Физические величины. Измерение физических величин

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Класс: 7

Цель урока: изучение первых физических величин и основ работы с измерительными приборами.

Задачи урока. Познакомить с различными единицами измерения, сформировать начальные представление об интернациональной системе единиц. Обеспечить усвоение новых понятий и навыков. Развивать умение составлять самостоятельные суждения и выводы. Создать условия для применения и закрепления полученных знаний на практике. Развивать интерес к окружающему миру. Воспитывать уважительное отношение к русской культуре.

Оборудование: ПК+ проектор (презентация)

План урока

  1. Организационный момент (0,5 мин)
  2. Изучение нового материала (30 мин)
  3. Закрепление и применение полученных знаний (12,5 мин)
  4. Инструктаж по выполнению домашнего задания (2мин)

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны быть: учебник по физике, дневник, тетрадь, письменные принадлежности.

II. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о физических величинах. Запишите тему урока. (Слайд 1).

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Д.И. Менделеева, великого русского ученого, «наука начинается там, где начинаются измерения». Поэтому мы с гордостью можем утверждать, что сегодня вплотную займемся наукой. Познакомимся с основными физическими величинами и измерениями этих величин, затронем историческую сторону этого вопроса. А начнем с видео фрагмента. Посмотрите на экран (Слайд 2)

Ребята в конце урока вы должны будете ответить на вопрос- прав ли был удав, когда сказал, что в попугаях он гораздо длиннее?

Итак, давайте обсудим увиденное. Скажите, что происходило в мультфильме.

Ученик: в мультфильме герои измеряли длину удава.

Учитель: что герои делали, для того, что бы измерить длину удава?

Ученик: для того, что бы узнать длину удава герои по очереди сравнивали длину своего тела с длиной тела удава.

Учитель: Верно. Операция СРАВНЕНИЯ в измерении ключевая. Посмотрите на определение измерения. (Слайд 3)

Измерить какую-нибудь величину- это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу. Запишем это определение в тетрадь.

Учитель: как вы понимаете слова сравнить с однородной величиной?

Ученик: сравнить с однородной величиной значит сравнить длину с длиной, массу одного тела с массой другого тела и т.п.

Учитель: верно. Никому ведь не придет в голову сравнивать длину тетради с яркостью лампы или температуру больного со скоростью самолета! Сравнивать можно только однородные величины: длину с длиной, температуру с температурой и так далее.

Только сначала надо условиться, что принять за эталон. По-французски эталон образцовая мера, образец для сравнения.

Обратимся к истории этого вопроса. В древней Руси длину сравнивали с Аршином (Слайд 4) Взгляните на экран.

О существовании этого образца для сравнения свидетельствуют русские-народные поговорки. «Каждый купец на свой аршин меряет.

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить… (К. Прутков)»

А, так-же сравнивали длину с косой и маховой саженью. (Слайд 5) В русской былине об Илье Муромце написано «…Вырос богатырь большим, здоровенным даже: голова у него с аршин, в плечах косая сажень!...» (Слайд6)

Кроме этого были такие мерила как: ярд, локоть и пядь. (Слайд 7)

Ребята, а как вы считаете, одинаковы ли были такие образцы для сравнения, такие эталоны? Можно ли их было считать «хорошими» эталонами?

Ученик: такими образцы для сравнения у каждого человека были свои, потому что все люди разные, у одного пальцы длинные у другого короткие, поэтому измерения были не точными.

Учитель: Ведь не зря говорили «Каждый купец на свой аршин меряет». И кроме того, в каждой стране были свои измерения. Вот, например, посмотрите, какими единицами измерения пользовались и пользуются до сих пор в других странах (Слайд 8)

Представьте себе как сложно людям из разных стран понять, о какой длине идет речь, если один привык измерять ее в локтях, а другой ему называет ее в лье или милях. Не говоря уж о том, что есть и такие единицы (фут, например), которые используются в разных странах, а различаются в десятки раз.

Именно поэтому в 1960г во Франции на XI Генеральной конференции по мерам и весам была утверждена и принята 18 странами международная система единиц СИ (система интернациональная) (Слайд 9)

Говоря на языке международной системы единиц вас поймут во всем мире и в США, и в Бельгии, и в Китае.

В этой системе единиц длина измеряется в метрах, время в секундах, а масса в килограммах.

Возникает вопрос, а что считать 1 метром? Так 1 метром считают длину металлического бруска, который хранится в бюро мер и весов в г Севр близ Парижа, а копии этого бруска переданы в те страны, которые пользуются метрической системой единиц. (Слайд 10) В России эталон 1 метра хранится в главной палате мер и весов, которая находится в Санкт-Петербурге.

Аналогичным образом поступили и с эталоном массы -1 килограммом считают массу цилиндра, который хранится в бюро мер и весов в г Севр близ Парижа, а копии этого бруска переданы в те страны, которые пользуются метрической системой единиц (Слайд 11) В России эталон 1 килограмма хранится в главной палате мер и весов.

Учитель: на уроках физики мы будем с вами измерять величины в системе СИ. Часто при выполнении измерений мы сталкиваемся с очень большими величинами, например, расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 000 м. Или с очень маленькими величинами, например, толщина волоса 0,000008 м. Записывать величины с таким количеством нулей не удобно, поэтому были введены десятичные приставки.(Слайд 12)

Запишем самые распространенные приставки (Слайд 13)

Мега- м- 1 000 000

Кило- к- 1 000

Гекто-г- 100

Деци-д-0,1

Санти-с-0,01

Милли-м-0,001

III. Закрепление и применение полученных знаний

Теперь потренируемся применять десятичные приставки.

На экране первое задание. (Слайд14) напишите сокращенно название единицы измерения с приставкой. Пользуйтесь примером и подсказкой.

километр-км

миллиграмм-мг

сантиметр-см

гектосекунда-гс

миллисекунда-мс

мегаметр-Мм

килограмм-кг

сантисекунда-сс

(учащиеся выполняют задание. Первые 3 ученика, верно выполнившие задание получают отметку отлично)

Учитель: Проверьте себя.(Слайд 14)

Теперь обратная задача (Слайд 15) Назовите единицу измерения с приставкой, которая сокращена следующим образом.

кс- килосекунда

мм-миллиметр

сг-сантиграмм

гс-гектосекунда

дм-дециметр

Мс-мегасекунда

кг-килограмм

сг-сантиграмм

(учащиеся выполняют задание устно.)

Учитель: Проверьте себя.(Слайд 15)

Учитель: Осталось самое сложное. Научимся выражать единицы измерения из приставочных в безприставочные. (Слайд 16) Пользуйтесь примером и подсказкой.

(учащиеся выполняют задание. Первые 3 ученика, верно выполнившие задание получают отметку отлично)

Учитель:проверьте себя (Слайд 17)

Итак, мы познакомились с системой единиц, которая принята во всем мире. Теперь разберемся с тем как осуществить измерение. Мы уже знаем, что чтобы измерить величину, будь то длина, время или масса нужно сравнить ее с эталоном. С эталоном сверяют все измерительные приборы.

Посмотрите на экране изображены измерительные приборы (Слайд 18) Что объединяет все измерительные приборы?

Ученик: у всех измерительных приборов есть шкала.

Учитель: верно. Запишем: измерительные приборы имеют шкалу.

На шкале мы видим штрихи и числа, стоящие рядом со штрихами. Промежуток между ближайшими штрихами называют делением. Посмотрите, на шкале есть оцифрованные и не оцифрованные деления.

Теперь определим, что показывает прибор? (Слайд 19)

Посмотрите на измерительный цилиндр.

Ученик: измерительный цилиндр показывает 100 см3.

Учитель: верно. А теперь, посмотрите на термометр и другой измерительный цилиндр. Что показывают они? Согласитесь, так же быстро ответить, как в первом случае, не получается. Прибор показывает на не оцифрованный штрих. Для того, что бы определить показания прибора нужно знать чему равно самое маленькое деление т.е. определить цену деления. (Слайд20)

Для того, что бы определить цену деления нужно:

  1. Выбрать два ближайших оцифрованных штриха;
  2. Из большего вычесть меньшее;
  3. Определить количество делений между штрихами;
  4. Разделить, полученную разницу, на число делений
  5. Полученное число- цена деления.

(ученики вместе с учителем определяют цену деления измерительного цилиндра)

Учитель: теперь попробуйте самостоятельно определить цену деления термометра .и другого измерительного цилиндра (Слайд 21)

Учитель: Молодцы. Ребята, скажите, что вы сегодня узнали нового?

Сегодня мы с вами научились измерять физические величины, узнали, что существует система единиц принятая во всем мире, выяснили, что все измерительные приборы оснащены шкалой, а чтобы пользоваться прибором необходимо знать цену деления его шкалы. А так же научились осуществлять перевод единиц измерения из одних в другие.

Скажите, что больше 4кс или 4000с, 2кг или 2000г, 300см или 3м

В самом начале урока вы смотрели видео фрагмент- мультфильм про удава. Теперь вы точно, можете ответить на вопрос- прав ли был удав, когда сказал, что его рост в попугаях длиннее?

Ученик: нет, удав был не прав. Его рост одинаков во всех случаях, просто его измеряли в разных единицах.

IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания

(Слайд 22)

-§4 стр. 7 читать;

-Упр. 1 стр.10 письменно.

На дополнительную отметку:

-Выразите массу фунтика в системе СИ.

-Определите рост конька-горбунка и длину его ушей в СИ.