Описание натюрморта П.П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • подготовить учащихся к описанию картины «Сирень»;
  • научиться видеть картину, уметь отбирать рабочий материал, использовать его при написании творческих работ;
  • использовать полученные знания при изучении темы «Лексика»;
  • несколько расширить знания искусствоведческого характера.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

– Вы любите цветы? Живые, только что срезанные, благоухающие прекрасным ароматом? Наверное, редкий человек не любит цветы. Художник Петр Петрович Кончаловский их просто обожал. Особенно сирень. Ей знаменитый русский художник, мастер натюрморта, посвятил множество своих работ.

(Приложение 1, слайды 1, 2, 3)

Эпиграфом к уроку я взяла слова Вс. Иванова (Приложение 1, слайд 4)

2. Биографическая справка

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956 гг.). Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт. (Приложение 1, слайды 5, 6)

3. Словарная – орфографическая  работа

Натюрморт – от франц. “натюр” – природа + “морт” – мертвый. Буквально “мертвая природа”.
Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.
Кончаловский был признанным мастером этого жанра. (Приложение 1, слайд 7)

4. Знакомство с творчеством Кончаловского

Более 5000 произведений – картин,  портретов, натюрмортов, акварелей создал П.П.Кочаловский  за 60 лет творчества. Среди его работ – портреты современников, букеты цветов, пейзажи
Любовь к натуре во всем многообразии ее форм и красок находит свой расцвет в натюрмортах. Кончаловский писал натюрморты, изображающие битую дичь с сочной огородной зеленью, много писал сирень, различные цветы. (Приложение 1, слайды 8-19)

5. Работа над репродукцией картины «Сирень»

Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сирени, которую нарисовал Петр Петрович Кончаловский. Сейчас вы не только увидите, но и услышите прекрасную музыку    русского композитора Сергея Рахманинова. Постарайтесь понять, почему я выбрала именно ее для нашего урока. (Приложение 1, слайд 20)

Вопрос учителя:  О чем рассказал русский композитор Сергей Рахманинов? (Приложение 1, слайды 21-22)

Ответы детей:  Сергей Рахманинов рассказывает о своих чувствах, которые передает через музыку.

Дополнение учителя: Сирень, прекрасное ароматное растение, любовь к которому автор пронес через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка была «царицей» его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. Какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, предавал ему нежный привет – частицу российского пейзажа. (Приложение 1, слайд 23)

Вопрос детям: Какие чувства вызвала у вас картина? Созвучно ли настроение музыки и картины? (Красота весеннего, возрождающегося к жизни мира природы, ощущаем эмоциональный подъем, к-й вызывает это возрождение).

Учитель: Давайте внимательно рассмотрим картину и еще раз послушаем музыку Рахманинова (Приложение 1, слайд 24). Тихо звучит музыка.

Учитель: Давайте представим себе, что ранним майским утром вы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, еще влажными от ночной росы, отводим тяжелые ветки…Вот одна из них качнулась – и целый ливень обрушивается на нас…Нам становится весело от этой шутки. Но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого сада.

Учитель: Оказывается, об одном и том же явлении – цветах сирени можно рассказать по-разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, писатель пользуется для этого выразительными средствами языка. Давайте обратимся к упражнению учебника № 375, вспомним, как о сирени пишет Г. Николаева (Приложение 1, слайд 25)

Учитель: Мы прослушали прозу, послушаем поэзию – стихи о сирени.(Учащиеся выразительно читают стихи о сирени). (Приложение 2)

Учитель: Давайте еще раз вместе с художником и композитором «войдем» в просыпающийся сиреневый  сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображен на картине. (Приложение 1, слайд 26)

Вопрос: Прекрасная музыка, не правда ли?

Учитель: В самой пьесе не называются краски сиреневого сада. Это не доступно музыке, искусству звуков. Но музыка, если ее внимательно слушать, помогает вспомнить, как выглядит живая сирень, и поэтому слушателям иногда кажется, что они увидели и бушующий сад, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебником художником.

6. Работа с карточками

В начале урока учащимся раздаются карточки, которые дети заполняют в течение всего урока. (Приложение 3)

Учитель: расскажите о том, что вы услышали, увидели, «почувствовали» в сиреневом саду.

Чувства: радость, восторг, ощущение счастья, легкая грусть, щемящая нежность;

Сад: майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный, пронизан лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы. От аромата сирени «кружится» голова; на душе становится светло. (Приложение 1, слайд 27)

Звуки: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня птиц, тихие вздохи просыпающегося душистого моря;

Запахи: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня птиц, тихие вздохи просыпающегося душистого моря;

Аромат сирени: медвяный, чарующий, прекрасный, нежный, упоительный, таинственный, загадочный, удивительный

Воздух: бодрящий, ароматный, свежий, влажный, чистый, прозрачный, утренний, напоенный запахами. (Приложение 1, слайд 28)

Вопрос: Какой вы представили сирень в музыкальном саду? Сравним с сиренью на картине. Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали? (Приложение 1, слайд 29)

Вопрос: Какого цвета, каких оттенков эта великолепная сирень? Примерные ответы детей: нежно-розовая, жемчужная, таинственная, голубоватая, серебристая.

Задание: Опишите ветки сирени. (Гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, развесистые, резные, нарядные, тянущиеся к солнцу). (Приложение 1, слайд 31)

Вопрос: Как описать величину кистей сирени и величину отдельных ее цветов?

Кисти (грозди) – крупные, свежие, тяжелые,  влажные, мокрые от росы и дождя.
Цветы – звездочки, звоночки, маленькие, хрупкие, нежные, крошечные, милые. Их много. Очевидно, такая сирень очень ароматная.

Задание:  подберите синонимы к слову ароматная. (Душистая, пахучая, благоухающая). (Приложение 1, слайды 32, 33).

Вопрос: С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная) (Приложение 1, слайды 34)

Учитель: П. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельно лепестки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Мы чувствуем восхищение художника щедрой природой, чувствуем его любовь к ней. Иначе он бы не создал такой прекрасной картины.

Вопрос: Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка) (Приложение 1, слайд 35)

Вопрос: А вы знаете, почему так называется цветущий куст?

7. Легенда о Сирени, подготовленная учеником

Есть древнегреческая легенда о нимфе Сиринге, которая, спасаясь от бога Пана, поняла, что убежать не получится, и превратилась в кустарник. Из этого кустарника разочарованный Пан сделал сладкозвучную свирель и назвал ее сирингой. Так же назвали и кустарник, который понравился древним грекам своими прекрасными цветами. (Приложение 1, слайды 36)

8. Работа по составлению плана

Вопрос: К какому стилю вы отнесете ваши сочинения? (Художественный).

Вы должны будете использовать лексику, характерную для художественного стиля; использовать изобразительные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.
Устно дети приводят примеры, с использованием изобразительных средств языка (сирень стоит у открытого окна и смотрит в сад; кажется, что букет говорит о том, что природа вся живая; тень от величавой сирени похожа на большие горы; пушистый, бархатный букет; спящая красавица-сирень; кружевная ветка и т. д.)

План составляется самостоятельно, затем обсуждаются пункты плана.  (Приложение 1, слайд 37)

9. Работа над вступлением к сочинению

Учитель: Я знаю, как трудно бывает начать текст, поэтому предлагаю вам первую фразу: «Когда я слушаю музыку Рахманинова, я будто попадаю в…(я вижу…)». Договоримся, что вы воспользуетесь ею, если не сможете начать по-своему. В этой части вы напишете о том, что увидели, «услышали», почувствовали и пережили, когда слушали музыку С. Рахманинова и рассматривали картину П. Кончаловского. (Приложение 1, слайд 38)

10. Домашнее задание: сочинение по картине