Повторительно-обобщающий урок по теме "По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья и Финикии"

Разделы: История и обществознание


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Египта, Междуречья, Финикии; способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию; выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы; воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта Древнего Востока, рисунки детей по данной теме.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: История – одна из самых интересных наук в мире. Сегодня мы проведем урок в игровой форме. Мы с вами отправляемся в путешествие в игре «По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья, Финикии».

Но как на всяком пути нас ждут много трудностей и приключений. Но мы с вами все преодолеем. А оценивать вас будет мудрое жюри – ареопаг. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Представление жюри.

Учитель: Ребята! У Вас было опережающее домашнее задание придумать название команды и девиз. А также эмблему. Я думаю, вы справились с этим заданием. Итак, мы начинаем!

Этапы игры:

1. Визитная карточка (максимальная оценка 5 баллов)

Команда представляет свое название и девиз. Эмблему демонстрирует капитан команды. Название команды судьи записывают на доске.

2. Интеллектуал (1 вопрос равен 1 баллу)

а) Столица Месопотамии. (Вавилон.)
б) Рассказ о богах. (Миф.)
в) Автор самых первых законов. (Хаммурапи.)
г) Пленник без прав и свобод. (Раб.)
д) Поселение. (Колония.)
е) Правитель Египта. (Фараон.)
ж) Столица Египта. (Мемфис.)
з) Растение, из которого изготавливали материал для письма. (Папирус.)
и) Платеж чем– либо. (Налог.)
к) Вера в сверхъестественное. (Религия.)

Подведение итогов жюри за 2 этапа и выставление баллов.

3. Взаимосвязь географического положения и природы стран Древнего Востока (работа с таблицей, максимальный балл 5, за одну ошибку снимается 1 балл).

1 команда – заполнить таблицу «Природные условия Древнего Египта» и показать на карте.

Вопросы Египет
1 Где располагается страна  
2 Крупнейшие реки  
3 Чем омывается?  
4 Поверхность земли
5 климат

2 команда – заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Египта и Междуречья» на карте.

Вопросы Египет Междуречье
1 Где располагается страна?    
2 Крупнейшие реки    
3 Чем омывается?    
4 Климат    
5 Поверхность земли    

3 команда – заполнить таблицу «Природные условия Египта и Финикии»

Вопросы Египет Финикия
1 Где располагается?    
2 Крупнейшие реки?    
3 Чем омывается?    
4 Климат    
5 Поверхность земли    

4. «Путаница» (за правильный ответ 1 балл)

А) Гроб для мумии фараона КАФОГСАР
Б) «Дом вечности» ДАРАМИПИ
В) Вырезанная из камня фигура льва с головой человека НСИКФС
Г) Письменность Междуречья СИПЬНИЛОК
Д) Второе название Междуречья РУЬЧЕДЕВ
Е) Река в Междуречье РАТФВЕ
Ж) Установленные правила поведения для жителей страны НОЗЫКА
З) Богиня плодородия ШАРИТ
И) Вавилонский царь МИПУМАРАХ
К) Письменность, изобретенная финикийцами ВИАЛФАТ

5. Работа с источниками. (за правильный ответ 3 балла).

Учитель предварительно дает выучить наизусть трем ученикам выдержки из источников. Ученики выходят на середину класса и начинают читать источник. Каждая команда должна дать ответ. Если не угадывает, то минус этой команде. Команда угадавшая получает баллы.

Ответы:

1) «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу»
2) «Из законов царя Хаммурапи»
3) «Поучение писцов ученикам»

6. Исторические загадки (2 балла)

А) Он был царем,
Потом завоевал Египет
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми (ФАРАОН)

Б) Судьба его закинула надолго, далеко,
От сына и жены прекрасной.
Домой он торопился все быстрей.
Царь Аттики прекрасный (ОДИССЕЙ)

В) Не один год, ни один раб
Ее строили за просто так.
Чтоб фараон спокойно мог
В загробном мире жить (ПИРАМИДА)

7. Исторический диктант.

Командам раздаются карточки с диктантом, и ребята должны найти ошибки в тексте.(1 ошибка – 2 балла). Всего 6 ошибок.

Древний Египет

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Тигра. Земледелец в Египте создавал своим трудом меньше продуктов, чем добывал охотник. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. В 4 тысячелетии до н.э. в Египте стал складываться демократический строй. Для соблюдения чистоты мужчины брили тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из верблюжьей шерсти. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет.

Египетские пирамиды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из « семи чудес света»– пирамида Хаммурапи. В Древнем Египте была общая религия.

После всех конкурсов подводится итоги и выявляется команда победитель. Победившей команде вручается грамота и ставятся «5» всем ее членам.

II. Домашнее задание

– На следующий урок составить кроссворд по прошедшим темам.
– Благодарю за внимание!