67 лет Победы русского народа над фашистскими захватчиками. 7-й класс

Разделы: Музыка


Цель: пока живёт наш народ, память человеческая должна помнить и знать о героических подвигах своего народа и отражение этой темы в музыке и живописи.

Задачи:

  • формирование интереса к жизни через увлечённость музыкой: история создания песен о войне, конкретные исторические военные факты, личное отношение к услышанной музыке и к жизни;
  • формирование творческого художественно-образного мышления: речи, рассуждения, обобщения, создание образа в песнях;
  • формирование вкуса: уважение и преклонение перед ветеранами войны, различать добро и зло в жизни, в музыке, приобщение к живописи.

Знания:

  • ключевые – единство и сплочённость народа в борьбе и глубокая вера в победу.
  • частное – песня на уроке как отражение конкретной героической ситуации и эмоционально-нравственное отношение людей к конкретным событиям на войне.

Умения и навыки:

  • Умение выделить главное в музыке, высказывать, размышлять о музыке, переживать, сопереживать.
  • Навыки: красивое исполнение песен, внимательное прослушивание музыки.

Тип урока: Урок-концерт, урок памяти, урок посвящения…

Учебные материалы: Картины М.Савицкого, музыкальный центр.

Приложение 1

Ход урока

Мы не воевали – ни вы, ни я. Неоплатен наш долг перед фронтовиками. Наш вклад в дело мира – горячая память о войне и её героях. О Великой Войне отцов. дедов наших – о Великой Отечественной войне.

Этот урок памяти посвящается нашим героическим предкам. Которые дали нам возможность родиться. Жить. Радоваться жизни. Любить. Учиться и быть счастливыми.

Это было в начале 1941 года в Москве. На Белорусском вокзале. Продымленный махоркой вокзал. Эшелоны уходят на фронт…Заунывно перекликаются паровозные гудки… В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт от бывающим воинским частям.

Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах тревога за Родину, за покинутый любимый дом!.. И вот подымается рука руководителя ансамбля – профессора Александрова. Как воинская присяга звучит песня. Как клятва воинов: драться до последней капли крови, до последнего дыхания… И все бойцы как один поднимаются с места. Стоя слушает воинская часть эту песню. Песня утихла, но зал требует повторения .Пять раз повторяет ансамбль «Священную войну» в благоговейной тишине , и по окончании её «ярость благородная» наполняет до краёв сердца бойцов и командиров, едущих на запад, чтобы громить врагов.

Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова).

Очень драматично развивались события в начале войны, варварское вторжение фашистов на нашу мирную землю, на наш народ, никогда ни с кем не хотевший воевать. И Д.Д.Шостакович в своей симфонии №7 раскрыл (показал картину фашистского нашествия).

Эпизод нашествия.

Можно чуть-чуть послушать, можно вспомнить и поговорить. В чём уникальность этой симфонии? Эту музыку раньше слушали на уроках, в 3 четверти.

Вывод детей и учителя: композитор предсказал победу в 1942 г., а война закончилась в 1945г. Человек верил в свой народ, в свою армию, в победу.

Война была тяжелая, никто не знал свою судьбу, но каждый хотел жить и желал этого своим друзьям.

«Давай с тобою поменяемся судьбою,
Махнём не глядя, как на фронте говорят».

Исполняется песня «Махнём не глядя» (муз. В. Баснера).

Фашисты завоевали почти всю Европу. Напали на нашу страну 22.июня 1941года в 4 часа утра и везде они унижали человеческое достоинство, строили лагеря смерти, где уничтожение людей было просто массовым.

Выставка КАРТИН Михаила Савицкого.

Анализ картин, история создания, краткая характеристика картин. Их всего 13.

Звучит песня «Бухенвальдский набат» (муз. В.Мурадели).

В войне принимали участие не только мужчины, наравне с ними за свободу своей Родины сражались и женщины.

Журнал «Воспитание в школе» № 3-1985 г.

25 декабря 1942года 343 дивизия 56 армии заняла высоту на подступах к Сталинграду.

Немцы решили её во что бы то не стало вернуть. Завязался бой. На нас пошли немецкие танки, но их остановила артиллерия. Немцы откатились назад. На ничейной земле остался раненный лейтенант, артиллерист Костя Худов. Санитаров, которые попытались вынести его. Убило. Поползли две овчарки – санитарки, но их тоже убило. И тогда, сняв ушанку, встала во весь рост Маша Кухарская (481 человека вынесла) и сначала тихо, а потом всё громче и громче запела любимую довоенную песню «Я на подвиг тебя провожала» (сл. Лебедева-Кумача, муз. Богославского).

Я на подвиг тебя провожала,
Над страною гремела гроза.
Я тебя провожала и слёзы сдержала,
И были сухими глаза. Ты в жаркое дело
Спокойно и смело. Иди не боясь ни чего!
Если ранили друга, сумеет подруга
Врагам отомстить за него!
Если ранили друга, перевяжет подруга
Горячие раны его.

Умолкло всё с обеих сторон: и с нашей, и немецкой. Подошла к Косте, нагнулась, положила на санки-волокушки и повезла к нашим. Идёт и думает: «Только бы не в спину, пусть лучше в голову стреляют». Но не раздалось ни одного выстрела, пока не дошла до наших.

(Маленькие комментарии. Убиты санитары, убиты 2 овчарки и только маленькой, хрупкой женщине, которая наверно напомнила немцам и нашим кому мать, кому жену, кому любимую. Сумела обезоружить 2 армии. И наверно каждый из 2-х сторон: немецкой и русской склонили свои головы перед этой женщиной, которая не побоялась быть убитой. Пошла на помощь раненому.)

Мысль о доме, о женщине, о матери, о любимой, о сёстрах всегда согревала сердце Мужчины, не позволяя становиться жестоким. Каждый солдат ждал весточки из дома и перед боем писали письма.

Стихотворение «Жди меня» (К. Симонов)

Жди меня и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут.
Жди, когда жара,
Жди, когда друзья не ждут
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня и я вернусь,
Не жалей добра.
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть друзья устанут ждать,
Сидя у огня.
Выпьют горького вина
На помин души.
Жди. И с ними за одно,
Выпить не спеши.
Жди меня и я вернусь.
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет «Повезло»,
Не понять, не ждавшим, им,
Как среди огня.
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Так однажды родилась одна замечательная песня. Листов, сидя в землянке, очень сильно тосковал по своей любимой жене, мысли и душа были там, где она. На глаза попалась фронтовая газета со стихами Суркова. Сама собой родилась музыка и эта песня скоро очень быстро распространилась среди воинов.

Звучит песня « В землянке» (муз. Листова).

Единственная мысль у всех людей на фронте и в тылу была – ПОБЕДА!.. Вера в Победу не угасала никогда. Любой ценой – прогнать врага, не дать ему всю страну поставить на колени.

Звучит песня « Нам нужна одна победа» (муз. Б.Окуджавы).

Илья Эренбург.

Она пришла в линялой гимнастёрке,
И ноги были до крови натёрты.
Она пришла и постучалась в дом.

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
«Твой сын служил со мной в полку одном.
И я пришла, меня зовут Победа».

Был чёрный хлеб белее белых дней,
И слёзы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке,
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины, как мёртвые стояли.

Звучит песня «Майский вальс» (муз. И.Лученка).

Давно закончилась война. 67 лет отделяет нас от 9 мая 1945 года.
Но боль не утихла, сострадание не уменьшилось. Кто прошёл по военным дорогам будет их помнить всегда.

Это уже и дороги Афганистана и Чечни.

Звучит песня «Эх, дороги» (муз. А. Новикова).

Люди старшего поколения помнят о войне, я и моё поколение помнят о войне, совершенно не имея представление и не принимая, к счастью, участие в реальных событиях. И я хочу, чтобы вы тоже помнили о войне. И дай вам Бог никогда не оказаться по разную сторону ДОБРА И ЗЛА. Есть события в истории, которые не вправе забывать никто, иначе они имеют обыкновение повторяться.

Комментарии: песни (4, 6, 10, 11, 12) учат на уроках музыки в течение учебного года, фрагменты музыки (2, 3) – слушают в записи, о картинах М. Савицкого, белорусского художника, узника лагеря смерти Бухенвальд, рассказывает учитель, стихи и другие песни исполняет вокальная группа или сам учитель.

Итог урока

На уроке получается шесть произведений знакомых и шесть новых.