Этика общения и этикет. Авторская образовательная программа для начальной школы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования.

Занятия направлены на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, на становление гражданской идентичности как гражданина России.

Программа предназначена для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ. Занятия могут проводиться как серия классных часов, за счет часов школьного компонента, в воспитательной работе ГПД исходя из 1 часа в неделю.

Содержание программы направлено на формирование коммуникативной компетентности.

Цель: вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, помогают создать атмосферу доброжелательности, координировать свою позицию в сотрудничестве с другими людьми.

В основу программы положено “Золотое правило нравственности”: “Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо”.

Задачи: систематизация и расширение знаний о правилах поведения в обществе;

  • обогащение нравственного опыта учащихся;
  • формирование навыков культуры поведения;
  • создание условий для формирования нравственно-этических установок;
  • формирование индивидуального этикета;
  • осознанный выбор взаимодействия в системе “человек-общество”.

Формы занятий: групповые, массовые.

Методы занятий: словесный (урок-рассуждение), игровой (ролевые игры), частично поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Межпредметные связи: темы тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, тематикой по здоровьесбережению, основами безопасной жизни, правилами дорожного поведения.

Оборудование и материалы: книги, тесты, памятки, кроссворды, фотографии, рисунки, презентации, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ожидаемые результаты изучения курса.

Личностные универсальные учебные действия.

У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция толерантного человека на уровне положительного отношения к окружающему миру;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков собственных и окружающих людей;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение;
  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частных задач;
  • способность к самооценке;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • этические чувства как регуляторы морального поведения (совесть, стыд);
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России.

Регулятивные универсальные учебные действия. Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию;
  • контролировать и оценивать свои действия;
  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • осуществлять самоконтроль своего поведения;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
  • вносить коррективы в свои поступки.

Познавательные универсальные учебные действия. Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в моральных нормах, этикете;
  • соблюдать этикет в различных ситуациях;
  • моделировать этические ситуации;
  • находить ответ на этические вопросы;
  • работать с различными источниками информации;
  • удерживать полученную информацию;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ нравственного содержания поступков;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить нравственные суждения, обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся научатся:

  • анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • учитывать позицию собеседника, сотрудничать;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию;
  • распределять работу;
  • видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями, присоединяться к одной из них;
  • корректно критиковать;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
  • оказывать необходимую помощь;
  • освоят разные социальные роли.

Учащиеся получат возможность для формирования компетентности в реализации основ гражданской идентичности и нравственных норм в поступках и деятельности;

  • получат возможность научиться:
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • обнаруживать взаимосвязи между людьми; человеком и природой; использовать их для бережного отношения к окружающему миру;
  • определять характер взаимоотношений, находить примеры их влияния на здоровье и безопасность человека;
  • использовать знания для сохранения и укрепления своего здоровья, взаимоотношений;
  • создавать доброжелательный психологический климат в условиях интеркультурного взаимодействия;
  • проявлять уважение и готовность выполнять нравственные правила;
  • проявлять уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
  • решать коммуникативные задачи в соответствии с учетом многообразия культурных и этических ценностей;
  • осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;
  • строить логическое суждение с установлением причинно-следственных связей;
  • учитывать разные мнения и интересы, продуктивно разрешать конфликты.

Программа

1. Введение. 1 час.

Определение понятия “этика общения”. Цели и задачи уроков. История появления правил поведения. Необходимость соблюдения правил поведения в обществе. Рукопожатие, действия с головным убором при встрече.

2. Речевой этикет. 3 часа.

“Волшебные” слова. Приветствия. Ведение разговора, спора. Разговор по телефону. Слова-паразиты. Шутки обидные и безобидные. Клички. Мимика, тон. Социометрическое исследование.

3. Школьные правила поведения. 2 часа.

Понятие о “работе” детей. Опоздание на урок. На перемене. В столовой. Вход и выход в дверь. Отношение к школьному оборудованию, учебным принадлежностям. Речевой этикет в школе. Как обратить на себя внимание на уроке, внимание группы детей.

4. Поведение в общественных местах. 9 часов.

На улице. Одежда. На тротуаре. Движение по улице. Правила перехода через улицу. “Волшебные” слова. Как задать вопрос. Места для игр. Общение с незнакомыми людьми.

В магазине. Вход и выход из помещения. Как пройти без очереди.

Транспорт наземный, подземный. В метро: на платформе, в вагоне. Как уступить место. Как пройти к дверям. “Волшебные” слова. Наземный транспорт: в салоне. Действия с билетом. Как выйти из транспорта. Как обходить транспорт. Коллективная поездка.

В театре, цирке. Одежда. Определение времени выхода из дома и маршрута. Поведение в зрительном зале, фойе, буфете, гардеробе. Аплодисменты. Поведение на новогоднем представлении.

Общение с незнакомыми людьми. Сигналы тревоги.

Чувство времени. Опоздания допустимые и недопустимые. Ответственность за слова и поступки.

Как решать проблемы. Как уберечься от насилия.

Роли в обществе. Ответственность перед людьми, государством. Понятие о совести.

5. Гостевой и столовый этикет. 9 часов.

Приглашение. Поводы для встречи. Подготовка квартиры, программы. Обязанности хозяйки, хозяина, гостей. Одежда гостей, хозяев. Прием гостей. Приход, уход гостей. Развлечения. Формы благодарности гостей. Анализ ситуаций. Дети в гостях.

Подарок. Выбор, оформление, вручение, принятие. Проект.

Сервировка стола. Салфетки. Столовые приборы, правила пользования. Поведение за общим столом. Посадка. Что и как едят. Общение во время еды. Благодарность гостей.

6. Поведение в доме, в семье. 5 часов.

В подъезде, на лестничной площадке. В лифте, правила безопасности. Отношение к соседям.

В кругу семьи. “Волшебные” слова. Забота о близких. Помощь по дому. Во время болезни. Предупреждение об уходе на улицу.

Отношение к маме. Отношения между мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной. Обязанности и привилегии мужчин и женщин в обществе. Правила гигиены. Полезные продукты, витамины.

7. Культура внешнего вида. 2 часа.

Одежда для различных случаев жизни. Назначение одежды. Выбор одежды. Подготовка одежды, уход за ней. Сочетание цветов, цветовое решение костюма. Правила гигиены.

Осанка. Упражнения по исправлению осанки. Походка, посадка. Искусство одеваться.

8. Поведение на природе. 1 час.

Взаимосвязь всего живого. Как слушать природу. Растения лекарственные и ядовитые, бережное отношение к растительному миру. Отношение к лесные жителям, бездомным животным. Поведение людей на природе, игры. Разведение костра. Уборка мусора. Добрые дела детей.

9. Итоговое занятие. 2 часа.

Интегрированный урок-соревнование. Обобщение полученных знаний.

Литература

  1. Анисимова К. Хорошие манеры для детей.
  2. Барто А. Стихи.
  3. Богданова О., Петрова В. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов.
  4. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости.
  5. Дорохов А. Это стоит запомнить.
  6. Дюнн М. Все о детской вечеринке.
  7. Егорова А.С. Этикет для детей.
  8. Как помочь ребенку войти в современный мир. Под ред.Т.Антоновой.
  9. Купина Н. Азбука поведения: Речевой этикет в стихах, рассказах и картинках.
  10. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
  11. Лихачева Л. Рабочая тетрадь по этикету.
  12. Михалков С. Стихи.
  13. Соколова Е.В., Нянковская Н.Н. Этикет для малышей.
  14. Сухомлинский В. Хрестоматия по этике.
  15. Уроки культуры и этикета в школе: Метод.пособие для учителей и руководителей школ. Сост.А.Савченко, Н.Щуркова.
  16. Шорыгина Г.А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет.
  17. Энциклопедия для маленьких джентльменов.
  18. Энциклопедия для маленьких принцесс.