Урок литературы по роману И.А. Гончарова "Обломов" по теме "Причины деградации Обломова". 10-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Загрузить презентацию (1,3 МБ)


Большое место в школьной программе по литературе занимает изучение прозаических произведений как по числу названий, так и по количеству часов, которое на их изучение отводится. На первый взгляд анализ прозы легче, чем разбор произведений других жанров. Но в школе глухих и слабослышащих изучение романов, рассказов вызывает дополнительные трудности. Небольшой словарный запас неслышащих учащихся затрудняет формирование логически связанных мыслей, порождает поверхностное, однозначное понимание явлений и событий. Учащимся очень трудно не только разобраться с художественными особенностями романа, рассказа, но и понять сюжетную линию произведения. Учителю специальной школы в такой сложной ситуации проще всего взять инициативу на себя: пересказывать сюжет, событийную канву произведения, составлять формальные характеристики героев, тем самым окончательно отучить учащихся от чтения художественного произведения и размышления над ним.

К сожалению, процент учащихся, прочитавших роман до его изучения в школе целиком или частично, ничтожно мал не только в специальной, но и в массовой школе. Поэтому учителю необходимо вести работу по последовательному приобщению учащихся к чтению, к чтению-наблюдению, к чтению- анализу в той форме, в какой это возможно сделать в школе глухих. Учитель должен помочь неслышащему учащемуся разобраться в мотивах поведения героя, увидеть за одиночными фактами причинно-следственную связь явлений.

Значительное время на уроке уделяется работе со словарем. Через осознание лексического значения незнакомых слов в контексте произведения учащийся поднимается до понимания сложных, неоднозначных событий, явлений, которые происходят во внутреннем мире героя и в мире, который его окружает.

Необходимо учитывать специфику восприятия глухих. Оно построено на действенном начале, где через поступки выявляется личность героя. При разборе основных компонентов, составляющих суть литературного образа, неслышащий учащийся должен предельно зримо выявить основной внутренний конфликт персонажа, проследить, как меняется герой в зависимости от событий, происходящих в произведении.

При изучении романа И. А. Гончарова “Обломов” в специальной школе большое внимание уделяется работе над характеристикой главного героя романа.

Данный урок “Причины деградации Обломова” помогает учащимся рассмотреть внутренние и внешние причины, которые формируют характер героя, влияют на его судьбу. Это не первый урок по изучению романа. Учащиеся уже познакомились с героем и выполнили индивидуальные мини-презентации. (Приложение 1). Презентации состоят из 1-2 слайдов, демонстрируются в начале урока. Они позволяют учащимся восстановить в памяти изученный материал и включиться в работу. Слайды могут подготавливаться как в школе в компьютерном кабинете, так и дома. Учитель помогает обобщить полученную информацию, используя слайды презентации, и подводит учащихся к проблемному вопросу (Приложение 1).

Вопрос необходимо формулировать в простой и доступной форме. Проблемный вопрос, который предлагается на уроке, должен носить зримый, образный характер и быть понятен учащимся. Необходимо избегать сложных абстрактных формулировок вопроса, которые с трудом воспринимаются неслышащими учащимися.

Для выявления внутренних причин, влияющих на характер героя, проводится работа по сопоставлению описания образа жизни Обломова в 1 и 9 главах романа. При выполнении домашнего задания учащиеся знакомятся с романом, но, к сожалению, не все и не всегда прочитывают необходимый материал внимательно. Поэтому на уроке им предлагается более тщательно поработать с текстом. Учащиеся делятся на две группы, каждая из которых выписывает к себе в тетрадь словарь по предложенным темам: “Интерьер комнаты Обломова”, “Обед в Обломовке”. На данном уроке сопоставление проводится в форме решения кроссвордов. Правильно ответить на вопрос учащимся помогают записи в тетрадях.

Обычно игровые формы используются на обобщающих уроках или литературных вечерах. В данном случае такая форма применяется, как элемент урока при решении проблемного вопроса.

Кроссворд и сканворд показываются последовательно, учащиеся каждой группы могут принять участие в решении заданий. В кроссворде учащимся дополнительно необходимо выполнить задание: составить словосочетания. Составленные словосочетания не только являются заданиями по развитию речи, но и способствуют более полному представлению учащихся об образе жизни Обломова в Петербурге. Результаты работы над кроссвордами помогают сделать правильный вывод о том, какой образ жизни был ближе главному герою романа. Такой нетрадиционный подход формирует у учащихся более емкие и прочные представления. В сильных классах к составлению таких заданий-кроссвордов можно привлекать учащихся: они могут составлять задания, участвовать в поиске иллюстраций.

Познакомиться с внешними причинами, влияющими на формирование характера героя, помогают ответы учащихся на вопросы домашнего задания.

Обобщение и вывод по теме урока проводится в виде выполнения письменного задания. При составлении связных ответов в помощь учащимся предлагаются слайды презентации. (Приложение 1). Степень их использования на уроке определяется индивидуальными особенностями учащихся данного класса. В классе с более сильным контингентом учащихся помощь может быть минимальной, в слабых классах – слайды показываются последовательно при ответе на каждый вопрос задания.

Тема: Причины деградации Обломова

Цель урока: Сформировать представления о причинах деградации главного героя романа через постановку проблемного вопроса.

Задачи:

Образовательные:

  • Рассмотреть внутренние и внешние причины, которые влияют на изменения, происходящие в судьбе героя.

Развивающие:

  • Развивать умения внимательного прочтения текста при выделении деталей описания.

Воспитательные:

  • Формировать навыки общения и умения работать в группах.

Оборудование: Компьютер, медиа-проектор, экран, слайды презентаций учащихся, авторские презентации к уроку, роман И.А.Гончарова “Обломов”.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Приветствие классу.

Актуализация

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Какой роман мы читаем?

- Как зовут главного героя романа?

На прошлом уроке мы говорили о романе И.А.Гончарова “Обломов”, об основной теме романа, о содержании романа, о главном герое – Илье Ильиче Обломове.

- Что же нового мы узнали о романе и о его главном герое. Давайте вспомним.

Выступления учащихся.

Темы выступлений

  1. Предпосылки создания образа Обломова.
  2. Замысел, публикация романа.
  3. Портрет героя.
  4. Один день из жизни Обломова.

Учащиеся делают краткие сообщения по слайдам презентации. (Остальные учащиеся вместе с учителем участвуют в обсуждении и обобщении полученной информации). (Приложение 1).

Слайды № 1- 9

Вывод:

- Наш герой, Илья Ильич Обломов, так и жил, практически не вставая с дивана. Мягкий восточный халат из персидской материи обнимал его изнеженное тело.

- И этот неподвижный человек – главный герой романа? Вас это удивляет?

- Конечно. Обычно главные герои способны на действие, на поступок. Обломов совсем другой.

Слайд № 10

Этап освоения новых знаний

- Давайте повнимательней вглядимся в него, и, может быть, то, что нас удивляет, покажется естественным и закономерным.

- Не спеша начинает Гончаров своё повествование о молодом ещё человеке.

- Было время, когда наш герой испытывал стремления и надежды, ждал многого от судьбы и от самого себя. Но жизнь в представлении Обломова “разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки…другая – из покоя и мирного веселья”. Душа тянулась ко второй, служба приносила лишь страдания. Обломов вышел в отставку.

Слайд № 11

- Несколько лет продолжается неутомимая работа над планом переделки имения. Правда, Гончаров подчеркивает, что герой обдумывает план, лежа на диване. Устав от праведных трудов, Обломов решает отдохнуть. Он погружается в мечтания.

– Именно в мечтаниях находил Обломов высшую сладость. Настоящая его жизнь проходила в мире, созданном им самим.

Слайд № 12

- Вся первая часть романа – рассказ об одном только его дне. Кажется, что с героем ничего не происходит: он лежит, спит, видит сон.

- Но автор обращает наше внимание на мельчайшие подробности быта Обломова, на историю его жизни, приведшей Илью Ильича на диван, раскрывая причины апатии этого человека.

Постановка проблемного вопроса

- Нам с вами необходимо ответить на вопрос: почему Илья Обломов не может “встать с дивана”? Что же явилось причиной того, что из живого, любознательного мальчика он превратился в человека, которому ничего не нужно в жизни. На этот вопрос мы попытаемся ответить.

Слайды № 13, 14

Тема нашего урока “Причины деградации Обломова”.

(работа над словарем)

Слайды №15, 16

- Причины деградации (изменений) героя находятся и в его характере, и в окружающем Обломова обществе. Рассмотрим их.

Слайд № 17

- Истоки характера Ильи Ильича Обломова надо искать в его детстве: в воспитании героя, в образе жизни, который вели близкие ему люди в Обломовке.

Слайд № 18

- Гончаров – мастер описаний. Мы уже познакомились с описанием комнаты Обломова в Петербурге, узнали об образе жизни обломовцев.

Слайды №19, 20

- Через портреты, пейзажи, описание комнат, бытовых сцен автор пытается передать нам внутреннее состояние героев, помогает понять, как окружающая действительность влияет на формирование взглядов, принципов героя. Проверим это.

Работа в группах

- Сейчас мы будем с вами искать детали, те предметы, которые окружают Обломова в его городской квартире и те, которые являются составляющей обеда в Обломовке в детстве героя.

- Мы будем работать в группах. Посмотрите на доску. Что вы видите?

- Определите: в какой группе вы хотите работать.

  • 1 группа – Описание комнаты (интерьера), где живет Обломов. (Роман “Обломов”. гл. 1).
  • 2 группа – Описание обеда в Обломовке в главе “Сон Обломова”. (Роман“Обломов”, гл. 9). Работа учащихся с текстом романа “Обломов”

(На доске написаны названия тем: “Интерьер комнаты Обломова”, “Обед в Обломовке”. Учащиеся должны прочитать необходимые тексты из романа и выписать к себе в тетради:

1 группа - названия предметов интерьера, которые окружают героя в его квартире;

2 группа – то, что подают в Обломовке к обеду).

Работа с кроссвордом и сканвордом.

Сейчас мы проверим: внимательно ли вы читали.

Презентация 1

Презентация 2

(Каждая группа разгадывают кроссворды по своей теме. Но если вопрос вызывает затруднение, то учащиеся другой группы приходят на помощь).

- Какой же мы можем сделать вывод? Какое описание вам нравится больше?

- Конечно, нам всем хочется побыстрее покинуть комнату на улице Гороховой и вместе с Обломовым окунуться в беззаботную жизнь, которую ведут обломовцы.

Вывод

Да, Обломова влечет к покою, к вкусному обеду, заботам маменьки. Воспитание, беззаботная жизнь в Обломовке сформировали из него слабого и безвольного человека, который ничего не делал в своей жизни собственными руками. Всё делали за него другие. Мы можем согласиться с тем, что барское воспитание, когда ничего не нужно делать самому, является причиной изменений (деградации), происходящих в Обломове.

- Но причины изменений, происходящих в Обломове – не только в нем самом, но и в пороках общества, окружающего героя.

- Попробуем доказать это.

Этап проверки домашнего задания

(Ответы учащихся на вопросы домашнего задания)

Вопросы

  1. Назовите имена гостей Обломова.
  2. О чем рассказывает Волков?
  3. Чем занимается Судьбинский?
  4. Кто такой Пенкин?
  5. На какие две беды пытается Обломов пожаловаться гостям?

Слушают ли его гости?

Этап повторения и обобщения

(Работа со слайдами презентации по роману “Обломов”. Приложение 1).

(Учащиеся письменно отвечают на вопросы, используя слайды презентации)

Доска

Вопросы

  1. О чем мечтает Обломов?
  2. Сбываются ли его мечты?
  3. Назовите причины изменений, происходящих в характере (деградации) Обломова?
  4. На что направлена деятельность Волкова, Судьбинского, Пенкина?
  5. Как вы думаете: может или нет проявить себя в таких условиях молодой человек, не отказавшись от своих идеалов (взглядов)? Почему?

Слайды № 21- 23

- Волков, Судьбинский, Пенкин создают атмосферу “ложной деятельности”, которая направлена на удовлетворение тщеславных, корыстных, эгоистических интересов. В таких условиях образованному, молодому интеллигентному человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов.

- В такой ситуации Обломов выбирает бездействие и сон.

Слайд № 24

Подведение итогов урока

- О чем мы с вами говорили на уроке?

- Как вы ответите на вопрос: почему же Илья Обломов не может “встать с дивана”?

- В чем состоят причины деградации героя, назовите их?

- Мы доказали, что причины деградации Обломова надо искать в характере героя, в его воспитании, а также в пороках общества, окружающего его.

- Люди, которых мы видим на страницах романа, не приносят пользы обществу, но делают вид, что они постоянно в движении, в деятельности, всем интересуются. Но это ложь! Главная их забота о себе. Им важно получить выгодную работу, жениться на богатой наследнице, иметь много денег и снова ничего не делать.

- Вы встречали таких людей в современной жизни?

- Таких людей, которые рассказывают о том, что они приносят пользу обществу, можно встретить и сегодня. На самом деле они всегда думают только о себе, о своей выгоде. Роман И.А. Гончарова современен и сегодня.

Домашнее задание

Подготовить презентацию и устное выступление по теме “Детство Штольца”.

18.12.2012