Интегрированный урок алгебры и астрономии "Сказки звездного неба". 7-й класс

Разделы: Математика, Астрономия

Класс: 7


Цель:

Образовательные:

  • повторение понятия координатной плоскости, правила нахождения точки по заданной координате, правило отыскания координаты заданной точки;
  • систематизация изученного материала;
  • расширение знаний темы “Линейная функция” посредством знакомства с методом построения графиков функции

Развивающие:

  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся, кругозора посредством содержания и формы проведения урока;
  • Развитие воображения и творческого мышления.
  • Развитие навыков сотрудничества
  • Развитие интеллектуальных способностей.

Воспитательные:

  • воспитание активности, способности к самосовершенствованию,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • формирование монологической речи;
  • воспитание чувства патриотизма, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование:

  • презентация
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска.

Структура урока

1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний.
4. Работа на интерактивной доске “Координатная плоскость”.
5. Знакомство с легендами о созвездиях.
6. Систематизация знаний о графиках линейных функций. Построение графиков с помощью непосредственного вычисления значения функции с помощью

Тип урока: Урок получения новых знаний на основе обобщения имеющихся знаний.

Ход урока

1. Сообщение ТАСС (ролик)
2. Учитель физики. Ребята, сегодня– день космонавтики.12 апреля 1961 г. Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле “Восток-1” и наш урок посвящаем этой дате.. Его позывные – “Я – Кедр” – узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало – начало полетов в космос. Мы гордимся, что первым в космос отправился наш соотечественник – гражданин России. Он сказал: “Поехали!”. И действительно, сейчас спутники и ракеты бороздят космос, множество космической техники побывало на Луне и на Марсе. А этот день, 12 апреля, традиционно отмечают как День космонавтики, а с 2011 года этот день стал всемирным днем космонавтики.
3. Видеоролик. Полет Гагарина, “Поехали”.
4. Учитель математики. Цели нашего урока следующие:
  • повторение понятия координатной плоскости, правила нахождения точки по заданной координате, правило отыскания координаты заданной точки;
  • расширение знаний темы “Линейная функция”
  • объектами нашего построения будут различные созвездия.
5. Учитель физики. И поэтому наш урок называется “Сказки звездного неба”
6. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

“Математический калейдоскоп”.

Учитель математики. Повторение темы “Координатная плоскость” мы проведем в виде теста (приложение 1) с выбором ответа, который назовем “Математический калейдоскоп”.

7. Проверка математического диктанта. Взаимоконтроль.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
в в б а б г б в а б а б б а

Вывод: точка строиться в координатной плоскости, координатная плоскость делится на четыре четверти, 1-(+,+), 2– (-,+), 3– (-_,-_), 4-(+,-), на первом месте всегда находится точка Х – абсцисса, на втором точка У – ордината.

8. Учитель математики. Эти знания нам понадобятся для того, чтобы справиться со следующим заданием, связанным с построением созвездий.

Учитель физики. История созвездий очень интересна. Еще очень давно астрономы древности разделили звездное небо на созвездия, т.е. объединили наиболее яркие и заметные группы звезд и дали им различные наименования. Созвездием называют участок неба в пределах некоторых границ. Различают 88 созвездий. Решением Международного астрономического союза (MAC) принято, что число созвездий на всей небесной сфере составляет 88, из них 47 были присвоены имена примерно 4500 лет назад. Большая часть созвездий, названных во времена Гиппарха и Птолемея, имеет названия мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний – Геркулес, Центавр, Телец, Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас и др. героев мифов.

В названиях созвездий Павлин, Тукан, Индеец, Юж. Крест, Райская Птица о была отражена эпоха Великих географических открытий.

На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звезд очень трудно или даже просто невозможно рассмотреть то, о чем говорит название созвездия. Большая Медведица, например, напоминает ковш, До изобретения компаса звезды были основными ориентирами: именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление. Астронавигация (ориентирование по звездам) сохранила свое значение и в наш век спутников и атомной энергии.

Она необходима для штурманов, капитанов, космонавтов и пилотов. Навигационными называют 25 ярчайших звезд : Альтаир, Спика, Сириус, Арктур и т.д. Наиболее богато яркими звездами зимнее небо.

9 Дифференцированная работа в группах

Задание. Построение точек (созвездий) на координатной плоскости.

Демонстрация творческих работ учащихся и сопоставление их с изображениями на экране. (Презентация, Приложение 2). Учитель математики приглашает учащихся к доске поочередно.

Задание для группы № 1.

Созвездие “Большая Медведица”

(-15;-7), (-10;-5), (-3;-6), (6;-6)

(-3;-6), (-1;-10), (5;-10), (6;-6)

Учитель физики. О Большой и Малой Медведицах существует много легенд. Созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Волопаса и Гончих Псов связаны с одним мифом Вот один из них..

1. Рассказ учащегося. Когда-то в незапамятные времена, у царя Ликаон, правившего страной Аркадией, была дочь по имени Каллисто. Красота ее была столь необыкновенной, что она рискнула соперничать с Герой – богиней и супругой всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая Гера отомстила Каллисто: пользуясь своим сверхъестественным могуществом, она превратила ее в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркад, возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он ничего не подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу. Этому помешал Зевс – он удержал руку Аркада, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие – Большую Медведицу. В Малую Медведицу заодно была превращена и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркад: Зевс и его превратил в созвездие Волопаса, обреченного навеки сторожить в небесах свою мать. С того времени загорелись в небе два очень ярких созвездия. Главная звезда этого созвездия называется Арктур, что означает “страж медведицы”. Большая и Малая Медведицы являются незаходящими созвездиями, наиболее заметными на северном небе.

Учитель физики. Астрономический материал. Созвездие Большой Медведицы – это семь ярких звезд составляют Большой ковш. По двум крайним звездам этой фигуры a и h можно найти Полярную звезду. Наиболее благоприятные условия видимости в марте – апреле. Видно на всей территории России

Задание для группы 2.

Созвездие “Андромеды”.

(-2;9), (0;7), (1;4), (2;-2)

(2;-2), (-2;-1)

(-4;4), (-2;5), (1;4)

Задание для группы 3.

Созвездие “ Кассиопеи”.

(-5;0), (-3;2), (-1;0), (1;0), (3;-2)

Рассказ учащегося.

Как Персей спас Андромеду.

В названиях звездного неба отразился миф о герое Персее. Давным-давно, если верить древним грекам, Эфиопией правил царь по имени Цефей и царица, которую звали Кассиопея. Была у них единственная дочь красавица Андромеда. Царица очень гордилась своей дочерью и однажды имела неосторожность похвастать своей красотой и красотой своей дочери перед мифическими обитательницами моря – Нереидами. Те очень рассердились, так как считали, что они самые красивые на свете. Нереиды пожаловались своему отцу – богу морей Посейдону, чтобы он наказал Кассиопею и Андромеду. И могущественный властелин морей послал на Эфиопию огромное морское чудовище – Кита. Из пасти Кита вырывался огонь, из ушей валил черный дым, хвост был покрыт острыми шипами. Чудовище опустошало и жгло страну, грозило гибелью всему народу. Чтобы умилостивить Посейдона, Цефей и Кассиопея согласились отдать любимую дочь на съедение чудовищу. Красавица Андромеда была прикована цепями к прибрежной скале и покорно ждала своей участи. А в это время на другом краю света один из самых известных легендарных героев – Персей – совершил необыкновенный подвиг. Он проник на остров, где жили горгоны – чудовища в образе женщин, у которых вместо волос кишели змеи. Взгляд горгон был так ужасен, что всякий, рискнувший посмотреть им в глаза, мгновенно окаменевал. Но ничто не могло остановить бесстрашного Персея. Улучив момент, когда горгоны заснули. Персей отрубил голову одной из них – самой главной, самой страшной – горгоне Медузе. В тот же момент из огромного туловища Медузы выпорхнул крылатый конь Пегас. Персей вскочил на Пегаса и помчался на родину. Пролетая над Эфиопией, он заметил прикованную к скале Андромеду, которую вот-вот должен был схватить ужасный Кит. Отважный Персей вступил в схватку с чудовищем. Долго продолжалась эта борьба. Волшебные сандалии Персея подняли его в воздух, он вонзил в спину Киту свой изогнутый меч. Кит взревел и бросился на Персея. Персей направил на чудовище мертвящий взгляд отрубленной головы Медузы, которая была прикреплена к его щиту. Чудовище окаменело и утонуло, превратившись в остров. А Персей расковал Андромеду и привез ее во дворец Цефея. Обрадованный царь отдал Андромеду в жены Персею. В Эфиопии много дней продолжался веселый пир. А на небе с тех пор горят созвездия Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Персея. На карте звездного неба вы найдете созвездие Кита, Пегаса. Так древние мифы Земли нашли свое отражение на небе.

Задание для группы 4.

Созвездие “Весы”.

(1;5), (-2;4), (-5;5)

(1;5), (-5;-1)

(1;5), (-1;-2)

(1;5), (3;1).

Задание для группы 5.

Созвездие “ Лебедь”.

(-3;4), (-2;2), (0;0), (2;-2), (5;-3)

(3;1), (0;0), (-3;-1), (-7;-2)

15. Учитель математики. Лучше всех справились: группа

… были ошибки….

Учитель физики. О каждом созвездии существует мифы. Послушайте еще один интереснейший миф о Скорпионе и Орионе.

16. Рассказ учащегося о Скорпионе и Орионе.

Самым красивым южным созвездием, которое можно видеть и в наших широтах зимой, является созвездие Орион. Так звали сына бога морей Посейдона. Как –то по поручению богов он очистил остров Хиос от диких животных, т. к. был великолепным охотником.
Благодарные жители острова устроили пышное чествование героя, во время которого его увенчали лавровым венком. И преподнесли дорогие подарки. Праздник сопровождался исполнением гимнов и танцами девушек. Среди них Орион увидел красавицу Меропу, дочь местного царя.
Молодые люди понравились друг другу, и Орион стал просить у царя руки его дочери. Однако у отца были другие планы, и он отказал герою. Тогда с согласия Меропы Орион похитил красавицу.
Царь пошел на хитрость: догнав беглецов, он сделал вид, что дает согласие на их брак. Но ночью, опоив героя, он ослепил его. Посейдон, узнав об этом, страшно разгневался и попросил Гелиоса вернуть сыну зрение. Казалось, вопрос о свадьбе после всех заключений будет решен, но в дело вмешалась Гера. Когда-то Орион случайно убил любимого быка богини. Зная, что Орион – храбрый и ловкий охотник, которому нет равного в искусстве поимки зверя, она напустила на него Скорпиона, укус которого был смертельным. Орион погиб, но по просьбе Посейдона Зевс поместил его на небо и даже сделал так, чтобы он не мог встретиться с ужасным Скорпионом. И действительно, созвездия Орион и Скорпион никогда не видны на небе одновременно.
Самая яркая звезда в Скорпионе называется Антарес. Это красный гигант, который в 15 раз больше Солнца и в тысячи раз ярче нашего светила. Римляне называли Антарес сердцем Скорпиона, китайцы – сердцем великого Дракона-бога, а персы еще 5000 лет назад причислили его к сонму Царских звезд – стражей неба.

17. Учитель физики: Вот и познакомились мы с вами с некоторыми представителями звездных героев. Сегодня вечером посмотрите на звездное небо и постарайтесь найти эти созвездия в реальном времени.
18. Учитель математики. Мы уже достаточно много времени работаем. Поэтому нам нужно сделать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз (проводит ученица)

Упражнение 1.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

19. Линейные функции. Задания.

1. Постройте графики линейных функций на заданных промежутках

y = –0,6x + 2,4 на [–6, –1]
y = –1x + 2на [–1, 1]
y = –3x + 4 на [1, 1.5]
Учащиеся выполняют задания. При выполнении используют сигнальные карточки:

НУЖНА ПОМОЩЬ– красный квадрат

РАБОТА ЗАКОНЧЕНА – зеленый квадрат

Слово “Зодиак”.

Учитель физики. Путь Солнца за год проходит через 12 созвездий, они называются зодиакальными.

20. Подведение итога урока. (по математике)

Учитель математики. Сегодня на уроке мы с вами повторили построение точки по заданным координатам, вспомнили, как строиться линейная функция, сколько точек нужно, чтобы построить линейную функцию. Строили график линейной функции на определенном промежутке. Эти знания нам понадобятся для того, чтобы изучить новую для нас функцию вида у=х2. Оценки за урок получили:

21. Заключение.

Рефлексия.

– Что мы сегодня повторили?

– Что нового для себя узнали на уроке?

– Что больше всего запомнилось?

– Как вы думаете, почему наш урок “Сказки звездного неба”

Учитель физики. Сказки…….

Сегодня в России праздник, праздник победы разума, преодолевшего земное притяжение – День космонавтики и первого полета человека в космос.

. Он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...”. Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

12 апреля – это день всего человечества. Каждый гражданин нашей стран может гордиться: первый искусственный спутник Земля – спутник нашей страны, первый человек в космосе – гражданин нашей страны.
12 апреля – это день всех ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, завоевавших Родине непреходящий научно-технический приоритет, поднявших на космическую высоту ее славу, ее авторитет.

22. Домашнее задание. Построение созвездия

Созвездие “Льва” – запасной вариант

(2;5), (1;4), (0;4),(-1;3), (-1;2),(-5;1)

(-5;1), (-7;-2), (-5;-1),(0;0), (-1;2).