Классный час "Живи эмоциями и чувствами, думай головой…"

Разделы: Классное руководство


Цель: развитие мотивации к позитивным изменениям личности.
Задачи:

  • развить умения выражать свои эмоции и принимать эмоции окружающих;
  • организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявление их фантазии.
  • обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями;
  • познакомить с приемами саморегуляции настроения.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), видеофильм «Царь и его ястреб» (Приложение 2*, карточки с названиями эмоций и чувств, пиктограммы для игры «Изобрази и угадай эмоцию», карточки-задания для эксперимента, открытки с рекомендациями по управлению эмоциями и чувствами.

Ход  занятия:

Слайд 1  (заставка).
Слайд 2: Под позитивную  музыку читаю небольшой отрывок из стихотворения «Какая же я?» Ольги Маслаковой:
Я бываю задорной, бываю веселой,
А бывает  грущу, просто так, без причин.
В окружении друзей, буду самою милой.
Буду злой и колючей в окружении врагов.
Иногда я бываю противной, серьезной,
И кричу, и ругаюсь бывает порой.
Вдруг печаль выливается речкою слезной,
А бывает и счастье привалит горой.

Ребята, о чем этот небольшой  отрывок?
(Предположения учащихся…)
Действительно, это стихотворение о человеческих переживаниях, которые называются  эмоциями и чувствами...
А можете ли вы представить себе человека, который никогда не плачет, не смеется, не удивляется, не сердиться, не боится?
(Предположения учащихся…)
Да, каждый из нас переживает в течение своей жизни бурю эмоций и чувств, и тему для нашей с вами встречи я выбрала такую «Живи эмоциями и чувствами, думай головой»… (тему на доску).
Тема немного с загадкой, вы со мной не согласны?  Ну, с эмоциями и чувствами кое-что ясно, от них никуда человеку не деться, но насчет дум… о чем? … зачем?... Давайте разберемся с самого начала и попытаемся ответить на этот вопрос…
Итак, начнем с эмоций и чувств… и выясним, что означают эти слова? Может у кого-то есть какие-либо предположения?  (Предположения учащихся…)
А теперь обратимся к энциклопедии:
Философская энциклопедия (слайд 3):
Слово "эмоции” происходит от латинского слова emoveo, и означает " потрясаю, волную”.
Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.
Достаточно резкой границы между этими двумя понятиями провести нельзя…
Давайте вспомним, некоторые эмоции и чувства…
На доске помещаются в разном порядке таблички с названиями  чувств и эмоций: радость – грусть, доброта – злость, дружба – ненависть, симпатия – антипатия,  внимание – равнодушие, вражда – доверие.
Попробуем все эти эмоции и чувства, чтобы было все более понятно, представить в виде шкалы, вверх расположим, безусловно, положительные эмоции, а вниз отрицательные… в середине будет точка разделения, которую тоже можно отметить особым чувством, как оно называется? (Безразличие)
Ну что, мы определились с серединой шкалы, и сейчас я вам предлагаю самим расставить остальные эмоции и чувства на шкале, ну кто желает? (Учащиеся на доске расставляют карточки с «эмоциями и чувствами» на шкале)…
Как мы уже заметили ранее, каждый из нас испытывает в своей жизни чувства и эмоции, и выяснили сейчас, что они бывают положительные и отрицательные и, причем, и те и другие испытывает каждый из нас без исключения. А от чего зависит смена наших эмоциональных состояний?  (Предположения учащихся…)
Чтобы лучше это понять поиграем в игру, которая называется
1. «Спектр эмоций». (Слайд 4)

  1. «Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
  2. «Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе велели!»
  3. «Может быть, ты мне поможешь?»
  4. «Пошёл прочь, а то ударю!»
  5. «Я не могу заняться с тобой, я занят. Так что проваливай!»
  6. «Какой ты способный!»
  7. «Твоя работа сделана безобразно. Посмотри, до чего ты докатился!»
  8. «Брось эту работу, тебе её всё равно никогда не сделать!»
  9. «Как ты сегодня хорошо выглядишь!»
  10. «Если ещё раз принесёшь двойку — получишь ремня, лентяй!»

Итак, на разные выражения и оценки вас или вашей работы,  которые вы, наверняка, слышали в жизни (от кого?) от родителей, учителей, друзей…- то есть от значимых для вас людей, у вас возникают различные эмоциональные реакции (и положительные, и отрицательные).
А как мы выражаем свои эмоции? Каким образом? (Предположения учащихся…)
Эмоции и чувства выражаются внешне в мимике, интонациях речи, пантомимике, в стиле и формах поведения…

2. Игра "Изобрази и угадай эмоцию”. (Слайд 5) (Работа с пиктограммами).
На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая, ее остальным. Задача ребенка – узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

3. Эксперимент. (Слайд 6)
Проведем эксперимент. Пожалуйста, приглашаю  к доске 2 учеников. Каждый из вас получает задание изобразить то, что написано у вас на листочках. (1. Изобрази продавца, который чем-то недоволен, расстроен и поэтому злится на всех. Изобразить с помощью мимики. 2. Изобрази веселого, доброжелательного продавца, с широкой улыбкой на лице. Изобразить  с помощью мимики.)
-  Пока ребята готовятся, выберем покупателя, который пришел в магазин купить хлеба. К какому продавцу он подойдет? (Покупатель подходит к доброжелательному продавцу.) Почему? (Обсуждение). С этим  продавцом легче общаться.
- Продолжим эксперимент. Следующие два ученика выходят к доске. Изобразите то, что написано на листочке. Готовьтесь.  (1.Вы прохожий, у которого хорошее настроение,  вы радуетесь  весенней погоде, теплому солнышку. Изобразить это состояние  с помощью мимики.  2. Изобразите уставшего  прохожего, который бредет домой.)
- Пока ребята готовятся, выберем ученика, которому срочно нужно узнать, который час. К какому прохожему он подойдет.
- Так с какими же людьми хочется общаться? (Обсуждение). С доброжелательными людьми.

4. "Волшебный магазин”. (Слайд 7).
Инструкция: "Представьте, что в классе возник небольшой магазин, имеющий в своем ассортименте такие приятные переживания, как радость, удача, любовь, дружба.
Желающие могут приобрести в магазине любые подобные вещи и при этом оставить в нем неприятные чувства”.
Выходят по очереди желающие, которые хотят взамен на негативные переживания выбрать чувства, которые он хочет иметь.
Почему вы хотите избавиться от этого чувства? С чем оно связано? Для чего нужно приобретаемое?

5. Разыгрывание этюдов.  (Слайд 8)
Различные ситуации. Задание: изобразить ситуацию с помощью мимики и жестов.
Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой ящик кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Золушка (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна: девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку.
В лесу (внимание – страх – радость).
Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы услышал он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг, это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).
Человек имеет право на любую эмоцию (и на положительную, и на отрицательную), имеет право чувствовать и выражать свои чувства, но всегда ли это право необходимо использовать, внимание на экран.
Показ сказки «Царь и его ястреб». (Приложение 2) (После просмотра обсуждение с ребятами).
Вывод: Человек имеет право на любую эмоцию. Но какие эмоции проявлять и в какой форме необходимо контролировать. Без этого в нашей жизни может случиться непоправимое событие, как в сюжете этого рассказа….

Слайд 9.
Вот мы и ответили сегодня на загадки нашей темы жить необходимо эмоциями и чувствами, от них никуда не деться, но как их выражать, в какой форме? (Ответы учащихся)  …Чтобы не причинить вреда близким, ОБЯЗАТЕЛЬНО ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ, т.е. управлять эмоциями…

А как ими управлять, у меня для вас есть некоторые советы (раздать ребятам открытки с советами)… давайте их прочитаем…
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Нейтрализуйте желание отомстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция?
Если вами овладела сильная эмоция:

  • Попросите помощи.
  • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
  • Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
  • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
  • Внушайте себе, что всё не так плохо.
  • Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.

Старайтесь придерживаться этих советов, я уверена, что они вам смогут помочь в трудной ситуации…

Рефлексия:
Ну а в заключение нашей с вами встречи я бы хотела вас поблагодарить за работу на классном часе и сегодня от нашей встречи я получила только положительные эмоции (на доску вывешиваю свой большой смайлик – настроение), а какие эмоции получили вы? У вас на партах различные смайлики, выберете тот, который выражает ваши эмоции от нашей встречи и, выходя по очереди к доске, приклейте вокруг  моего, чтобы получилось солнышко или цветок, как вам нравиться?...

Список литературы:

  1. Селевко Г.К. «Познай себя». М.: Народное образование, 2006. – Серия «Самосовер­шен­ствование личности».
  2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального раз­вития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие». М.: Генезис, 2007
  3. Ильин Е.П., Эмоции и чувства СПб.:Питер, 2001
*Приложение можно получить у автора работы.