3, 5,7,9,13… Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме. Одноглавый купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу. Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света. Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Девятиглавый храм: девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.  Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.  Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

 Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима. По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам

Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами. Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т.д. Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую “привязку”: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке.

Слайд 17. Над входом в храм или рядом строится колокольня или звонница. Колокольня — башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию.

До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.

Источники

1. Фотоальбом священника Константина Пархоменко http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/

2. “Азбука православия” познавательный видеофильм. Студия Анастасии Дадыко “Интересное кино".

3. Архитектура храма http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml