Литературное чтение. Обобщение по разделу "Делу – время, потехе – час". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений.

Цели урока:

  1. организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме “Делу – время, потехе – час”; формировать умение анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль, находить в тексте выразительные средства; побуждать учащихся к овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения;
  2. создать условия для развития аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счет разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
  3. способствовать формированию эстетического вкуса учащихся через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни; воспитывать чувство уважения к товарищам.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. На уроке создаются условия для обогащения словаря обучающихся, используется наглядный материал. Используется презентация в формате PPT. Смена слайдов и эффектов анимации происходит на уроке только по щелчку мыши.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные); здоровьесберегающие; развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используется на данном уроке прием этой технологии (синквейн).

Ученики: дети 9–10 лет.

Место проведения: классный кабинет.

Продолжительность: 40–45 минут.

Правила:

  • В игре принимают участие 3 группы.
  • Дети выбирают тему и номер вопроса. Номер вопроса соответствует количеству баллов, которые получит группа в случае правильного ответа.
  • Побеждает группа, набравшая наибольшее количество баллов.

Оборудование:

  • Портреты писателей: В.В. Голявкина, В.Ю. Драгунского и Е.Л. Шварца.
  • Выставка книг писателей.
  • Мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Структура урока.

1. Организационный момент.

а) Сообщение темы урока.
в) Речевая разминка.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала.

Обсуждение названия раздела.
Работа над пословицами и поговорками.

4. Обобщение и систематизация знаний и умений.

5. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия. Синквейн.

6.. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Сообщение темы урока.

Классные часы бьют 8 часов утра – начало первого урока.

Учитель:

– Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. На каждом уроке мы чувствуем, что самое дорогое для ученика и учителя…правильно, время! Не будем терять ни минуты. Вы получили домашнее задание познакомиться с произведением В. Голявкина “Никакой горчицы я не ел”. Урок литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе “Делу – время, потехе – час”. Проверим, насколько вы были внимательны, что вы узнали из этого раздела. В конце урока подведем итог, кто же внимательнее всех читал произведения, кто лучше знает материал.

б) Речевая разминка.

  • Дыхание (короткий вдох – выдох длиннее).

Лучше упражнения выполнять в парах:
“Одуванчик” (сильный выдох)
“Надуй шарик” (быстро)
“Задуй свечки на торте” (длинный выдох).

  • Дикция.

Произнести несколько скороговорок.
Например: “Шла Саша по шоссе…”, “Ехал грека…”

  • Выразительная речь.

Произнести фразу: “Я люблю читать сказки”, меняя темп, тон, громкость, ставя логические ударения на разных словах.

2. Проверка домашнего задания – чтение по ролям.

Встреча с шофером – с. 29.
Разговор с дворником – с. 30–31.
Найдите строчки, в которых говорится о том, как кондуктор догадалась, что мальчик не пошел в школу. С. 32.

3. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала.

Обсуждение названия раздела “Делу – время, потехе – час”.

Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название? Например?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.

(Работа в группах. На размышление дается 2 минуты.)

Работа над пословицами и поговорками.

Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?

Поздно поднялся – День потерял,
В молодости не учился – Жизнь потерял.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Не тот грамотен, кто читать умеет, А тот, кто слушает и разумеет.

(Работа в группах. На размышление дается 2 минуты.)

4. Обобщение и систематизация знаний и умений.

1). Повторение. “Узнайте произведение”.

Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения. Вам нужно определить их только по одной фразе.

“Попробуй в классе запой – сразу выгонят”. (В.В. Голявкин. “Никакой я горчицы не ел”.) Найдите этот отрывок – задание 1-й группе.

“Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное”. (В.Ю. Драгунский. “Что любит Мишка”.) – зачитать – задание 2-й группе.

“Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу”. (Е.Л. Шварц. “Сказка о потерянном времени”.) – задание 3-й группе.

“Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить”. (В.Ю. Драгунский. “Главные реки”.) – задание все группам (кто быстрее).

2). Работа по учебнику. Составление рассказа о творчестве В.Ю. Драгунского (вопрос 4., с. 35).

(Работа в группах. На размышление дается 2 минуты.)

Какие рассказы писателя вы читали? Какой из них вам запомнился особенно? Почему?
Кто является главными героями его произведений?
Что вы можете сказать о Дениске? Какой он? Как поступки героя помогают понять
его характер? Почему мальчик поступает таким образом?

3). Можно ли назвать произведения Драгунского “Главные реки” юмористическими? Объясните.

Зачем он создавал свои рассказы? Что хотел сказать вам, читателям?
Можно ли назвать рассказ Голявкина смешным, веселым? Объясните.
Почему мальчику было скучно в солнечный весенний день? Что бы вы посоветовали ему сделать, чтобы он не чувствовал себя одиноким?

4). Выберите черты характера, которые помогают добиться цели:

– целеустремленность, 
– самостоятельность, 
– внушаемость,
– настойчивость, 
– настырность,
– дисциплинированность,
– смелость,
– сила воли. 

5). Своя игра. Презентация.

5. Итог урока. Рефлексия.

Мне на уроке было…
Я понял (а) …
Особенно мне понравилось…
Мне было трудно (легко)…
Теперь я знаю (умею)…

Синквейн:

1-я группа – время.
2-я группа – дело.
3-я группа – потеха.

6. Домашнее задание: Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел “Делу время – потехе час”. Начните со слов: “Однажды я...”

Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.

29.12.2012