История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы в России. 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и с деятельностью Государственных Дум в 1906 – 1917 гг.;
  • рассмотреть историю и деятельность Государственных Дум на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней;
  • показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России.

Развивающаяся:

  • формировать у учащихся навыки политической деятельности как граждан Российской Федерации.

Воспитательная:

  • обсудить проблему участия граждан в политической жизни страны;
  • нравственный выбор молодого поколения в соотношении цели и средств для ее достижения (активное и пассивное участие в политической жизни страны);
  • воспитание политической культуры молодежи.

Оборудование:

  • проектор, компьютер, комплект раздаточного материала, листы с текстами, портреты политических деятелей, слайд-фильм “Российский парламентаризм”.

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования.

План урока.

  1. История развития парламентаризма в России. Высшие законодательные органы России (1906 – 1917 годы).
  2. История развития парламентаризма после распада Советского Союза. Государственные Думы 1-го – 5-го созывов.
  3. Характеристика предвыборной кампании в 6-ую Государственную Думу.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Вступление.

В преддверии выборов в Государственную Думу 6-го созыва, которые состоятся  4 декабря 2011 года, серьезно встает вопрос развития истории парламентаризма в России, деятельности Государственных Дум  до революции октября 1917 года и роли и места органов народного представительства в политической системе современной России.

Сегодня на уроке мы вспомним, как начиналась история парламентаризма, обсудим действие Государственных Дум 1-го, 2-го, 3-го, 4 –го и 5-го созывов и поговорим о предвыборной кампании в Государственную Думу 6-го созыва.

 
Начало российского парламентаризма.

105 лет назад – 27 апреля 1906 года в Санкт-Петербурге – тогдашней столице российской империи состоялось историческое событие: начала работу I Государственная Дума. С этого момента отсчитывается история российского парламентаризма. К этому знаменательному событию Россия шла без малого 100 лет, если за точку отсчета брать проект государственного преобразования России М.М.Сперанского.

1. Вспоминают известную информацию по теме.

2. Заполняют таблицу “Первые

Дума Время дея-ти Состав Председатель
1-я      
2-я      
3-я      
4-я      
Вопрос перед началом просмотра слайд-фильма:

Каков опыт деятельности Государственных Дум начала XX века?

Приложение № 1.

История и развития парламентаризма в России, деятельность Государственных  Дум в1906 – 1917 гг. Электронное учебное пособие “История России XX – начало XXI века” ДРОФА

3. Составляют схему высших законодательных органов России.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, используя материалы слайд-фильма и знания, полученные на уроках раньше.

Беседа по материалам слайд-фильма.

- Какой вопрос Государственной Думы был центральным? (аграрный)

- Каковы были проекты по решению в России аграрного вопроса? (проекты трудовиков и кадетов)

- Каким образом и когда был решен этот вопрос? (3-я Госдума, Столыпинская аграрная реформа)

- О каких тенденциях политической жизни России свидетельствует создание Прогрессивного блока? (Николай II и царское правительство с 1915 года практически прекратили конструктивное взаимодействие с законодательными палатами)

Опыт деятельности Государственных Дум начала XX века показал, как важно для общества и для государства иметь эффективно функционирующий институт власти, который представляет и отстаивает интересы различных слоев и групп социума. Этот опыт имел и позитивные и негативные стороны:
Предполагаемый результат первого этапа урока:

- Устойчивый результат по первому пункту плана;

- Формулировка ответа на основной вопрос:

Негативная сторона Позитивная сторона
   
Негативная сторона:

Сильная зависимость от самодержавия;

Дума играла важную роль в разделении властей, но исполнительная власть блокировала развитие этого института;

Были предложения изменить статус Думы, превратить ее в законосовещательное представительство;

О существовании независимой представительной ветви власти в царской России говорить не приходится.

Позитивная сторона:

Благодаря Государственной Думе в Российской империи были приняты прогрессивные, по тем временам, законы по развитию народного образования

Дальнейшее развитие получило трудовое (рабочее) законодательство;

В преддверии Первой мировой войны Государственная Дума активно участвовала в увеличении государственных ассигнований на перевооружение российской армии и флота;

Дума имела полномочия рассматривать и утверждать ежегодный государственный бюджет;

В Думе сформировались такие атрибуты современного парламентаризма, как партийные фракции, запросы депутатов Правительству, выступления премьеров с правительственными декларациями, гласность думских пленарных заседаний;

Благодаря Думе Временное правительство полностью уравняло женщин в правах с мужчинами, что было невиданным достижением демократии во всем мире;

Довольно успешно в России за этот период шло становление политического компромисса;

Формирование Думы на многопартийной основе способствовало развитию многопартийности в России, демократической политической культуре в обществе, культивировало толерантности отношений между различными политическими силами и социальными стратами.

Становление и развитие российского парламентаризма происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти;

Приобретение опыта взаимодействия между исполнительной властью – т.е. правительством и представительной – т.е. Думой.

2. История развития парламентаризма после распада Советского Союза. Анализ работы 1-й, 2-й, 3-е, 4-й и 5-й Государственных Дум.

2.1 Исторические условия работы Государственных Дум Российской Федерации

(Электронное учебное пособие “История России XX – начало XXI века” ДРОФА).

Приложение 2.

2.2 Работа группами (каждая группа учащихся представляет одну Государственную Думу).

2.3 Учитель формулирует наводящие и проблемные вопросы;

2.4 Организует групповое размышление по проблемам данного вопроса: деятельность Государственных Дум на каждом этапе (что предполагали, что получилось, не получилось – почему?)

Предполагаемый результат второго этапа:

Ребята представляют историческую обстановку работы каждой из Дум;

Обобщенные и систематизированные знания

Учатся анализировать, обобщать, делать выводы;

Составляют таблицу по схеме:

Госдума Партия, получившая большинство Фракции по итогам выборов Председатель Гос. Думы
1-я

2-я

3-я

4-я

5-я

     
Ребята работают по группам, сформированных заранее. Презентации. Приложение № 3, 4, 5, 6, 7.

(каждое приложение на Думу одного созыва)

Анализируют материал по схеме:

- Государственная Дума, годы деятельности

- Партия, получившая наибольшее число мандатов

- Фракции, созданные по итогам выборов

- Председатель Государственной Думы (справка)

- Заполняют свою страничку по данной схеме.

 

 

 

 

Ребята представляют презентацию на каждую партию по плану:

  1. Название партии
  2. Лидер
  3. Членство
  4. Программа партии
  5. Цели партии (доказательства, почему эта партия должна быть представлена в Государственной Думе)
  6. Методы работы партии, борьба в период предвыборной кампании
3. Характеристика предвыборной кампании в Государственную Думу 6-го созыва.

Представлены партии:

 
Представители партий вступаю в дебаты, доказывают, почему их партия должна быть представлена в Государственной Думе.

Предполагаемый результат третьего этапа:

  1. Систематизация знаний по данному вопросу;
  2. Приобретение новых знаний;
  3. Развитие познавательных навыков;
  4. Переживание собственного выбора.
Выполнение заданий по теме.

Цель: закрепление материала урока.

Приложение №9

  • Рабочий лист № 2
  • Рабочий лист № 3, задание 2
  • Рабочий лист № 5
Заключение.
  • Рефлексия учебной деятельности;
  • Анализ результатов этой деятельности;
  • Самооценка;
  • Мотивация к работе на следующих уроках.
Ребята анализируют свою работу на уроке, выявляют, что получилось, что получилось не совсем хорошо, почему?.

Литература

  1. Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История Отечества XX – начало XXIвека. Учебник для 11 класса общеобразовательных заведений. М.”русское слово”, 2008 год
  2. В.П.Островский, А.И.Уткин. История России XX век. 11 класс:, учебник для общеобразовательных заведений, М.Дрофа, 2009 год
  3. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина, М. 2010 г.
  4. Данилов А.А., история России, XX век: справочные материалы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 год
  5. Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века. Научный редактор В.Кривошеев, Москва, “Русское слово” 2003 год
  6. И.И.Ионов. Российские цивилизации IX – XX вв. М. “Просвещение”, 2007 год
  7. История Отечества в портретах политических и государственных деятелей под ред. Д.и.н., профессора Леванова Б.В.
  8. Политические партии России. Справочник. МГУ им. М.В.Ломоносова, Брянск “Грани”, 2005 год
  9. Ресурсы сайт-интернета