Урок музыки по теме "Человек на орбите искусства"

Разделы: Музыка


Ход урока

(Слайд №1)

Презентация.

Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Добрый день уважаемые гости! (Слайд № 2)

Ребята, сегодня у нас урок по разделу “Музыка и литература”, а начну его следующими словами

Эпиграф к уроку (Слайд №3)

В одном мгновенье видеть Вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.
Уильям Блейк

В этом четверостишье мгновение и вечность, песчинка и мир, горсть и бесконечность, цветок и небо. Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать вот, что хотел сказать нам английский поэт и художник. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Во все времена люди любили путешествовать. А с чего начиналось путешествие?

Ответы детей

Учитель. Ну, конечно же, с мысли о нем. Хорошо бы побывать там, где еще некогда не бывал, узнать и открыть неизвестное. Но тайны, ребята, открываются только тем, кто умеет погружаться в глубину мыслей, чувств, отыскивая ответы на бесконечные почему, как, зачем? Среди вас есть такие (поднимите руки)

Итак, в путь!

Исполнение песни О. Анофриева “Песенка путешественника”

Учитель. Задумайтесь, почему мы обратились к этому сочинению?

Ответы детей

Учитель. Поняла, это относится к теме наших уроков. Я с вами согласна, а вот древние греки решили бы, что мы будем говорить о поклонении богиням искусства.

Кто из нас прав?

Ответы детей

Учитель. Тогда давайте вспомним имена тех муз искусства, которым, мы поклонялись на своих уроках. (слайд№4)

Ответы детей

Учитель. А управлял музами лучезарный защитник. Кто?

Ответы детей

Учитель. Получается так, что Клио и Урания не имеют отношения к музыке?

Ответы детей

Учитель. Клио и Урания, приготовили для вас вопросы.

(Выбрать двух желающих). Костюм: короны, мантии

Клио-муза истории:

Вопрос: Какое имя носит героиня мифа и оперы, душа которой так и не вернулась к свету из царства теней? Кто сочинил оперу?

Ответы детей

(Слайд №5) Прослушивание музыкального фрагмента (время 2 минуты)

Опера К.В.Глюка “Орфей и Эвридика”

Урания-муза астрономии

Вопрос: Назовите героиню сказки Островского из одноименной оперы, героиню, погибающую в лучах Солнца, но счастливую? Кто композитор оперы?

(Слайд №6) Прослушивание музыкального фрагмента (время 2 минуты)

Опера Н.А. Римского Корсакова “Снегурочка”

Учитель. Молодцы! Что каждый день проходите испытание у древнегреческих богинь? Под ваши несмолкаемые аплодисменты Урания и Клио возвращаются на свои места. (Спасибо за ваше перевоплощение).

Отлично. Победителей всегда ждет что?

Ответы детей

Учитель. Награда. И вас она тоже ждет. Сегодня вашей наградой будет послание муз искусств. Чтобы прочитать и понять послание вас ждут новые испытания.

Испытание первое: Разгадав загадки, вы найдёте слово - “ключ”

Загадать загадки (Слайд № 7)

Белая кошка лезет в окошко.
Свет

Ежегодно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошёл,
Значит, день пришёл.
Свет

Влезет в окно,
Растянется как сукно,
Не прогонишь ни пестом,
Ни плетью, ни шестом.
Пора придёт —
Сам уйдёт.
Свет

Это слово “свет”.

Я предлагаю вам воспользоваться ключом и совершить эти открытия.

Пойдёте за открытием?

Ответы детей

Учитель. Даю вам две подсказки, вот первая (слайд № 8)

Испытание второе: прочитаем хором – речитативом.

Вспомните еще одно имя Аполлона, то вскоре откроете систему строения мира.

Работаем по первой подсказке.

Ответы детей

Аполлон – бог искусства, называли его Гелиос. Сравнивали с солнцем.

Солнце - основа жизни на Земле.

Учитель

Роль Солнца была замечена еще в древности. В религиях всех народов мира, мифах и сказках Солнце занимало всегда главное место. У всех народов Солнце – главное божество, например Ра у древних египтян, Дажьбог и Ярило у древних славян, лучезарный бог Гелиос у древних греков.

Его свет и тепло дают жизнь всему на Земле.
Восходит - и все оживает,
Заходит и все умирает.
Ты - жизни мерило и первопричина ее...

Ответы детей

Что вращается вокруг солнца?

Планеты

А что их притягивает? (вспомните ключевое слово)

СВЕТ!

Прекрасно! И тогда всю эту систему и назвали по имени источника света.

То есть?

Солнечной системой

В настоящее время считается, что в Солнечную систему входит, 8 больших планет назовите их......(пусть ребята назовут планеты)

Венера, Марс..., Земля...

Работа со словарём. Что такое орбита?

Орбита (от лат. orbita — колея, дорога, путь) Путь движения небесного тела, а также космического корабля, аппарата в гравитационном поле какого-то небесного тела. Земля движется вокруг Солнца по своей орбите (орбита Земли). Всё в этом мире движется по своим орбитам...

Поздравляю вас! Таким образом, мы открыли? (показать на первую подсказку). Систему строения мира.

Физкультминутка: Исполнение песни с движениями.

Песня из к/ф Приключения Электроника “Ты – человек” слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова

Мы идем ко второму открытию.

Испытание третье: подсказка

Если соединить лучи музыки и литературы, то в точке пересечения строение мира людей.

Догадались, какие искусства нам помогут?

Ответы детей

Учитель

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (слайд № 9)

На уроках музыки мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (песни, романсы...), превратилась бы в вокализы. Исчезли бы оперы, оперетты, балеты, мюзиклы, те жанры, в основе которых лежат литературные произведения. Только ли музыке нужна литература? Нужна ли литературе музыка?

Ответы детей

Учитель. В сказках, стихах, баснях, рассказах музыка часто бывает главной действующей особой. Сегодня мы будем говорить о произведении (которое вы читали дома) К.Г.Паустовского “Старый повар”. Для героев рассказа музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру.

Читаю фрагмент рассказа К.Г.Паустовский “Старый повар”.

Слушаем В.А. Моцарт симфония №40 первая часть

Ответы детей

Выводы (второе открытие) учащихся:

Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку. К.Г. Паустовский своим рассказом показал нам пример того, как может музыка принести человеку “опору и утешение”

Учитель. Ребята, скажите, кого показывает литература, о чем рассказывает?

Ответы детей

ЧЕЛОВЕКА и его ЖИЗНЬ

Учитель

Скажите, кого показывает музыка?

Ответы детей

ЧЕЛОВЕКА и его ЖИЗНЬ

(Слайд №10) Ищем точку пересечения.

Учитель

(Слайд №11) запишите домашнее задание: подготовить сообщение о композиторе В.А. Моцарте.

Продолжим разговор.

Мир людей – это жизнь.

Ответы детей

Композиторы рассказывают звуками.

Писатели и поэты – словами.

Учитель

Подведение итогов: пора прочитать послание муз искусств. (Слайд №12)

Вывод урока:

Человеческий мир – это жизнь, где один и тот же человек может излучать свет души и быть целой вселенной идей и новых открытий или планетой вращающейся на орбите искусства.

Рефлексия: в завершение урока выполните, пожалуйста, следующие задания. Тест находится в вашем листе контроля. Время на выполнение три минуты. Ответы занесите в таблицу. Поменяйтесь работами с соседом, и проверьте правильность выполнения задания. За каждый правильный ответ поставьте один балл. Общее количество баллов запишите в лист контроля. Ответы для проверки вы увидите на слайде (Слайд №13)

Лист контроля:

Количество баллов _______

Оценка за урок ___________

Фамилия имя проверяющего __________ пособие к уроку “Человек на орбите искусства”

Тест

Вариант 1

1. Назовите музыкальный жанр, не связанный с литературой.

А симфония

Б опера

В балет

Г романс

2. Какое произведение принадлежит творчеству В.А.Моцарту

А балет Щелкунчик

Б романс Я помню чудное мгновенье

В симфония №40

Г опера Орфей и Эвредика

3. Слово употребляемое в музыке и литературе

А фреска

Б элегия

В орбита

Г планета

4. Инструменты не входящие в струнную группу симфонического оркестра

А виолончель

Б скрипка

В контрабас

Г гобой

5. Назовите композитора сказочника

А В.А.Моцарт

Б К.В.Глюк

В Н.А.Римский Корсаков

Г М.И.Глинка

Вариант 2

1. Назови литературное произведение, в которое не рассказывается о музыке и музыкантах

А Миф об Орфее

Б русская народная сказка Снегурочка

В К.Г.Паустовский Старый повар

Г Братья Гримм. Бременские музыканты

2. Инструменты не входящие в симфонический оркестр

А балалайка

Б скрипка

В литавры

Г гобой

3. Какое произведение принадлежит творчеству В.А.Моцарту

А опера Снегурочка

Б опера Орфей и Эвредика

В симфония №40

Г Из фортепианного цикла Времена года “Октябрь”

4. Назовите музыкальный жанр, не связанный с литературой

А песня

Б оратория

В симфония

Г опера

5. Назовите композитора, сочинившего оперу Орфей и Эвредика

А П.И.Чайковский

Б В.А.Моцарт

В Н.А.Римский Корсаков

Г К.В.Глюк

(Слайд №14) Всем спасибо за работу на уроке!

(Слайд №15) источники информации, литература

(Слайд №16) источники иллюстраций, музыка

25.11.2012

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306