00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Урок-практикум "Лингвистический анализ текстов публицистического текста". 11-й класс

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • совершенствование навыков лингвистического анализа текста публицистического стиля речи, навыков изучающего чтения текста;
  • совершенствование навыков публичной речи, оценивания коммуникативных качеств и эффективности речи.

Структура урока

  1. Повторение теоретических сведений по проблеме.
  2. Повторение алгоритмов выполнения практического задания (лингвистического анализа текста).
  3. Целеполагание по структурно-логической схеме анализа текста.
  4. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий.
  5. Контролирующее задание для всего класса. Самоконтроль.
  6. Задание на дом.

Ход урока

I. Повторение теоретических сведений по проблеме.

  1. Что такое текст?
  2. Что такое тема текста, идея текста?
  3. Какой тип связи предложений в тексте мы называем цепным (последовательным)? Какие средства связи используются при таком типе связи? (Приложение. Слайд 2) [1]
  4. Какой тип связи предложений в тексте мы называем параллельным? Какие средства связи используются при таком типе связи? (Приложение. Слайд 3) [1]
  5. Расскажите о публицистическом стиле речи (ситуация общения, стилевые особенности).

II. Повторение алгоритма выполнения лингвистического анализа текста (Приложение. Слайд 4)

  1. Какого типа речи текст перед вами?
  2. Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей).
  3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?
  4. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?
  5. К какому стилю речи относится текст (научный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?
  6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
  7. Какова идея текста (основная мысль)?

III. Целеполагание по структурно-логической схеме анализа текста.

IV. Практикум с использованием справочников, учебных пособий.

Задача: приготовить защиту лингвистического анализа текста в соответствии с критериями оценки публичного выступления.

Памятка «Критерии оценки публичного выступления» (на столах каждого ученика). [4]

Область оценивания Критерии Индикаторы Возможные баллы Баллы
Оценка постановки цели и задач, их решения. Соответствие целей и задач основным идеям работы. 1) Цель и задачи работы сформулированы четко и соответствуют идеям работы.
2) Цель и задачи работы сформулированы не конкретно.
3) Цель и задачи работы не сформулированы.
1) 2-3
2) 1
3) 0
 
Содержание речи. Достоверность информации. 1) Информация достоверна.
2) Есть неточности в изложении материала.
3) Информация содержит много фактических ошибок.
1-3  
Подбор информации. 1) Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.
2) Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала.
1) 0-2
2) 3-5
 
Презентация речи. Речь оратора. 1) Аудитории было понятно изложение информации.
2) Изложение информации было ярким, запоминающимся.
3) Оратор говорил с энтузиазмом.
4) Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи.
5) Изложение информации было спонтанным.
6) Изложение информации было беглым.
7) Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции.
1) 1
2) 1
3) 1
4) 1
5) 0
6) 0
7) 1-2
 
Движения оратора. 1) Оратор выбрал удачную позу при публичном выступлении.
2) Движения оратора были адекватными.
1) 1
2) 1
 
Итого.        

1) Работа проводится в группах.

Предложены 2 варианта упражнений для лингвистического анализа текста: упражнение 113, С. 85; упражнение 185, С. 138 (Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011).

В группах распределяются задания в соответствии с памяткой «Лингвистический анализ текста». Каждый член группы работает с определённым вопросом (-ами). Ответы обсуждаются. Готовится защита выступления.

2) Проверка работ групп. Защита лингвистического анализа текста. Овладение культурой публичной речи.

Группа 1. Публичная защита лингвистического анализа текста упражнения 113.

Выразительное чтение текста (тексты на столах у каждого ученика).

Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники. <…>

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в её глухих недрах.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, Второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве. (Н. Рерих.)

Примерный лингвистический анализ текста упражнения 113.

  1. Какого типа речи текст перед вами? (Рассуждение с элементами описания.)
  2. Какова композиция текста? (6 смысловых частей: 1 часть – тезис: Россия – сверхгосударство; последующие микротемы – доказательства к тезису.)
  3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)? (Используется параллельный вид связи предложений и абзацев текста.)
  4. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)? (Средством связи между абзацами является синтаксический параллелизм, анафора; внутри 1 абзаца средствами параллельной связи является местоимение «она», которое заменяет данное первого предложения – «Россия», а также парцеллят – «Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии…». В последнем абзаце – использовано средство параллельной связи – парцеллят «И придают России неслыханную красоту, запечатлённую в русском искусстве».)
  5. К какому стилю речи относится текст? (Публицистический стиль речи. Текст взят из статьи журнала. Цель речи информативная, задача речи – убедить читателя в необходимости постижения феномена, уникальности России как сверхгосударства. Стилевые черты: образность, эмоциональность, оценочность, призывность (призыв не выражен прямо – необходимость осознания сверхвозможностей России). Языковые средства выражения: использование характерных для публицистического стиля речи сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными, предложений с однородными членами, парцеллированных предложений; наличие образных средств выражения мысли: это и развёрнутая метафора «океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток», и эпитеты «белыми льдами», «ветреных и цветущих» лугов, метафоры «меховая щетина лесов» «ковры лугов». Построен текст с использованием такой фигуры речи, как синтаксический параллелизм.)
  6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Тема текста: Россия – сверхгосударство. Единство темы передаётся за счёт лексического повтора слов «Россия», «в бесконечных желаниях», «бесконечных возможностях», «бесконечных лесов», «бесконечные снега», «неслыханных сокровищ», «неслыханную красоту», а также за счёт использования парцеллированных конструкций в первом и последнем абзацах текста.)

Какова идея текста (основная мысль)? (Россия – это сверхгосударство, которое ещё находится в поисках своего пути, в определении своих возможностей.)

Оценивание публичного выступления.

Группа 2. Публичная защита лингвистического анализа текста упражнения 185.

Выразительное чтение текста (тексты на столах у каждого ученика).

Стихия и труд.

Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Ведь жемчужина, выращенная человеком, как и крохотный телевизор, на который затрачено ничтожное количество сырья, олицетворяет собой ценности, созданные будто бы из ничего, – это овеществлённый труд и разум.
(Из «Японских репортажей» журналиста Ю. Овчинникова.)

Примерный лингвистический анализ текста упр. 185.

  1. Какого типа речи текст перед вами? (Рассуждение.)
  2. Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей)? (1 абзац – тезис «Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве». Последующие микротемы – доказательства тезиса: микротема 2 абзаца – «Природа здесь не только жестока, но и скупа», 3 абзаца – «Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев», 4 абзаца – «Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев … восполнять скупость недр …страны», 5 абзац содержит вывод-обобщение: создаваемые человеком будто бы из ничего ценности – это овеществлённый труд и разум человека.)
  3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)? (Цепная связь.)
  4. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)? (В построении текста используется повтор наречия «здесь»: «Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого. Природа здесь не только жестока, но и скупа…». В качестве средств связи предложений текста используется и видовременная соотнесённость глаголов. В качестве средств цепной связи во 2 абзаце используются однокоренные слова: гориста – рать гор, в 4-ом используются слова жемчужными – жемчуговодство.)
  5. К какому стилю речи относится текст (научный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)? (Стиль речи – публицистический, жанр текста – репортаж. Функция речи – информативная, популяризаторская: автор утверждает, что Япония – страна, где на каждом шагу видны следы упорного, нечеловеческого труда. Задача речи – убедить читателя в том, что создаваемые людьми ценности – это овеществлённый труд и разум их. Стилевые черты – эмоциональность, образность, оценочность, призывность (призыв выражен косвенно). Языковые средства выразительности характерны для публицистического стиля речи: использование фразеологизмов («даёт знать о себе», «видишь на каждом шагу»); анафора («здесь»); усилительные частицы («же», «даже»); метафоры («несметная рать гор захватила страну», «следы упорного труда»; в синтаксисе: используются предложения с однородными членами, которые связаны союзами «не только – но и», многосоюзие «и поля, и города, и заводы» и др.)
  6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Япония – страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Единство темы передаётся за счёт следующих ключевых слов: Япония, страна, природа, человек, необузданность стихийных сил, упорный труд человека, природа жестока и скупа, скупость недр страны, несметная рать гор, подвиг поколений земледельцев, овеществлённый труд и разум.)
  7. Какова идея текста (основная мысль)? (Труд человека, его разум способны обуздать жестокость природы, создать из будто бы ничего те ценности, которые будут служить людям.)

Оценивание публичного выступления.

V. Рефлексия. Контролирующее задание для всего класса.

Мини-тест (на основе выполненных упражнений). Выполняется с самоконтролем.

Вариант 1 (фрагмент текста из домашнего задания к следующему уроку).

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. (Д. Лихачёв.)

  1. Стиль речи текста:
    а) публицистический;
    б) научно-популярный;
    в) художественный.
  2. Характер связи предложений фрагмента текста:
    а) цепная связь;
    б) параллельная;
    в) цепная и параллельная.
  3. Связь между предложениями в тексте осуществляется с помощью:
    а) местоимение;
    б) союз, указательное местоимение, наречие;
    в) лексический повтор

Вариант 2 (фрагмент текста из домашнего задания к следующему уроку).

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде... В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии, стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. (Д. Лихачёв.)

  1. Стиль речи текста:
    а) публицистический;
    б) научно-популярный;
    в) художественный.
  2. Характер связи предложений фрагмента текста:
    а) цепная связь;
    б) параллельная;
    в) цепная и параллельная.
  3. Связь между предложениями в тексте осуществляется с помощью:
    а) однокоренные слова;
    б) синонимы;
    в) лексический повтор.

Ключи (Приложение. Слайд 5).

Вариант 1: 1 – а; 2 – а; 3 – а, б.
Вариант 2: 1 – а; 2 – а; 3 – а, в.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение по прочитанному тексту (упражнение 188) в соответствии с экзаменационным заданием С1.

VII. Подведение итогов.

- Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Поможет ли лингвистический анализ текста написать сочинение?

Литература:

  1. Александров В.Н. Способы связи предложений в тексте/ Александров В.Н.// Единый государственный экзамен. Русский язык: справ. материалы / В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьёва; под ред. И.П. Цыбулько. – 4-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2006, С. 158-159.
  2. Власенков А.И. Русский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011, С. 93-97, С. 128-129, С. 137-140.
  3. О.И. Горбич. Материалы курса «Современные педагогические технологии обучения русского языка в школе»: лекция 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009, С. 39-49.
  4. Критерии оценки публичного выступления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.iteach.ru.