Тема урока: "Фосфор". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель применения ИКТ на данном уроке:

  • актуализация знаний учащихся по данной теме;
  • обеспечение работой каждого ученика, использование информационно-коммуникационных технологий.

Обоснование целесообразности применения ИКТ на данном уроке:

Применение компьютера на уроке позволяет организовать активную и осмысленную работу учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными, а общение учителя с учеником, наоборот делает урок более содержательным, индивидуальным и деятельным.
 Позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика и зримо воплотить в жизнь принцип наглядности. 

Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на уроке: 20 минут.

Цели и задачи урока:

  1. Ознакомиться с историей открытия фосфора и биологической ролью соединений фосфора.
  2. Рассмотреть строение и свойства атомов фосфора на основе положения в Периодической системе, физические свойства, аллотропные модификации фосфора и его химические свойства.
  3. Показать распространенность и роль фосфора в природе.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. Продолжить формирование знаний по теме “Неметаллы”, понятий “электроотрицательность”, “аллотропия”.
  2. Закрепить умения давать характеристику элементу по положению в Периодической системе, записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства серы как неметалла; умение определять степень окисления элементов, писать схемы электронного баланса в окислительно-восстановительных реакциях.
  3. Формирование навыка применения полученных знаний в практической деятельности.

Развивающая:

  1. Создание условий для проявления самостоятельности в решении предложенных задач, дать возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения.
  2. Формирование базовых компетентностей современного человека:
    – информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, принимать информацию для решения проблем);
    – самоорганизации (освоение новых видов деятельности, приобретение собственного опыта оценивания);
    – коммуникативной культуре (умению сотрудничать, работать в группе).
  3. Развитие умений разработки логико-смысловых моделей, “Фишбоун” с использованием ЦОР по химии неметаллов и интернет ресурсов.

Воспитательная:

  1. Создать условия для формирования культуры умственного труда, интереса к знаниям, адекватной оценке своей работы на уроке.

Тип урока: комбинированный.

План урока (с указанием этапов и времени):

1. Организационный момент (подготовка учащихся к работе, определение целей, задач). (1–2 минуты.)
2. Этап усвоения новых знаний (35минут) – групповая работа ,через 15 минут проведение гимнастики для глаз. (3 минуты.)
3. Домашнее задание. (2–3 минуты.)
4. Подведение итогов урока. (2–3 минуты.)

Конспект урока

Содержание занятия Используемые Цоры Деятельность учащихся
Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, который участвует в детективной истории
существо. Учитель предлагает прочесть отрывок из книги. Узнали? Артур Конан Дойл. Собака Баскервилей.

Назовите химический элемент, который замешан в этой скверной истории.

Далее учитель вместе с учащимися формулирует цель урока – продолжить изучение элементов V группы главной подгруппы.

Учитель предлагает учащимся записать в тетради тему урока “Фосфор” и определяет задачи урока и знакомит с планом урока.

Презентация. Слайд 1

Учащийся: читает отрывок из книги “… Да! Это была собака, огромная черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас смертных не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо. Выскочившее на нас из тумана… страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте”.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и последовательно оформляют материал.
1. История открытия фосфора.

 

Знакомство с историей открытия фосфора.

 

 

Слайд 2

При возможности использования индивидуального режима учащиеся открывают ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d846848d-3d63-309e-222f-513234c3f3e3/00149185899376741/00149185899376741.htm

Учащиеся знакомятся с материалами слайда , делая соответствующие запии.

2. Фосфора по положению в периодической системе.

Ответить на задание интерактива

“Дать характеристику фосфора по положению в ПСХЭ”:
Место элемента в ПСХЭ.
Относительна атомная масса фосфора, состав ядра атома, возможные степени окисления, оксиды и гидроксиды

(кислоты)

Слайд 3

Учащиеся отвечают устно на поставленные вопросы учителем и выполняют интеактивное задание, делая записи в тетради.

При возможности использования индивидуального режима открывают ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08faa-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_28_01.swf

 

3. Фосфор – простое вещество. Аллотропные модификации фосфора.

Знакомство с аллотропными модификациями фосфора.

Фосфор

Слайд 4

Учащиеся отвечают устно на поставленные вопросы.

При возможности использования индивидуального режима открывают ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d23a3157-4d8f-4c69-8171-8b2e54fb11d8/index.html

Учитель предлагает учащимся познакомиться с кристаллической решеткой белого и красного фосфора

Слайд 5

Учащиеся при возможности использования индивидуального режима открывают ресурс:

http://www.xenoid.ru/materials/himiya/uch_chem_neorgan06.php

Учащимся предлагается просмотреть видеофрагмент “Взаимопревращения аллотропных модификаций фосфора и ответить на вопросы:
– Какие модификации присущи фосфору?
– Каковы условия превращения их друг в друга?
– Сравните температуры воспламенения красного и белого фосфора.
– Какая модификация самая устойчивая? Учебник с. 122–123 и интерактив

Слайд 6

Учащиеся отвечают устно на поставленные вопросы.При возможности использования индивидуального режима открывают ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a22315c-8aad-c506-5565-cb501f201476/index.htm
Перевод красного фосфора в белый”– Сделать вывод о причинах аллотропии фосфора.

Слайд 7

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eb57bd10-1d8e-47e1-cbea-9847870ff701/index.htm

Вывод о причинах аллотропии фосфора записывается в рабочие тетради.

3. Химические свойства фосфора.

2. Взаимодействие с простыми веществами.

1. Взаимодействие фосфора с металлами.

Учащимся предлагается посмотреть видеоопыт “Взаимодействие фосфора с кальцием”.

Учитель обращает внимание учащихся на признаки химической реакции, технику безопасности при проведении опыта.
Учащимся необходимо написать уравнения реакций и названия полученных веществ, расставить степени окисления и записать уравнения электронного баланса. Определить окислитель и восстановитель.

Слайд 8

Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют степени окисления, записывают уравнения электронного баланса, определяют окислитель и восстановитель.

При возможности использования индивидуального режима открывают ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ae2106a-e2cd-acdc-f40b-628a07e3819d/index.htm

2. Взаимодействие фосфора с неметаллами.

С хлором.

Учитель обращает внимание на признаки химических реакций взаимодействия фосфора с неметаллами, технику безопасности при проведении опытов в лаборатории.

Слайд 9

Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют степени окисления, записывают уравнения электронного баланса, определяют окислитель и восстановитель.
При возможности использования индивидуального режима открывают ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38b811a3-a97d-cb0b-504e-74c7b871a09e/index.htm

Гимнастика для глаз.

Учитель в течение 3–4 минут проводит комплекс упражнений гимнастики глаз

Слайд 10

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз, после работы на уроке, связанной со зрительной нагрузкой при использовании технических средств.
3. “Взаимодействие фосфора с кислородом”.

Учитель обращает внимание учащихся на признаки химической реакции, технику безопасности при проведении опыта.

Слайд 11

Учащиеся записывают уравнения реакции, определяют степени окисления, записывают уравнения электронного баланса, определяют окислитель и восстановитель.
При возможности использования индивидуального режима ученики открывают ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/index.htm

4. Со сложными веществами: “Взаимодействие белого фосфора вод водой”

Учащиеся выполняют задание:
“Какие свойства окислителя или восстановителя проявляет фосфор при взаимодействии
с водой?”

Слайд 12

Учащиеся записывают уравнение реакции, определяют степени окисления, записывают уравнения электронного баланса, определяют окислитель и восстановитель, делают вывод и записывают в тетради.
При возможности использования индивидуального режима ученики открывает ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0699f11-1c29-e9b9-8350-013b6eae472b/index.htm

5. Фосфор в природе, применение фосфора.

Учащимся предлагается прочесть текст учебника на с.124 ,отвечая на вопросы:
– В виде каких форм встречается фосфор в природе?
– Значение фосфора для живых организмов.
– Применение фосфора.

Демонстрируются горные породы и минералы из коллекции “Минералы и горные породы”:
сера, пирит, свинцовый блеск.

Слайд 13

Учащиеся отвечают на вопросы 
учителя, используя текст учебника
С. 124 и составляют схему

“Фишбоун” – связь физических свойств с применением.

6. Получение.

Учитель предлагает ознакомиться с методами получения фосфора просмотрев материалы ресурса.

 

 

Слайд 14

При возможности использования индивидуального режима ученик открывает ресурс и записывают в тетрадь уравнения реакций.

http://www.xenoid.ru/materials/himiya/uch_chem_neorgan06.php

7. Биологическое значение фосфора.

Учащимся предлагается прочесть текст учебника на с.124, посмотреть материал цифровых ресурсов и ответить на вопросы: чем является фосфор в живых организмах?

– Как строится АТФ?
– как происходит круговорот фосфора в природе?

Слайд 15

Учащиеся рассматривают видеоматериалы ЦОРов и отвечают на вопросы учителя

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08fae-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_28_05.jpg

Домашнее задание:

параграф 21, с. 125-126, упр. 7 (устно), упр. 2 (письменно).

Даются пояснения к выполнению домашнего задания.

Слайд 16 Индивидуальные задания:
Используя цифровые образовательные ресурсы, подготовить материал о влиянии соединений фосфора на живые организмы, составить “Синквейн” по фосфору –творческое задание
Подведение итогов урока.
Вопросы к учащимся класса:
– Что общего и различного в строении элементов VI группы главной подгруппы.
– Какой из элементов более металличен азот или фосфор, почему?
– Сравнить строение кристаллических решеток белого и красного фосфора. Какие свойства проявляет фосфор при взаимодействии с металлами и неметаллами?
Итог урока.

Дана оценка работы учащихся в группах, выставлены оценки по результатам самоконтроля, и оценена запись уравнений реакций в тетради с учетом записи уравнений электронного баланса. Учитель обратил внимание на то, что ряд соединений фосфора оказывают вредное влияние на живые организмы.

Информационные ресурсы.

Цифровые образовательные ресурсы:

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d23a3157-4d8f-4c69-8171-8b2e54fb11d8/index.html;
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0a22315c-8aad-c506-5565-cb501f201476/index.htm;
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db4e88f1-236a-47d0-d510-9c6b6bccb982/index.htm;
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eb57bd10-1d8e-47e1-cbea-9847870ff701/index.htm;
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ae2106a-e2cd-acdc-f40b-628a07e3819d/index.htm;
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f83beda5-449d-d3dc-442c-a474a89eeca6/index.htm;
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38b811a3-a97d-cb0b-504e-74c7b871a09e/index.htm.

Интернет ресурсы:

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d846848d-3d63-309e-222f-5;
  • http://www.xenoid.ru/materials/himiya/uch_chem_neorgan06.php;
  • 13234c3f3e3/00149185899376741/00149185899376741.htm;
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed08fae-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_28_05.jpg

Информация об апробации конкурсных материалов, оценка эффективности данного урока с применением ИКТ:

Этот урок был апробирован в 2012 году в 9-м классе. Применение средств ИКТ в учебном процессе дает возможность, и, позволяет работать, в различных направлениях: освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности, выработка предметных и надпредметных умений и навыков, проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, восстановление пробелов в знаниях, умениях и навыках, контроль и оценивание уровней знаний и умений.

Можно отметить следующие достоинства применения интерактивных заданий в процессе обучения: концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Позволяет сочетать устный лекционный материал с изображением иллюстраций, схем, видео и звуковой информации, что делает учебный процесс интересным, наглядным и убедительным. Дает возможность проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы.

ИКТ величайшее достижение современной технологии, становится учителю и ученику верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Однако, не хочется думать, что компьютер сможет полностью заменить педагога, который превращается в опытного “лоцмана” в мире разнообразной, а иногда и некорректной информации.