Интегрированный урок "информатика + русский язык" по теме "Основные понятия логики. Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (690 кБ)


Цель:

  • систематизировать знания по теме “Односоставные предложения”;
  • формировать умение находить односоставные предложения и определять их тип;
  • развивать творческих способностей обучающихся;
  • побуждать учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности.
  • развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему.
  • сформировать у учащихся представление о понятиях: логика, логическое высказывание, логическая переменная. Познакомить с логическими связками.
  • научить учащихся образовывать с помощью логических связок составные логические высказывания и определять их значение (истина, ложь).
  • развивать познавательный интерес.

Оборудование: компьютер, проектор, тематическая презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Целеполагание.

Слайд 3. Учитель информатики предлагает прочесть вопросы к сегодняшнему уроку и оценить что известно, что неизвестно и самостоятельно поставить цели урока.

  • Что изучает наука “логика”? Какие виды логики существуют?
  • Что такое высказывание? Какие они бывают?
  • Что такое логическая функция и логическая переменная?
  • Виды логических связок.
  • Какие виды односоставных предложений вы знаете?
  • Какие виды сложных предложений вы знаете?
  • В каких сложных предложения запятая перед союзом и не ставится?

3. Словарная работа

Сегодня мы познакомимся с новым словом и его однокоренными словами.

Учебная задача: при помощи словарей (электронных) выяснить лексическое значение слова “логика”, записать однокоренные слова. Выполнить лексический анализ.

Учащиеся самостоятельно при помощи словарей проводят мини-исследование.

Учащиеся работают с электронным ресурсом “Словари школьника”

Слайд 4. Учитель информатики дает определение логики как науки. Задает вопрос: Что общего с определениями, которые вы прочитали в словаре?

Запись определения в тетради по информатике

4. Входной контроль

Слайд 5 Входной контроль

Учебная задача: тестирование, запишите ответы при помощи цифр:

1- правильно.

0- неправильно.

Это произошло в пути. Односоставное предложение. 0
Верно ли, что число 1011001 может быть записано в двоичной системе? 1
Идём дальше. Безличное предложение. 0
Верно ли, что мы в быту используем шестидесятеричную СС Древних шумеров 1
Готовь сани летом, а телегу зимой. Определённо-личное предложение. 1
Верно ли, что Римская СС позиционная? 0
Изба лесничего. Назывное предложение. 1
Верно ли, что в компьютерах используется пятеричная СС 0

Бланк ответа:

1 2 3 4 5 6 7 8
               

Проверка в парах по предложенному ключу. Слайд 6.

5. Изучение основных понятий логики

Учитель информатики: Среди задач, для решения которых привлекают ЭВМ, немало логических задач. Знание логических операций помогает усвоить условные выражения и операторы любого языка программирования.

Из темы предыдущего урока мы с вами знаем, что в основе работы компьютера лежит двоичная система счисления. Как она соприкасается с логикой? Рассмотрев тему “Основы логики. Логические операции” вы узнаете, как связана двоичная система с логическим переменными и какие логические элементы лежат в основе работы компьютера.

В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии.

Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения.

Слайды 7-9. Учащиеся записывают в тетрадь определения

Понятие – это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их друг от друга.

Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.

Высказывание – формулировка своего понимания окружающего мира (форма мышления в виде суждения об окружающем мире), которое может быть истинным или ложным.

Учитель русского языка: Какие виды сложных предложений представляют из себя правила о понятии, умозаключении и высказывании.

Слайд 10. Различают несколько видов логики:

  • Формальная логика – связана с анализом обычных рассуждений, выраженных разговорным языком;
  • Вероятностная логика – основана на применении серий испытаний со случайным параметром;
  • Математическая логика – изучает рассуждения, связанные со строго определенным объектом.

Слайд 11. Подготовленный учащийся рассказывает об основателе алгебры логики английском математике Дж.Буле. В основе булевой алгебры использовались так же 1и О. Результат выполнения операции можно было представить как истину (1) или ложь (0) некоторого высказывания. В последствии, его научные обоснования легли в основу создания логических элементов компьютера.

Слайд 12. Мы познакомились с понятием “высказывание”, которое основным понятием алгебры логики.

Задание: Определите являются ли данные предложения высказываниями (групповая работа), докажите. Учащиеся в группах определяют высказывания, группы выступают, далее демонстрируется правильный ответ.

Слайд 13-16.Виды высказываний. Изучите информацию на слайдах, запишите определения в тетрадь, обсудите их в парах.

6. Физминутка

Учащиеся выполняют упражнения для снятия мышечного напряжения

7. Проверка усвоения нового материала

Учащиеся выполняют задание, позволяющее проверить усвоение нового материала. (материал распечатан на карточках)

Учебная задача (рус.язык): определите истинность или ложность логических высказываний. Укажите вид односоставных предложений.

Торопливым людям (не)хватает мудрости.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Идёшь по тихому зимнему лесу и не налюбуешься.

В избе жарко натопили.

Учебная задача (информатика): определите является ли данное предложение высказыванием и значение (истинность или ложность).

Назовите устройство обработки информации. (-)

Сканер – устройство ввода информации. (+,+)

Компьютер был изобретен в середине XIXв. (+,-)

Сколько байт в одном килобайте? (-)

8. Творческая работа

Используя союзы (в логике - логические связки), составьте и запишите три составных высказывания. Укажите вид простых предложений в составе сложного.

1) Дохнул холодом на лес январь.

2) Уткнулись в сугробы и спят елочки.

3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки.

4) Не страшен им мороз.

5 ) А вот большим деревьям от него плохо.

6) Трещат они, стонут на весь лес.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • В тетради используя смайлики покажите ваше настроение в конце урока.

Информация о домашнем задании

  • Русский язык:
  • Выписать и разобрать 3 разных по структуре предложения.
  • Информатика: из двух любых простых высказываний составить и записать составные высказывания, используя различные логические связки и определить их истинность.

Дополнительные ресурсы по теме:

  1. http://www.smekalka.pp.ru/math/answer_math_logic_46.html - логические задачи и головоломки.
  2. http://veselajashkola.ru/ - “Веселая школа”
  3. http://www.domzadanie.ru/ - “Домашнее задание”
  4. http://logika.vobrazovanie.ru/ - учимся решать логические задачи
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0_%D0%BB%D0%BE%
    D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B8
    - алгебра логики