Виды безработицы, их причины и особенности. Государственные меры борьбы с безработицей

Разделы: Экономика


Цель урока.

  • Познакомить обучающихся с видами безработицы, их причинами и особенностями; с государственной политикой по безработице.
  • Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим экономическим процессам, связанной с адаптацией к современному рынку труда.

Оборудование. Текст с вопросами для кроссворда и сетка кроссворда (Приложение №1). Презентация по теме “Виды безработицы, их причины и особенности” (Приложение №2). Сравнительная таблица №1 “Последствия безработицы”.Сравнительная таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”. Компьютер и проектор экрана.

Индивидуальное обучение. Доклад обучающегося о последствиях безработицы и государственных мерах борьбы с ней.

Ход урока

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление новых знаний.

5. Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

Слово учителя. Каждый из нас мечтает жить в стабильно развивающейся экономике. Осуществить такую мечту непросто в нашей стране, где происходит трудный переход от административно-командной к смешанной экономической системе. Одним из средств решения проблемы является знакомство с темой урока “Виды безработицы, их причины и особенности.

Государственные меры борьбы с безработицей”, в процессе которого обучающиеся получат знания необходимые для адаптации к современному рынку труда.

2. Повторение ранее изученного материала.

Слово учителя.Для достижения поставленной цели, вспомним некоторые понятия и положения, с которыми мы познакомились в теме “Что такое безработица?”. Для того чтобы процесс повторения был интересным, проведём разминку и решимкроссворд на тему “Структура населения с точки зрения занятости”.У каждого из вас на столе набор печатных приложений к уроку. ВозьмитеПриложение №1, перед вами листочки с вопросами.Вопросы на листочке пронумерованы так же, как ответы в сетке кроссворда. Для того чтобы заполнить сетку на доске, мне необходим помощник (я назначаю помощника).

Алгоритм разминки:

- я задаю вопрос (из листочка) и тот, кто первым ответит на этот вопрос, получает право начать разминку;

- обучающийся, начинающий разминку, выбирает номер вопроса и того, кому он будет задавать этот вопрос;

- обучающийся, которого выбрали отвечать, должен ответить на заданный вопрос, после чего выбирает следующий вопрос и того, кто будет на него отвечать, и т.д.

- если тот, кого выбрали отвечать, даёт неправильный ответ, то право ответа и следующего вопроса переходит к тому обучающемуся, который первым поднимет руку, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Начинаем разминку.

Слово учителя.Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно ищет её?(Ответ обучающегося:безработный).

Далее проходит разминка:

1. Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно её ищет? (Ответ обучающегося: безработный)

2. Как называются граждане, живущие в одной стране, независимо от пола и возраста? (Ответ обучающегося: население)

3. Как называется денежное вознаграждение, которое человек получает за свой труд от работодателя? (Ответ обучающегося: зарплата)

4. Пете Смирнову, недавно исполнилось 10 лет. Определите его статус в составе населения страны с точки зрения его занятости в национальном хозяйстве? (Ответ обучающегося: нетрудоспособный)

5. Как называется государственная служба, куда обратился Саша Смирнов с просьбой о трудоустройстве? (Ответ обучающегося: занятости)

6. Как называется ситуация в стране, когда в ней есть люди, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Ответ обучающегося: безработица)

7. Как называется возраст, в котором должен быть безработный? (Ответ обучающегося: трудоспособный)

8. Как называется экономическое население, которому соответствует понятие “рабочая сила”? (Ответ обучающегося: активное)

9. Нина Пилюлькина работает медсестрой в поликлинике. Определить её статус в составе рабочей силы? (Ответ обучающегося: занятая)

10. Женщина-домохозяйка, которая посвятила себя дому и семье. Определить её статус в составе рабочей силы?(Ответ обучающегося: выбывшая)

Слово учителя. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наёмного работникаи надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной можетбыть и как с ней нужно бороться.Чтобы вести анализ проблем безработицы, необходимо, прежде всего четко определить, кого считать безработным. Критерии признаниячеловека безработным обычно устанавливаются законом илиправительственными документами и могут несколько различаться постранам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всехопределениях.

Слово учителя.

- Вспомним эти признаки безработного?

(Ответ обучающегося:

- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законом данной страны разрешается работа по найму, но младше возраста, по достижению которого назначается пенсия по старости;

- отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени, например месяца;

- доказанное стремление человека найти работу, например обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Слово учителя. Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности её рабочей силы.

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.Мы с вами повторили тему “Структура населения с точки зрения занятости”. Теперь послушаем доклад-презентацию на новую тему “Виды безработицы, их особенности и причины” Приложение №2.

Доклад обучающегося по таблице №1 “Последствия безработицы” и таблице №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”.

Таблица №1 “Последствия безработицы”

Экономические Неэкономические
Приводят на индивидуальном уровне к потере:

- доходов;

- квалификации.

Приводят на общественном уровне к:

- недопроизводству ВВП;

- увеличению расходов на переподготовку кадров, биржу труда и т.д.

Приводят на индивидуальном уровне к:

- стрессу;

- отчаянью;

- болезни;

- потере семьи.

Приводят на общественном уровне к:

- росту преступности;

- росту заболеваний и смертности;

- политическим переворотам.

Таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”

Общие меры для всех типов безработицы Меры сокращения фрикционной безработицы Меры сокращения структурной безработицы Меры сокращения циклической безработицы
Создание службы занятости (учёт и трудоустройство;

выдача пособий по безработице;

переподготовка кадров; помощь психолога и юриста).

Усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличие рабочих мест. Создание служб по переподготовке и трудоустройству кадров. Стимулирование экспорта;

инвестиции в экономику;

создание дополнительных мест в государственном секторе;

обучение специальностям молодёжи необходимых рынку труда.

Слово учителя. На основе изложенного материала можно сделать вывод: несмотря на то, что существуют негативные экономические и неэкономические последствия безработицы, фрикционная и структурная безработицы-явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых странах мира понимают отсутствие циклической безработицы.

Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для неё не существует.

4. Первичное закрепление новых знаний.

Слово учителя. Вопросы обучающимся:

- К каким экономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося:к потере доходов и квалификации)

- К каким экономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: недопроизводству ВВП, увеличению расходов на переподготовку кадров и биржу труда)

- К каким неэкономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к стрессу, отчаянью, болезни, потере друзей и семьи)

- К каким неэкономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к росту преступности, к росту заболеваний и смертности, к политическим переворотам)

- Какие меры проводит государство по сокращению циклической безработицы?(Ответ обучающегося: стимулирование экспорта, инвестиции в экономику, создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе, обучение молодежи специальностям необходимых рынку труда, помощь в открытие собственной фирмы)

- Какие меры проводит государство по сокращению фрикционной безработицы? (Ответ обучающегося: усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличии рабочих мест)

Определите к какому типу безработицы относятся следующие безработные: - Квалифицированный программист уволился с работы, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации?(Ответ обучающегося: фрикционная безработица)

- В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9,7%, в разгар “Великой депрессии” 1933 года безработица достигла 25%?

(Ответ обучающегося: циклическая безработица)

- Много лет тому назад высококвалифицированные извозчики остались без работы из-за изобретения автомобилей?(Ответ обучающегося: структурная безработица).

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Слово учителя.Сегодня на уроке мы вспомнили и повторили: (Обучающиеся отвечают коротко, называя только понятия: безработица, безработный, рабочая сила, нетрудоспособное население, выбывшие из состава рабочей силы, государственная служба занятости, заработная плата)

Слово учителя.Сегодня на уроке мы узнали нового: (Обучающиеся отвечают полностью, дают новые определения: фрикционной безработице, структурной безработице, циклической безработице и так же перечисляют государственные меры борьбы с ними)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

Слово учителя. Для того чтобы легче адаптироваться на рынке труда, обучающиеся должны выполнить творческую работу дома на тему “Анализ рынка труда, с точки зрения трудоустройства по профессии бухгалтер в городе Москве”. Данные средств массовой информации должны быть проанализированы, систематизированы и представлены в письменном видепо следующему плану:

а) показатели экономической активности населения;

б) структура занятости по видам экономической деятельности;

в) структура потребностей в работниках по отраслям;

г) вакантные должности, на которые сохраняется спрос;

д) способы поиска работы;

е) требование к специалистам и оплата труда;

ж) трудоустройство выпускников СПО;

з) плюсы и минусы профессии;

и) подведение итогов.