Урок истории Древнего мира по теме "Древняя мудрость и изобретения китайцев". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели:

  • Изучить особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.
  • Продолжить формирование умений выделять главное работать с текстом, картой, наглядными пособиями.
  • Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания по теме «Древний Восток»;
  • обобщить и закрепить знания по теме «Китай в древности»;
  • обобщение и систематизация ранее полученного материала.

Развивающие: способствовать развитию

  • творческих способностей
  • познавательного интереса;
  • коммуникативных умений и навыков;
  • личностных качеств.

Воспитательные: воспитывать у учащихся

  • уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока;
  • устойчивый интерес к истории;
  • чувство осуждения некоторых сторон жизни Китая;
  • одобрение стремления к ЗОЖ.

Здоровьесберегающие:

  • профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
  • снятие психологического напряжения;
  • проведение физкультминуток на основе материала истории Древнего мира.

Учебное оборудование:

  • Карта «Индия и Китай в древности»;
  • «История Древнего мира», 5 класс, В.И. Уколова, Л.П. Маринович, под редакцией А.О. Чубарьяна – 1-е изд. - Издательство «Просвещение», 2001.
  • Цифровые образовательные ресурсы (анимации, интерактивные задания, таблицы, современные рисунки, фотографии)
  • Презентация «Древняя мудрость и изобретения китайцев»;
  • Дидактический материал: карточки с датами, материал о достижениях народов Древнего Востока.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Девиз нашего урока определен с момента нашей встречи (на доске

Т – тетрадь
Р – ручка
У – учебник
Д – дневник)

– определите смысловое значение (на парте присутствуют все учебные принадлежности, усердно трудиться на уроке)

Учащиеся разделены на три группы, правильные ответы приносят группе (команде) по 1 баллу.

На уроках мы знакомимся с историей, культурой, достижениями народов многих государств. Чтобы вспомнить предыдущий материал я подготовила видеозагадку.

ВИДЕО МАТЕРИАЛ о Китае (национальный колорит)

О какой стране идет речь в сюжете? Какие слова, предметы, явления помогли раскрыть тайну… ( архитектура, Великая китайская стена, одежда, животные, музыка ЭРХУ-старинный китайский струнный смычковый инструмент)

II. Опрос.

– Что мы должны знать о стране, чтобы прослыть людьми культурными, образованными? (географическое положение, природно-климатические особенности, государственное устройство)

Проверим, насколько усвоен материал.

1. Тест (работа с сигнальными карточками (цифровые – 1, 2, 3)

  1. Главной сельскохозяйственной культурой Древнего Китая был:
    1. Ячмень
    2. Сахарный тростник
    3. Рис

  2. Торговый путь связывавший Переднюю Азию, Кавказ, Среднюю Азию и Китай во 2 веке до н.э.:
    1. Великий шёлковый путь
    2. Большой сахарный транзит

    3 .Длинная дорога папируса

  3. Самая крупная река в Китае:
    1. Тигр
    2. Нил
    3. Хуанхе

2. Тест (работа с сигнальными карточками (цветовые – красная, синяя)

  1. Современной столицей Китая является город Пекин:
    1. Да
    2. Нет

  2. Климат Древнего Китая ничем не отличался от климата Месопотамии и Египта:
    1. Да
    2. Нет

  3. Первый император единого Китая провозгласил себя Сыном Солнца, а управляемая им империя получила название Солнечной
    1. Да
    2. Нет

  4. Когда Цинь Шихуанди умер его похоронили в подземной гробнице, которая по своему великолепию сможет соперничать с самыми богатыми захоронениями египетских фараонов
    1. Да
    2. Нет

3. Решение исторической задачи на Ленте времени (у доски):

В каком веке образовалось единое государство в Китае? В начале или конце века? Если бы мы посетили Китай за 5 лет до этого события, в каком году бы это произошло?

4. Устный ответ у доски:

  1. Географическое положение Древнего Китая, основные занятия китайцев
  2. Охарактеризуйте правление императора Цинь Шихуанди
  3. Кто в Китае был заинтересован в возведении Великой Китайской стены? Почему греки ее назвали «восьмым чудом света, а сами китайцы «Самым длинным кладбищем в мире»?

III. Мы продолжаем изучать историю Древнего Китая.

Тема урока: Древняя мудрость и изобретения китайцев (запись в рабочей тетради)

Определим задачи урока: 1. Научимся писать по-китайски 2. Поразмышляем с китайскими мудрецами о смысле бытия 3. Узнаем, какой вклад внесли китайцы в общемировую культуру

1. Китайские иероглифы.

До сих пор не известно точно, когда именно возникли китайские иероглифы. Есть сведения, что это произошло во времена династии Инь (1401-1122 гг. до н.э.) Есть предание, что китайские иероглифы изобрел историограф небесного императора Хуанди по имени Цан Цзе в 4 тыс. до н.э. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука. Бамбук – растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получая полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечевкой. Так выглядели древнейшие китайские книги.

Во 2 веке китайцы изобрели бумагу. Бумага до сих пор является лучшим материалом для письма.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Запомнить их было трудно. Обучение чтению и письму занимало многие годы. Учащимся приходилось сдавать много экзаменов, особенно тем, кто хотел занять должность чиновника. В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии – красивого написания иероглифов.

Должность чиновника престижна во всех государствах и в настоящее время. Насколько трудно овладеть искусством написания иероглифов мы узнаем из практической части нашего урока.

На заранее приготовленных дощечках (ширина 5 см, длина 15 см) учащиеся пишут слово «Мудрость» (аниме)

Китайский иероглиф обозначал отдельное слово и часто для написания нового слова приходилось соединять несколько уже существовавших.

Практическое задание: соедини линией подходящие по смыслу пары

Женщина+ребенок печаль
Сердце+нож ветер
Огонь+огонь любить
Рот+птица пламя
Женщина+женщина искра
Огонь+огонь+огонь петь
Паук+паутина болтливость

2. Китайские мудрецы.

Древние китайцы почитали ученых людей. В 6 веке до н. э. в одном из китайских государств жил мудрец Лао Цзы. Он создал учение о дао – пути природы и человека. Это учение называют даосизм. Лао Цзы учил, что человек должен жить в соответствии с законами природы, не совершать зла. Он осуждал угнетение одних людей другими, выступал против богатства и роскоши. Мудрец считал, что правители должны заботиться о своих подданных.

Мудрец – человек обладающий большим умом, много знающий, опытный.

На предыдущем уроке 2-е учащихся получили опережающее задание – подготовить сообщение – биографию о Лао Цзы и Конфуции. Заслушать сообщения (не более 4-х минут).

Работа в группах с текстами документов

Группа 1.

В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети – родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой. Покойных родителей почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершали жертвоприношения. В семье главный мужчина женщины не были равны мужчинам и не были достойны иметь образования, служили мужьям, не могли поднять ее голос.

Вопрос: Какие советы и наставления дал бы Конфуций, если бы увидел жену, громко бранящую своего мужа и бьющую в гневе горшки?

Группа 2.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги могли только невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Древние китайцы собирали волосы в пучок. Одежда всегда была чистой и опрятной.

Вопрос: Что сказал бы Конфуций школьнику пришедшему на занятия неопрятным, без учебных принадлежностей?

Группа 3.

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает, перед теми, кто выше. Он ведет себя хорошо зная свое место со старшими почтительно, а с младшими благосклонно. Главное для человека это труд, благодаря труду достигает процветания. Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало.

Вопрос: Что сказал бы Конфуций школьнику грубо разговаривающему с учителем? А о девизе нашего урока?

Вывод работы в группах:

Учение Конфуция называется конфуцианством. Самое главное в учении Конфуция – правила поведения человека. Конфуций учил, что в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти свое место. Человек обязан наилучшим образом исполнять свои обязанности. «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном», – говорил Конфуций. Конфуций учил почитать старших. Надо следовать тем правилам, которые выработали предки. Дети должны слушаться родителей, уважать их. С особым почтением следует относиться к старикам, помогать им во всем.

Конфуций учил, что благородный человек не должен бояться угрожающего ему извне. Самое страшное – это зло и зависть в душе. Особое значение Конфуций придавал образованию. Он открыл школу и записал множество изречений. Своим ученикам он толковал старинные книги, приобщая к мудрости древних.

3. Изобретения и открытия древних китайцев.

Какой вклад в мировую культуру внесли китайцы?

Какими изобретениями мы пользуемся сегодня?

Решение познавательных задач (ответы спрятаны в коробках)

Группа 1.

Во времена далеких царей великий вождь Хуанди повел молодых воинов на борьбу с разбойником Чию. Перед боем Чию стал колдовать. Вся земля покрылась таким густым туманом, что солдаты вождя заблудились. И тогда Хуанди придумал инструмент, который и в тумане всегда указывал одно направление, и назвал его «железная колесница, которая сама стремится к югу».

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

(Ответ: в коробке компас)

Группа 2.

Жена великого вождя Хуанди однажды сидела на балконе своего дворца и пила горячий душистый напиток. И вдруг ей в чашку упал с дерева кокон бабочки. Она поморщилась и захотела выбросить его, но зацепила пальцем ниточку: кокон распарился в чашке и от него стали отделяться нити. И тогда жена вождя бамбуковую палочку и намотала на нее тонкие легкие нити.

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

(Ответ: в коробке шелк)

Группа 3.

Некий китайский врач навещает больного. Тот морщился, не желая пить непривычное лекарство.

– Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…

– Лекарство редко бывает приятным на вкус, – убеждает врач, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни мои слова, за этим питьём большое будущее!

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.

О каком знаменитом открытии древних китайцев идет речь?

(Ответ: в коробке чай)

В рабочей тетради записать изобретения китайцев: шелк, бумагу, порох, древнейший компас, открыли секрет лака, создали прибор, предсказывающий землетрясения, хорошо изучили человеческое тело, открыли в нем точки, воздействие на которые улучшает здоровье человека. С помощью золотых иголок, втыкаемых в такие точки, врачи успешно лечили многие заболевания, вывели новые сорта овощей и плодовых деревьев, научились выращивать чайные кусты, собирать и хранить их листья. Золотистый напиток – чай – считали целебным, придающим человеку силы.

Изобретения и открытия древних китайцев до сих пор успешно служат человечеству.

КИТАЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ (заранее подготовить чайные принадлежности, костюм, музыку)

Домашнее задание: Параграф 24, составьте кроссворд по теме, нарисуйте символ любой страны Востока.