Мастер-класс "Путешествие в страну словарных слов"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


«В языке нашем можно найти лучшие качества других языков мира: великолепие испанского и живость французского, крепость немецкого и нежность итальянского».
М.В. Ломоносов

Цели:

  1. повторить и закрепить ранее изученные словарные слова;
  2. отработать умение определять правильность произношения и написания словарных слов;
  3. развивать монологическую речь учащихся, познавательный интерес;
  4. познакомить с творчеством В.И.Даля;
  5. прививать чувство любви и бережного отношения к природе;
  6. воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку.

Оборудование: Презентация, компьютер, мультимедийный проектор, набор карточек с цифрами 1-3 и буквами О – А, корзинки с разрезными словами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся в путешествие – В страну словарных слов. Слайд 1. Но отправляемся мы в путешествие не одни, вместе с нами поплывёт Незнайка. Дедушка Всевед попросил взять его с собой. Незнайка очень хочет, чтобы мы помогли ему попасть на остров, а по пути узнать, как можно больше словарных слов и научиться правильно их писать. Возьмём с собой Незнайку?

– Путешествие наше посвящено памяти великого русского писателя, этнографа, лингвиста – Владимира Ивановича Даля. Слайд 2.

– В.И.Даль является составителем «Толкового словаря живого великорусского языка» (в 4 томах; составлялся более 50 лет; содержал около 200 000 слов) и многих других книг. В этом году 22 ноября отмечается 210 годовщина со дня его рождения. Слайд 3.

II. Подготовка к путешествию.

Учитель: Ребята, вы готовы к путешествию?

– Только что незнайка шепнул мне на ушко, что он боится замёрзнуть в пути. Давайте поможем ему одеться теплее. Но что, же ему одеть? Давай – те подскажем ему.

Игра «Доскажи словечко»

  1. Ты надел совсем не то:
    Нужна не шуба, а … (пальто)

– Правильное ли пальто надел Незнайка или нет? Кто поможет Незнайке? Слайд 4

  1. Сапожник! Сапожник! Скорей помоги!
    Совсем прохудились мои… (сапоги)

– Кто поможет Незнайке одеть сапоги? Слайд 5.

III. Знакомство с картой путешествия.

Слайд 6.

– Чтобы не заблудиться в пути Дед Всевед подарил нам карту, которая и поможет нам попасть в Страну Словарных слов.

– Давайте внимательно рассмотрим карту! Мы поплывём через остров «Птичий», «Зверей – друзей», «Овощной» и на остров «Ягодный».

IV. Начало путешествия.

Учитель: Вот и корабль наш готов к пути. А вы готовы? Слайд 7.

V. Остров «Птичий».

Слайд 8.

Учитель: Вот приплыли мы к первому острову – это остров Птиц. Птицы очень пугливые. Кто знает как нужно вести себя в лесу? Можно ли пугать птиц? Давайте попробуем узнать птиц, которые живут на этом острове.

Игра «Шифровка»

  1. Слайд 9.
  2. Слайд 10.
  3. Слайд 11.

Учитель: Молодцы! Вы узнали всех птиц, что прятались от нас. Незнайка решил написать себе в словарик название этих птиц. Он уверен, что нужно писать букву А. Вы согласны с ним? Давайте ему поможем. Слайд 12.

– Молодцы! Нам пора прощаться с птицами и плыть дальше. Но отправляемся мы дальше не с пустыми руками, птицы отправляют с нами помощников, цифры 1, 2, 3. Они помогут нам дальше.

VI. Остров «Зверей-друзей».

Слайд 13.

Учитель: Ребята, смотрите, кто встречает нас на острове наших друзей зверей!

– Незнайка решил пополнить свой словарик новыми словами, названиями зверей, которых он встретил на острове, но не знает, как их правильно написать. Давайте поможем ему. А нам помогут цифры, которые с нами отправили птицы.

Игра «Помоги Незнайке»

1. Незнайка написал:

  1. Мидведь.
  2. Медведь.
  3. Медветь.

– Какое слово он написал правильно? Молодцы, под цифрой 2. Слайд 14

2. Незнайка написал:

  1. Заиц.
  2. Заец.
  3. Заяц.

– Какое слово он написал правильно? Молодцы, под цифрой 3. Слайд 15.

Учитель: Молодцы! Нам пора прощаться со зверями и плыть дальше. Но отправляемся мы дальше не с пустыми руками, звери отправляют с нами помощников, буквы О – А. Они помогут нам дальше.

VII. Остров «Овощной».

Слайд 16.

Учитель: Посмотрите, ребята, на какой красивый остров мы попали. Но что-то не видно нашего Незнайки. А вот и он, что же он нашел? Яблоню. Кажется, он проголодался. Не пора ли и нам подкрепиться? Слайд 17.

Физминутка «Яблоко»

У дороги яблоня стоит,
А на ветке яблоко висит.
Сильно ветку я потряс.
Вот и яблоко у нас.
В сладко яблоко вопьюсь.
Ах, какой приятный вкус.

Учитель: Ребята, а какую букву мы сейчас показывали, когда ели яблоко. Правильно, букву О. А сколько букв О в слове ЯБЛОКО. Давайте поможем Незнайке правильно записать это слово в словарик.

– Молодцы! В этом слове две буквы О. Слайд 18.

Учитель: Путешествуя по острову, Незнайка увидел много овощей, но не знает, какую букву в их названии писать, О или А. Поможем ему? Возьмём наших помощников, которых нам подарили птицы.

Игра «О или А»

  1. В слове П…мидор – буква О
    В слове К…ртофель – буква А Слайд 19.
  2. В слове К…пуста – буква А
    В слове Г…рох – буква О Слайд 20.

Учитель: Какие молодцы, как хорошо вы помогли Незнайке. Но нам пора прощаться с овощами и плыть дальше.

VIII. Остров «Ягодный».

Слайд 21.

Учитель: Мы с вами на Ягодном острове. Наш Незнайка очень устал. Он просит нас самих собрать ягодки, которые мы найдём на этом острове, и даёт нам корзинки.

Игра «Собери слово»

  1. Корзинка ЗЕМ…ЛЯ…НИ…КА
  2. Корзинка АР…БУЗ
  3. Корзинка МА…ЛИ…НА

Учитель: Какие ягоды вы собрали. Молодцы! Незнайка в словарик добавил три новых слова. Слайд 22.

IX. Итог.

Слайд 23

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы помогли Незнайке попасть на остров Словарных слов. Помогли узнать много новых слов. Давайте вспомним, какие слова записал к себе в словарик Незнайка.

– Молодцы! Все хорошо потрудились, и Незнайка дарит всем на память свой словарик, чтобы и вы никогда не забывали эти слова.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3