Элективный курс "От слова к образу"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка.

В концепции, одобренной распоряжением Правительства РФ в мае 2003 года, определены приоритетные направления действий на рынке труда в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда. Это, прежде всего, разработка прогноза потребности в специалистах, а также развитие профессиональной ориентации школьников. Министр В. М. Филиппов определил в своем докладе новые стандарты образования. Он отметил, что старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека.

Учителю литературы следует уделять особое внимание развитию образного мышления школьника, обучению вдумчивому чтению произведений, обращая внимание на те приемы, которыми пользуются авторы, чтобы язык не только передавал информацию, но и воздействовал на чувства читателя, на воображение и память.

Художественная литература – это письменная форма искусства слова. Слово как структурная единица языка может быть образным. В художественной литературе словесные образы создаются и отдельным словом, и сочетанием слов. Это может быть строфа или абзац, глава, даже целое произведение.

Образность – одна из сторон художественного текста, которая создается за счет взаимодействия языковых единиц различных уровней (звуковых, лексических, морфологических, синтаксических), реализованных в тексте. Язык обладает своим

набором образных средств, т. е. средств, с помощью которых говорящий может передать образное представление, “воссоздать кусочек действительности”, выразить отношение к описываемому. Образные средства языка активно используются в разговорной речи, в публицистике, частично в научной речи (например, в такой ее разновидности, как лекция, доклад), но образность художественного текста отличается индивидуальностью. Эстетическое воздействие словесного образа заключается в необычности, нестандартности употребления слова в художественном тексте, благодаря чему возникает новое осмысление изображаемого. Функции обыденных слов резко изменяются в языке художественной литературы; когда они переносятся в непривычную, новую стилистическую среду, их экспрессивно – изобразительный вес неизмеримо возрастает.

Элективный курс “От слова к образу” был создан с целью обучения школьников выявлению приемов, средств создания индивидуальной образности художественного текста, которая в свою очередь ведет к развитию нестандартного мышления школьника, его интеллектуальному и творческому развитию.

Задачи данного курса:

  1. Развивать представления учеников о специфике литературы в ряду других искусств, культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образного аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся.
  2. Способствовать освоению текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий.
  3. Совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний; поиска, систематизации и использования необходимой информации.
  4. Оказать помощь учащимся к Единому государственному экзамену по русскому языку и литературе, призванному обеспечить условия как для объективной подготовки выпускников, так и для дифференциации их степени готовности для поступления в высшие и средние учебные заведения.

По окончании курса учащийся должен уметь:

  1. Определять жанрово-родовую специфику литературного произведения.
  2. Выявлять языковые средства художественной образности и определять из роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  3. Самостоятельно искать ответ на проблемный вопрос, комментировать художественный текст.

Данные виды деятельности включены в Стандарт профильного уровня литературного образования, тем самым обеспечивая подготовку выпускников к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение филологических дисциплин, теории литературы.

Методы и формы работы определяются задачей курса и его содержанием: определение лингвистических понятий, медленное чтение художественных произведений, проникание в особенности языка каждого автора, анализ изобразительно – выразительных средств русской речи, сочинение собственных сочинений разных жанров, анализ творческих работ учащихся, устранение недочетов в них, аналитическая беседа, работа со словарем.

Направленность ученика на осознание способов изучения литературы, движения от художественного образа к понятию и от понятия к образу является одним из направлений активизации его деятельности, формированию его духовного мира, гражданских и нравственных чувств.

По окончании курса ученик защищает научно-исследовательскую работу по анализу образных средств в одном из произведений писателей ХІХ века.

Данная программа является компилятивной. Составлена в соответствии в примерными программами профильного и предпрофильного обучения.

Элективный курс “От слова к образу” можно использовать и в 9-ых классах общеобразовательной и профильной школы, так как программа 9-ого класса это допускает.

Содержание программы 10 класс (35 часов) Введение (1 час)

Понятие художественной литературы как письменной формы искусства слова. Знакомство с понятиями стиля, языка художественного произведения. Слово в языке художественной литературы. Образность художественного текста.

Модуль 1. Образные средства языка и конкретные средства создания образности (15 часов).

Многозначность (полисемия) слова в художественном тексте: метафора, метонимия, синекдоха как средства создания образности речи. Нахождение данных языковых элементов текста в произведениях В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина.

Омонимы в каламбурах. Омофония и омофоны.

Синонимы и антонимы в контексте. Их стилистическая роль. Нахождение данных языковых элементов текста в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Имена собственные (ономастика) в художественном тексте. Антропонимы в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать? ”

Имена собственные в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Устаревшая лексика (архаизмы и историзмы), неологизмы. Окказионализмы. Их стилистическая роль. Понятие стилизации. Наблюдение за созданием колорита эпохи с помощью этих слов в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого.

Историзмы и архаизмы как источники сатиры и юмора в сочетании с разговорной речью.

Фразеологические обороты. Идиомы. Крылатые выражения.

Диалектная и профессиональная лексика как средство создания речевой характеристики героев, изображения быта, а также средства особой выразительности для воссоздания местного колорита в произведениях Н. С. Лескова.

Модуль 2. Основные типы образных слов (20 часов).

Понятие образного слова с точки зрения лингвистики. Типы образных слов.

Производные слова с ощутимой внутренней формой. Гиперболичность выражаемого признака в произведения Л. Н. Толстого.

Слова, мотивированные звукоподражанием. Нахождение

данных языковых элементов в произведениях Н. В. Гоголя.

Специальные образные средства языка художественной литературы – тропы. Эпитет. Сравнение.

Сложные тропы: метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, художественный символ, синекдоха, гипербола и литота.

Стилистические фигуры: антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, умолчание, риторический вопрос.

Индивидуальная специфика образного строя слова в художественной речи.

Учебно-тематический план.

№ п/п план факт Тема Количе-ство часов
1     Введение.

Понятие художественной литературы как письменной формы искусства слова. Знакомство с понятиями стиля, языка художественного произведения. Слово в языке художественной литературы. Образность художественного текста (Приложение 1).

1 ч.
2–3  

 

 

 

 

 

Образные средства языка и конкретные средства создания образности (7 часов)

Многозначность (полисемия) слова в художественном тексте: метафора, метонимия, синекдоха как средства создания образности речи. Нахождение данных языковых элементов текста в произведениях В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина (Приложение 2-3).

14 ч.

 

2 ч.

4–5     Омонимы в каламбурах. Омофония и омофоны (Приложение 4-5). 2 ч.
6–7     Синонимы и антонимы в контексте. Их стилистическая роль. Нахождение данных языковых элементов текста в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова (Приложение 6-7). 2 ч.
8–9     Имена собственные (ономастика) в художественном тексте.

Антропонимы в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать? ”

Имена собственные в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя (Приложение 8-9).

2 ч.
10-11  

 

 

 

Устаревшая лексика (архаизмы и историзмы), неологизмы. Окказионализмы. Их стилистическая роль. Понятие стилизации. Наблюдение за созданием колорита эпохи с помощью этих слов в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого.

Историзмы и архаизмы как источники сатиры и юмора в сочетании с разговорной речью (Приложение 10-11).

2 ч.
12-13     Фразеологические обороты. Идиомы. Крылатые выражения. (Приложение 12-13). 2 ч.
14-15     Диалектная и профессиональная лексика как средство создания речевой характеристики героев, изображения быта, а также средства особой выразительности для воссоздания местного колорита в произведениях Н. С. Лескова (Приложение 14-15). 2 ч.
 

16-17

 

 

 

 

 

Основные типы образных слов.

Понятие образного слова с точки зрения лингвистики. Типы образных слов (Приложение 16-17).

20 ч.

 

2 ч.

18-19     Производные слова с ощутимой внутренней формой. Гиперболичность выражаемого признака в произведениях Л. Н. Толстого (Приложение 18-19). 2 ч.
20-21     Слова, мотивированные звукоподражанием. Нахождение

данных языковых элементов в произведениях Н. В. Гоголя (Приложение 20-21).

2 ч.
22-25     Специальные образные средства языка художественной литературы – тропы. Эпитет. Сравнение (Приложение 22-25). 4 ч.
26-30     Сложные тропы: метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, художественный символ, синекдоха, гипербола и литота (Приложение 26-30). 5 ч.
31-34     Стилистические фигуры: антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, умолчание, риторический вопрос (Приложение 31-34). 4 ч.
35     Индивидуальная специфика образного строя слова в художественной речи. 1 ч.

Литература для учащихся.

  1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2004 г.
  2. Калганова Т. Стилистика. Рабочие тетради. 10 класс.– М.: Издательство гимназии “Открытый мир”, 1995 г.

Литература для учителя.

  1. Самойлова Е. А. Единый государственный экзамен: Литература: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2005 г.
  2. Фантисова О. А. Олимпиадные задания по литературе. 10 класс. – Волгоград: Учитель, 2005 г.
  3. Голуб И. В. Стилистика русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 1999 г.
  4. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. – М.: Московский лицей, 2004 г.
  5. Педчак Е. П. Литература: Устный и письменный экзамены. Серия “Единый госэкзамен”. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 2002 г.
  6. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999 г.
  7. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2002 г.
  8. Голубков В. В. Мастерство Чехова. – М.: Учпедгиз, 1958 г.
  9. Брысина В. М. В поисках нужного слова. – Благовещенск, 1972 г.
  10. Анненкова Е. И., Румянцева Э. М. и др. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987 г.

К программе прилагаются конспекты уроков (Приложения 1–34) и календарно-тематическое планирование уроков (Приложение 35).