Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. При этом базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. В современных условиях каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности по этому важному вопросу. Деятельность нашего дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья содержит следующие основные направления.

1) Формирование у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью.

Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья детей через организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности, организацию рационального питания, обеспечение оптимального двигательного режима, организацию лечебно-профилактической работы в нашем дошкольном учреждении простроена система педагогической работы по формированию у дошкольника осознанного, преобразовательного отношения к своему здоровью. Основной формой работы с детьми в нашем д/с являются специально организованные занятия по разделу “Здоровье”. Содержание методического обеспечения не сводится лишь к валеологической направленности, а охватывает понятие “здоровье” в его широком смысле как полноценное физическое, психологическое, социальное и духовное благополучие человека. На занятиях по разделу “Здоровье” детям даются начальные теоретические представления по всем разделам, касающиеся организма человека, восприятия собственного “Я” и своего положения в мире окружающих людей, основ безопасного поведения в различных жизненных ситуациях и т.д.

Кроме теоретических сведений на занятиях по “Здоровью” дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемы физиологического и психологического расслабления, упражнения на профилактику плоскостопия и т.п. Эти практические приемы закрепляются детьми на других занятиях, а также в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности. Для этого в “Островках Здоровья” в группах есть все необходимые практические материалы: операциональные схемы, дидактические игры.

2) Организация взаимодействия с родителями.

В центре работы по полноценному физиологическому и психологическому развитию и оздоровлению детей должны находиться и семья, и д/сад как две основные социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. В нашем д/саду совместная работа с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей строится на следующих основных положениях:

  1. Цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо известны. Это положение реализуется через имеющиеся в каждой группе “Уголки здорового ребенка”, где родители получают возможность познакомиться с основным содержанием, целями, задачами, методами и приемами работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
  2. Систематичность и планомерность в работе с родителями. Это положение подразумевает наличие четкого плана работы с семьями воспитанников (а не набор отдельных мероприятий в течение учебного года) при использовании разнообразных взаимодополняющих форм как наглядных, так и практических.
  3. Индивидуальный подход к каждой семье подразумевает, что вся работа в дошкольном учреждении (с ребенком ли, с семьей ли) основывается на комплексной медико-психолого-педагогической диагностике, по результатам которой разрабатывается план работы с семьей на основе выявленных особенностей, проблем, интересов и конкретных запросов семьи.

С этой целью в ДОУ используются как традиционные формы работы, такие как: информация в родительских уголках, коллективные, подгрупповые и индивидуальные консультации специалистов, семинары-практикумы, тренинги, совместные праздники, досуги, развлечения и т.д., так и нетрадиционные мероприятия:

  • тематические дни (например, “День Здоровья”, посвященный знакомству с работой по разделу “Здоровье”, “Самый вкусный день в году”, посвященный рациональному питанию, “Движение – основа жизни” по проблемам оптимального двигательного режима в жизни ребенка и др.);
  • выпуск газеты для родителей “Здоровей-ка”, где ежемесячно вниманию родителей предлагается подбор материала по тематике здоровьесбережения;
  • интересной формой обучения родителей практическим приемам традиционного и нетрадиционного оздоровления является работа родительского клуба “Академия Здоровья”. В рамках клуба действуют 4 секций:
    1 – “Бабушкина аптека” (руководитель – м/с), на которой родителей знакомят со способами нетрадиционной профилактики и лечения методами народной медицины;
    2 – “Закаляйка” (руководитель-воспитатель), здесь родителям даются представления о значении закаливания для общего укрепления организма и знакомят с различными видами закаливания в д/с, дают рекомендации по организации закаливающих процедур в домашних условиях;
    3 – “Держи осанку” (руководитель – физинструктор), где родители обучаются практическим приемам профилактики нарушений осанки;
    4 – “Неболейка” (руководител – старшая м/с), на которой родители получают сведения о традиционных и нетрадиционных способах лечения и профилактики различных заболеваний.

3) Организация работы с педагогами.

В современном дошкольном учреждении основная роль в процессе организации эффективной системы здоровьесбережения, несомненно, принадлежит педагогу. Ведь именно от профессионализма, грамотности, уровня знаний и умений, а также личностных качеств педагога напрямую зависит результат его взаимодействия с ребенком. Заинтересованность в получении положительных результатов своей деятельности и владение практическими навыками оздоровительных технологий – также являются необходимыми условиями результативности внедрения новых здоровьеформирующих подходов к построению общего образовательного процесса в дошкольном учреждении. В общей системе работы с коллективом можно выделить 2 основных направления:

  1. Работа по повышению профессиональной компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения. В рамках данного направления в общую организационно-педагогическую и методическую работу дошкольного учреждения ежегодно включаются методические мероприятия (деловые игры, подгрупповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, презентации опыта работы отдельных педагогов, лектории и т.д.).
  2. Творческая деятельность педколлектива в рамках опытно-экспериментальной работы по данному разделу. В частности, в д/с работает творческая группа в составе, которая занимается разработкой темы “Формирование осознанного преобразовательного отношения к своему здоровью у дошкольников в условиях дошкольного учреждения”.

4) Создание предметно-развивающей среды в ДОУ.

В д/саду оборудован отдельный медицинский кабинет, который включает: физиотерапию, процедурный кабинет, зал лечебной физкультуры.

Воспитанникам предлагается целый спектр лечебно-оздоровительных услуг, среди которых: ЛФК, физиотерапевтические процедуры: КУФ, ингаляции, электрофорез. Также в группах д/сада, помимо традиционных двигательных центров, отдельно выделены так называемые “Островки Здоровья”, где находятся материалы оздоровительного характера (дидактические игры и пособия, массажеры, спортивный инвентарь, схемы проведения гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики и т.п.), которые дети могут использовать как с помощью взрослых, так и самостоятельно.

Итак, мы представили систему деятельности нашего дошкольного учреждения по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Естественно, она не является эталоном, поскольку система такого типа должна быть открытой для дополнения и расширения в зависимости от различных условий: изменяющихся требований, особенностей дошкольного учреждения и контингента детей, его посещающих, но основные составляющие представленной системы по здоровьесбережению могут эффективно использоваться в условиях любого дошкольного учреждения.

Литература:

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.– М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.– М.: издательство ГНОМ, 2001 г.
  4. Здоровьеформирующее физическое развитие: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001 г.
  5. Каштанова Г.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002 г.
  6. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: пособие для медработников и воспитателей. – М.: АРКТИ, 2002 г.
  7. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в д/саду и начальной школе.: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004 г.