"Дом, в котором мы живем…"

Разделы: Химия, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели проекта:

  1. Повысить интерес к предметам.
  2. Привлечь внимание к проблемам экологии жилых помещений.
  3. Привлечь внимание к проблемам здоровья.
  4. Развить исследовательские умения:
    • умение собирать информацию из различных источников (из периодических изданий, из Интернета и т.д.);
    • осуществлять переработку научной, научно-популярной литературы;
    • умение выявлять проблему, анализировать и обобщать полученные данные.
  1. Развить умение выступать перед большой аудиторией.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный

  1. Определение темы и целей проект.
  2. Выделение подтем в теме проекта.
  3. Формирование инициативной группы.

На этом этапе студентам необходимо напомнить правила работы в группе:

  • свободный обмен мнениями;
  • уважение к мнению каждого участника;
  • терпимость к критике.

II. Планирование

  1. Определение источников информации.
  2. Определение способов её сбора и обработки.

III. Разработка проекта

Поиск, накопление и обработка информации.

IV. Оформление результатов

Формы отчета –доклад с демонстрацией наглядных материалов, подготовка слайд-шоу, подготовка презентации, выпуск информационных листков.

V. Отчет о работе

Представление результатов выполненной работы на отчетном мероприятии.

Оснащение отчетного мероприятия:

  • мультимедийный проектор
  • ноутбук
  • экран
  • информационный листок – анонс мероприятия
  • стенгазеты по темам разделов
  • фотоаппарат, видеокамера

Сценарий отчетного мероприятия

I. Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы пригласили вас на презентацию нашего проекта под названием «Дом, в котором мы живем». (слайд 1)

Как много в жизни значит дом!
Как много жизненности в нем!
Начало, цель, причал и завершенье,
Он – точка А и точка Б
И в каждой бьющейся судьбе –
Тропинок и путей соединенье.
Его покой, его уют,
Его защита и приют
Волнений внешних волны усмиряют,
Огнями созиданья наполняют.
В нем наши тело и душа,
В нем наша быль и наша суть,
В нем отразился весь наш путь! (слайд 2)

Одно из выдающихся достижений человечества – создание искусственной среды обитания. Жилище уменьшило зависимость людей от неблагоприятных факторов окружающей среды и привело к расселению человека по всему земному шару. В наше время в закрытом помещении человек пребывает около 80% своего времени. Понятно, что качество помещения в значительной степени обуславливает его здоровье. К сожалению, наряду с неоценимыми удобствами жилище создает и некоторые проблемы.

Прежде всего, мы хотим рассказать вам о воздухе, которым мы дышим дома, на работе, во время учебы.

II. Качества воздуха.

(доклады учащихся, демонстрация слайдов презентации по разделу)

Студент 1: (слайд 3)

Воздух в помещениях оценивают по следующим гигиеническим показателям:

  • Химический состав;
  • Физические свойства;
  • Механические примеси.

Химический состав воздуха имеет важное гигиеническое значение, так как он играет решающую роль в осуществлении дыхательной функции организма. Атмосферный воздух представляет собой смесь кислорода, углекислого газа, аргона и других газов в соотношениях, приведенных на диаграмме. (слайд 4)

Кислород (О2) — наиболее важная для человека составная часть воздуха.

Колебания содержания кислорода в атмосферном воздухе невелики и не превышают, как правило, 0,5 %.

Углекислый газ (СО2) образуется при дыхании людей и животных, гниении и разложении органических веществ, сгорании топлива и др.

Воздух содержит множество вредных примесей. (слайд 5)

Формальдегид, например, раздражает слизистые оболочки глаз и носа. Он поступает в атмосферу с выхлопными газами и выбросами химического производства. Аммиак очень ядовит. Он вызывает раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, т.к. аммиак растворяется в их влаге.

В атмосфере происходит постепенное самоочищение воздуха от посторонних примесей, но с ростом промышленности природное равновесие нарушатся. (слайд 6)

Самая важная для человека часть воздуха – это кислород. Его количество поддерживается на нужном уровне за счет деятельности растений в процессе фотосинтеза. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате процессов жизнедеятельности живых организмов (процессы дыхания, гниения, брожения) и работы промышленных предприятий и транспорта.

Так же в воздухе содержатся различные микроорганизмы, в том числе и болезнетворные. (слайд 7)

Ведущий: Более подробно о значении воздуха для организма человека расскажет эксперт по качеству.

Эксперт 1: Для нормальной работы всех органов и тканей человеческого организма содержание чистого кислорода в окружающем нас воздухе должно составлять не менее 21%. В жилых помещениях значительных изменений в содержании кислорода не наблюдается, так как в них проникает наружный воздух. При самых неблагоприятных гигиенических условиях в помещении отмечалось уменьшение содержания кислорода на 1 %. Такие колебания не оказывают заметного влияния на организм.

Интенсивное загрязнение атмосферы и общее ухудшение экологической ситуации привело к тому, что в крупных городах, и особенно отдельных районах, количество чистого кислорода в воздухе временами не превышает и 10-12%. По этой причине возникает гипоксия - недостаток кислорода. (слайд 8)

Физиологические сдвиги в организме человека происходят уже тогда, когда содержание кислорода снижается с 20 до 17%.

К хронической нехватке кислорода мы настолько привыкли, что порой ее не замечаем. И часто плохое самочувствие списываем на другие причины. Доказано, что хроническая усталость, повышенная утомляемость, нервозность, бессонница, депрессия, частая болезненность, нарушение обменных процессов, снижение иммунитета и другие нарушений связаны с появлением гипоксии.

Согласно проведенным исследованиям, гипоксия может ощущаться даже у практически здоровых людей недостаточно пребывающих на свежем воздухе или ведущих малоподвижный образ жизни.

Очень чувствителен организм и к уровню углекислого газа. В жилых и общественных зданиях при нахождении в них большого количества людей содержание углекислого газа может увеличиваться до 0,6—0,8 %. При наихудших гигиенических условиях в помещении (большое скопление людей, плохая вентиляция и др.) его концентрация обычно не превышает 1 % из-за проникновения наружного воздуха.

При продолжительном вдыхании воздуха с содержанием 1 — 1,5% углекислого газа отмечается ухудшение самочувствия, а при 2—2,5 % обнаруживаются патологические сдвиги. Значительные нарушения функций организма и снижение работоспособности происходят, когда содержание углекислого газа составляет 4—5 %.

Воздух в помещениях считается недоброкачественным, если содержание углекислого газа в нем превышает 0,1 %. Эта величина принимается как расчетная при проектировании и устройстве вентиляции в помещениях.

При его повышении происходит заметное ухудшение самочувствия, а при увеличении концентрации до 10-12% может наступить смерть. (слайд 9)

Студент 1: Воздух в квартирах и рабочих помещениях загрязнен в 50 раз сильнее, чем на улице. (слайд 10)

Обнаружено более 900 источников загрязнения. (слайд 11)

  • Бытовая пыль;
  • Табачный дым;
  • Полимерные строительные и отделочные материалы;
  • Электрическая аппаратура;
  • Холодильный агрегат;
  • Приготовление пищи на кухне;
  • Продукты жизнедеятельности человека и др.

В офисах в качестве загрязнителей добавляются еще и частички клея, которым скрепляются страницы книг и канцелярские папки. Источники химического загрязнения воздушной среды помещения (в %): (слайд 12)

  • Строительные и отделочные материалы - 30-50%
  • Продукты жизнедеятельности человека - 10-30%
  • Работа бытовых приборов и бытовая химия - 10%       
  • Поступление загрязненного атмосферного воздуха - 20-40%

Студент 2: Как ни странно, один из самых главных факторов, оказывающих влияние на качество воздушной среды нашего дома – сам человек. В процессе жизнедеятельности наш организм выделяет множество химических веществ (антропотоксинов), ученые обнаружили их около 400. С выдыхаемым воздухом их выделяется около 150, с поверхности кожи – более 200, с мочой – свыше 180. (слайд 13)

Состав антропотоксинов зависит от возраста и состояния здоровья человека. Он отличается у молодых и пожилых, здоровых и больных людей. Например, у людей, страдающих диабетом, в выдыхаемом воздухе чувствуется запах ацетона. В помещении токсины всегда сопровождают человека. Он приносит их в дом на рабочей одежде и обуви, из магазинов и даже аптек. Редко в какой старой квартире не обнаружится присутствие паров ядовитой ртути. Миллионы медицинских термометров рано или поздно разбиваются, а ртуть, попав в помещение, остается с нами практически навсегда.

(слайд 14)

Полностью избавиться от токсинов невозможно, можно лишь ослабить их воздействие. Для этого следует чаще проветривать помещение.

Ведущий: Всем хочется иметь квартиру или дом как можно большего размера и лучшего качества. А есть ли объективные критерии оценки этих параметров?

Студент 3: Качество жилища закладывается задолго до его строительства. Участок под строительство следует выбирать на хорошо освещенной солнцем и проветриваемой местности. Он должен иметь уклон для стока атмосферных вод и низкий уровень грунтовых вод. (слайд 15)

Оптимальные размеры жилища считаются примерно 17,5 м² жилой площади, высота помещения не менее 3м и объемом воздуха примерно 120 м³ на одного человека в час.

Для комфортного существования человека в жилище должно быть тепло, светло, сухо. Оптимальной температурой помещения предложено считать +19... +21º С. Причем температура должна поддерживаться более или менее равномерно по всему жилищу. (слайды 16,17)

Ведущий: Подробнее о показателях качества дома нам расскажет эксперт по комфорту.

Эксперт 2: Температура в домах определяется в значительной степени климатом и назначением помещения. В умеренном климате температура 18-20ºС обеспечивает условия комфорта. Надо следить, чтобы разница температур в помещениях не превышала 2ºС. (слайд 18)

При расстановке мебели не следует располагать стол вблизи окна, если под ним находится батарея центрального отопления. Неравномерный нагрев тела человека может привести к простудному заболеванию.

В помещениях, предназначенных для проведения интенсивной физической работы температура должна быть несколько ниже обычной.

Нормальная влажность для жилых помещений составляет 30-60%. Длительное пребывание в помещении с высокой влажностью и низкой температурой может привести к ревматизму, простудам и обострениям хронических заболеваний.

Ведущий: К источникам загрязнения воздушной среды закрытого помещения относятся строительные и отделочные материалы.

Студент 4: Строительные и отделочные материалы сами по себе – сложные химические вещества. После завершения строительства дома они надолго остаются поставщиками вредных ингредиентов в атмосферу помещения. Установлено, что наибольшей химической устойчивостью обладают такие строительные материалы как кирпич, керамические изделия, стекло, бетон. Особое место в этом ряду занимают изделия из древесины: выделения из них скорее облагораживают атмосферу, чем ухудшают её. (слайд 19)

К очень «грязным» следует отнести теплоизоляционные материалы: минеральную вату, пенопласты, пеностекло; гидроизолирующие материалы: рубероид, толь, асфальтобетон и др.(слайды 20,21)

В современном строительстве широко используются асбестосодержащие материалы. Асбест входит в состав более 3000 строительных изделий. Их применение приводит к тому, что волокна асбеста обнаруживаются повсюду в воздухе жилых и нежилых помещений, они поражают легкие человека. Во многих странах использование асбеста в строительстве ограничено или запрещено.

К сожалению, в воздушную среду домов попадает и хлористый винил. Он выделяется при постепенном разрушении поливинилхлорида (ПВХ), дешевого и доступного полимера. Из него изготавливают кабельную продукцию, моющиеся обои, линолеумы и др. Хлористый винил относится к группе канцерогенных (вызывающих онкологические заболевания) веществ.

В формировании качества воздуха жилища велика роль мебели. Новая мебель «снабжает» своих владельцев такими соединениями как формальдегид (канцерогенный эффект, поражение бронхов), ацетон (воздействие на нервную систему, на органы дыхания), бензол (раздражение верхних дыхательных путей, отек легких, заболевания кожи, нарушение деятельности ЦНС), стирол и т.д. Особенно много этих соединений мебель выбрасывает вначале эксплуатации.

Ведущий: Человек окружен десятками нужных вещей, облегчающих его жизнь, делающих ее более комфортной : мебель, одежда, постельные принадлежности, книги, домашние растения и питомцы. (слайд 22)

Все перечисленное является поставщиком пыли.

Студент 5: Пыль – это разрушенные до мельчайших размеров объекты материального мира. Любое жилище построено с использованием песка, изделий из бетона, мела, извести, гипса. Они формируют минеральную основу пыли и обуславливают попадание в нее частиц глины, силикатов, оксидов кремния и кальция, карбонатов, лаков и красок. (слайд 24). Сами люди, оказывается, тоже «пылят». Каждый человек сбрасывает в среднем в течение года до 450г омертвевшей кожи. Она является прекрасной пищей для десятка видов клещей, плесневых грибков, различных микроорганизмов. Установлено, что 1 г омертвевшей кожи хватает, чтобы прокормить тысячную популяцию клещей! (слайд 24)

Особенно благоприятные условия создаются для них в постели – тепло, влажно и обилие пищи. В одном матрасе может проживать до 200000 клещей! Фекальные шарики клещей, размером не более 30 микрон (микрон – одна тысячная часть миллиметра) легко заполняют объем помещения при уборке и попадают в дыхательные пути. (слайд 25)

Установлено, что домовая пыль (особенно пылевые клещи, части их тел и экскременты), попав на слизистые оболочки носа и альвеолы легких, запускает механизм аллергической реакции. При этом могут возникать аллергический ринит и бронхиальная астма.

(слайд 26)

Ведущий: Подробнее о том, какой вред наносит здоровью человека пыль и как с ней бороться, нам расскажет эксперт по гигиене.

Эксперт 3: Осевшие на частичках пыли микроорганизмы могут долгое время находиться в воздухе, не теряя своей жизнеспособности. А ведь среди них много болезнетворных! Пыль затрудняет потоотделение, может привести к некоторым кожным заболеваниям аллергического характера. Но в основном она поражает легкие. Несмотря на то что в дыхательных путях благодаря ресничному эпителию воздух в какой-то степени очищается от пыли, часть ее достигает легочной ткани и вызывает механические травмы легких.

Особенно опасна пыль, содержащая частички кремния. Она может вызвать силикоз – тяжелое заболевание легких.

Загрязнение микроорганизмами – важный показатель качества воздуха. Если в помещении много людей и уборка ведётся сухим способом (полы подметают, не смачивая веник водой), то содержащаяся в комнате пыль вместе с микроорганизмами поднимается в воздух и может заразить людей. Поэтому в обязательном порядке должна проводиться влажная уборка помещений. Пылинки прилипают к влажной тряпке и мокрому полу и не разносятся по воздуху.

Дополнительными источниками пыли являются частички почвы, которую мы приносим на своей обуви. Поэтому в учебных заведениях целесообразно носить сменную обувь.

Многие закрытые емкости (часы, радиоприборы, телевизоры, компьютеры и др.) становятся резервуарами пыли. Дело в том, что днем все приборы нагреваются сильнее и воздух, расширяясь, выходит из них. Ночью же, когда в комнатах становится прохладнее, в приборы через щели попадает воздух, содержащий пыль. Избавить их от пыли помогут влажные салфетки и пылесос.

Ведущий: И дома и на работе человека окружает большое количество электробытовых приборов, которые тоже могут наносить вред здоровью человека.. Отказаться от их использования люди уже не смогут. (слайд 27)

Остается одно – постараться обезопасить себя от их вредного воздействия. Ведь кроме резервуаров пыли они являются источниками электромагнитных полей (ЭМП) и электромагнитного излучения (ЭМИ) и вызывают многие патологические состояния в организме человека.

Студент 6: В наше время жизнь без компьютера стала невозможной, он стал необходим в работе, учебе.

Основными вредными факторами при работе за компьютером являются:

  • сидячее положение в течение длительного времени;
  • воздействие электромагнитного излучения монитора;
  • нагрузка на зрение;
  • перегрузка суставов кистей;
  • нарушение нормального течения беременности;
  • стрессы различного генеза;
  • заболевания органов дыхания, аллергии.

Еще одним грозным осложнением при длительной работе за компьютером является ожирение. Ожирение стало серьезной проблемой для жителей развитых стран. Лишний вес вызывает многие заболевания.

Мобильные телефоны тоже не безопасны. (слайд 28)

Влияние сотовой связи на организм человека хорошо изучено западными и российскими учеными в опытах на добровольцах, а также с подопытными животными. В результате установлено, что после продолжительных телефонных разговоров, в течение 10-20 минут, добровольцы начинают испытывать головные боли, преимущественно в височной области на стороне приближения аппарата к голове, повышение температуры в области уха, жжение, раздражительность, головокружение. При регулярных длительных телефонных разговорах у добровольцев отмечались ухудшение памяти и внимания, нарушение сна, постоянные и интенсивные односторонние головные боли на стороне «поражения». Каждый пользователь должен самостоятельно взвесить все «за» и «против» относительно проблемы сотовых телефонов и сделать осознанный выбор — пользоваться удобствами, предоставляемыми сотовой связью или не подвергать себя дополнительному риску. Конечно же, отказаться от использования сотовых телефонов в нашей современной жизни невозможно.

Но в наших силах принимать меры по ограничению воздействия электромагнитного поля при использовании сотового телефона.

А именно:

  • ограничить продолжительность разговоров (продолжительность однократного разговора — до 3 мин.);
  • максимально увеличивать период между двумя разговорами (минимально рекомендованный -15 мин);
  • преимущественно использовать сотовые телефоны с гарнитурами и системами «свободные руки» («hands free»).

Ведущий: Итак, мы многое узнали об экологии нашего дома. Хочется надеяться, что теперь мы все будем следить за её качеством. Будем разводить цветы для очищения воздуха, будем регулярно делать влажную уборку и проветривать комнаты, не будем курить и много времени проводить за компьютером и телевизором! (слайд 29)

Всего доброго!

Использованная литература:

  1. Биология в школе. -2006 - №5
  2. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. Современные технологии в преподавании химии. – М.: 5 за знания, 2007
  3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. Химия. – М.: «Академия», 2007
  4. Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2005
  5. Биология: Учебное пособие для студентов мед. училищ /Под ред. Проф. В.Н.Ярыгина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  6. Интернет-ресурсы:
  • http://www.wwf.ru
  • http://oopt.info/
  • http://www.info.mos.ru
  • https://bio.1sept.ru
  • http:// www.big-archive.ru

Из этих же источников взяты некоторые примеры и иллюстрации.

  1. Фотографии из архива автора