Внеклассное мероприятие по математике "Считай, смекай, отгадывай!" Заседание КВМ

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


♫ “Девчонки и мальчишки”. (Построение по командам.)

Учитель.

Уважаемые гости, дорогие ребята!
Сегодня у нас соревнование в остроумии и знании.
Чтобы этот праздник Вам по душе пришелся всем, нужно иметь знания прочные
И быть веселым и находчивым!

Перекличка.

Девочки. А вы знаете, что К?

Мальчики. А вы знаете, что В?

Девочки. А вы знаете, что М?

Мальчики. Что у нас сегодня в классе

Все. Заседание КВМ!

Учитель. КВМ?

Все. Да, КВМ – Клуб Веселых Математиков!

Капитан девочек. Заседание для чего?

Капитан мальчиков. Заседание для кого?

Все. Чтоб не осталось в стороне никого, никого!

Капитан девочек. Пусть не решить нам всех задач,

Капитан мальчиков. Не открыть теорем.

Все. Но всем нам хочется удач и успехов без проблем!

Капитаны. Заседание КВМ устроим,

Все. Лень, тоску и скуку мы прогоним!

Представление команд.

Учитель. Вас приветствует команда…

Команда “БАМ”. Б А М !

Капитан к. “БАМ”. Наш девиз:

Команда “БАМ”. Будем активно мыслить!

Учитель. Капитан команды – …

Учитель. Вас приветствует команда …

Команда “ПУПС”. П У П С !

Капитан к. “ПУПС”. Наш девиз:

Команда “ПУПС”. Пусть ум победит силу!

Учитель. Капитан команды – …

Представление жюри.

Учитель. Нашу игру оценивает жюри в следующем составе: … Председатель жюри – …

Учитель. Наша игра посвящается науке, которую издавна люди называют царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Знаменитый восточный поэт Омар Хайям говорил: “Чтобы быть поэтом, нужно знать математику и философию”.

Математика имеет такие важные разделы, как:

Арифметика (наука о числах, свойствах чисел и действиях над ними),
Геометрия (изучает геометрические фигуры и их свойства),
Алгебра (изучает различные виды уравнений и способы их решения).

Овладеть искусством решения задач, примеров, уравнений, заданий повышенной трудности не просто. О том, каким увлекательным является поединок с математическими тайнами, и как почетна победа в нем, замечательно написал английский поэт Уордсфорд:

Ученик. Не нужно нам владеть мечом, не ищем славы громкой.

Тот побеждает, кто знаком с искусством мыслить тонким.

Учитель. Научиться этому искусству может каждый – надо только захотеть!

Жюри. Пусть будет радостной игра. В таком соревновании дружбы суть.

Мы начинаем КВМ наш и говорим вам: “В добрый путь!”

♫ Сигнал трубы.

Учитель. Команды приветствуют друг друга. Слово предоставляется команде “ПУПС”!

Команда “ПУПС”. Мы – веселые девчата и не любим мы скучать.

(девочки) С удовольствием, ребята, будем с вами в КВМ играть!

Капитан к. “ПУПС”. Мы отвечаем дружно, и здесь сомнений нет:

Команда “ПУПС”. Сегодня будет дружба владычицей побед!

♫ (на мотив песни “Октябрята”).

Мы – веселые девчата, называемся “ПУПСята”.
Мы не любим лишних слов. К КВМ всегда готов! 2 р.

Капитан к. “ПУПС”. Давайте, ребята, точно считать.

Команда “ПУПС”. Делить, умножать, прибавлять, вычитать. (По строчке участники команды.)

Вся команда “ПУПС”. Запомните, “БАМ”, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа!

Учитель. Слово для приветствия предоставляется команде …

Команда “БАМ”. “БАМ!”

Мы понимаем, друзья, что без математики прожить нельзя!
Нам не сложить, не сосчитать, и не умножить, не отнять!

Капитан к. “БАМ”. И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование!

Команда “БАМ”. Успех решает не судьба, а только наши знания!

♫ (на мотив песни “Орленок”).

Смелей, математик, взлети над трибуной, жюри с высоты огляди.
Мы нашей команде победу добудем, оставим других позади. 2 р.

Команда “БАМ”. Команда “ПУПС”, соревнуясь с вами, мы останемся друзьями!

Капитан к. “БАМ”. Так пусть борьба кипит сильней

Команда “БАМ”. И наша дружба вместе с ней!

Учитель. Внимание! Внимание! Начинаем состязание умных и смекалистых, находчивых и умелых!

Вы можете показать нам ваши знания, способности, эрудицию, активность.

За каждый правильный ответ команда получает карточку со знаком . Эти карточки со знаками жюри будет класть в копилку каждой команды.

Первые баллы команды заработали за эмблемы и приветствия.

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА.

1-й конкурс. “Дважды два”.

1-й ученик. Таблица умножения достойна уважения.

Она всегда во всем права, чтоб ни случилось в мире, –
А все же будет дважды два, по – прежнему, – четыре!

2-й ученик. Дважды два – нехитрая наука, а ведь всем наукам голова!

Все – то в жизни, вот какая штука, начиналось с этих “дважды два”.

♫ “Дважды два”.

Учитель. Как называется результат действия умножения?

Учащиеся. Произведение.

Учитель. Расположите карточки так, чтобы произведения в команде “БАМ” возрастали

<Приложение 1.>

Учитель. В команде “ПУПС” произведения чтобы убывали.

<Приложение 2.>

Проверка. Выполнив задание, участники команд выстраиваются с карточками у доски.

Учитель. Прочитайте получившиеся слова.

Команда “БАМ”. Успех.

Команда“ПУПС”. Удача.

Учитель. Желаем командам успехов и удачи в дальнейших конкурсах.

2-й конкурс “Разминка”.

Учитель. Решая задачи на уроках математики, вы убедились, что существует много видов задач.

Нужно верно выбрать арифметические действия, а также овладеть мастерством выполнения всех

4-х действий: сложения, вычитания, умножения и деления.

Команде “ПУПС”. Задача 1.

Туловище японского гигантского краба достигает 60 см, а есть крабы – горошины с размером тела 2 см. Во сколько раз туловище краба – гиганта больше краба – горошины?

Команде “БАМ”. Задача 2.

Длина кита 33м, а длина акулы 14м. На сколько метров акула короче кита?

3-й конкурс “Острый глаз”.

Учитель. Чтобы правильно решать задачи, примеры, получать оценки “4” и “5”, нужно быть очень внимательным на уроке. Проверим, какие вы внимательные.

В течение 30 секунд вы смотрите на плакат, потом я убираю его и задаю вам вопросы.

<Приложение 3.>

  1. В какой геометрической фигуре заключено число 3?
  2. Какой цвет использовали, чтобы начертить квадрат?
  3. Какое число заключено в прямоугольнике?
  4. Какой цвет использовали, чтобы начертить треугольник?
  5. В каком порядке записаны числа?
  6. В каком порядке были представлены геометрические фигуры?

Учитель. Хорошая память – залог многих достижений и результатов в учебе, в общении. Тренируйте память, внимание. Вам будет легче учиться.

Музыкальная пауза. ♫ “ Математические частушки”.

1. У меня четыре шали, пятая пуховая. Не одна я боевая –
Все. Все мы здесь бедовые!

2. Математику мы учим, дружно все считаем.
Только где вопрос в задаче – до сих пор не знаем.

3. “Блендамед” и даже жвачки укрепляют зубы нам.
Почему ж тогда задачки кой – кому “не по зубам”?

4. Мы решаем уравненья, кто быстрей и кто вперед.
Уравненья – то какие – сам профессор не поймет!

5. Мы таблицы умноженья взяли да попрятали. Дайте нам для ускоренья микрокалькуляторы!

6. Геометрия – предмет для детей опасный! Треугольники и циркуль колются ужасно!

7. И в работе, и в науке голова нужны и руки. Чтоб рукам трудиться дружно, головой работать нужно!

8. Все. Мы всегда везде такие – утром, вечером и днем, потому что мы частушки развеселые поем!

4-й конкурс “Задачи – шутки”.

Учитель. Чтобы правильно ответить на вопрос следующих задач, надо проявить находчивость, смекалку, сообразительность.

Задачи команде “БАМ”.

1. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки?
2. Тройка лошадей пробежала 15 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

Задачи команде “ПУПС”.

1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг.
Сколько будет весить курица, если она встанет на 2 ноги?
2. На столе было 4 яблока. Одно разрезали пополам. Сколько стало яблок?

5-й конкурс “Математические цепочки”.

Учитель. Каждая команда слушает вопрос, ответ на который можно найти на математической цепочке.

К цепочке даны 3 ответа, один из них – верный. Как узнать – какой?

Для этого надо выполнить математические вычисления.

В окошках – числа, сверху – знаки математических действий. Свой выбор надо доказать.

Команде “БАМ”. Какой зверь самый чистоплотный?

<Приложение 4.>

Команде “ПУПС”. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идет речь?

<Приложение 5.>

6-й конкурс. “Логические задачи”.

Учитель. Логические задачи требуют внимательной работы с текстом задачи.

Команде “ПУПС”.

В стакан, кружку и чашку налили молоко, простоквашу и кефир. В чашке не кефир и не простокваша. Что куда налили?

Команде “БАМ”.

В соревновании по бегу Антон, Володя и Сережа заняли 3 места. Какое место занял каждый из них, если Володя занял не II и не III, а Сережа – не III?

7-й конкурс “Арифметические ребусы”.

Учитель. Используя все известные вам арифметические действия и скобки, составьте равенства.

Команде “БАМ”. 5 5 5 5 = 7
Команде “ПУПС” 5 5 5 5 = 30

8-й конкурс “Нумерация”.

Команде “ПУПС”. Сколько получится, если из наименьшего четырехзначного числа вычесть наибольшее двузначное число и затем вычесть наименьшее однозначное?

Команде “БАМ”. Сколько получится, если сложить числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное и наименьшее четырехзначное число?

Театральная пауза. Сценка “Геометрический съезд”.

Учитель. В переводе с греческого – слово “геометрия” означает “землемерие”. (“Гео” – “земля”, “метрио” – мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, строительстве зданий и других сооружений. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей.

В дальнейшем геометрия сформировалась как самостоятельная наука, в которой изучаются геометрические фигуры и их свойства.

А. С. Пушкин говорил: “Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии”.

Начинаем конкурсы из рубрики: “Геометрия вокруг нас”.

Учитель. Посмотрим, насколько вы были внимательны во время выступления участников “Геометрического съезда”.

9-й конкурс “Узнай меня”.

Учитель. По описанию вы должны узнать фигуру.

Команде “ПУПС”.

1. У этой фигуры все стороны равны, каждый угол – прямой.
2. Эта фигура часть плоскости заключает в круг, является границей круга.

Команде “БАМ”.

1. У этой фигуры противоположные стороны равны.
2. Эта фигура может быть прямой, тупой, острой.

10-й конкурс “Палочки – выручалочки”.

Команде “БАМ”.

Из 10 палочек сложите 3 квадрата.

Команде “ПУПС”.

Из 7 палочек сложите 3 треугольника.

11-й конкурс “Ответь на “пять”!

Учитель. Часто знает и дошкольник, что такое треугольник. А уж вам – то как не знать!

Но совсем другое дело – быстро, точно и умело треугольники считать.

Например, в фигуре этой сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй и по краю, и внутри!

Команде “ПУПС”. Команде “БАМ”.

риложение 6.>

12-й конкурс “Веселый конструктор”.

Учитель. Из квадрата длиной 10 см вырезать 8 одинаковых треугольников. По силуэтному образцу, который будет вам представлен в течение 1 минуты, составить фигуру. (Затем образец закрывается).

Команде “ПУПС” – фигуру кошки.

Команде “БАМ” – фигуру “БАМ”.

13-й конкурс “Магический квадрат”.

Учитель. Вставить в пустые клетки числа 4, 6, 9, 10, 11, 12 так, чтобы квадрат стал “магическим”.

И смекалка здесь нужна, и сноровка здесь важна! Сдать готовые листочки с заданием жюри.

<Приложение 7.>

14-й конкурс “Конкурс капитанов”.

Учитель. Приглашаются капитаны команды “ПУПС” и команды “БАМ”.

Поставьте кегли (или положите кубики) в ряд так, чтобы красный был левее синего, но правее желтого. Синий между красным и зеленым.

15-й конкурс “Математическая эстафета”.

Учитель. Скорей собирайте своих знаний багаж! Готовьте скорее ручку или карандаш!

Математическая эстафета ждет нас!

(Командам даются листы с примерами, которые передаются по кругу. Каждый решает по одному примеру. Капитан вправе исправить ответ.)

380 + 50 =
710 – 190 =
7 × 9 =
48 : 8 =
260 × 3 =
560 : 4 =
810 : 9 =
75 : 3 =
81 : 27 =
50 090 – 1 =
4 019 + 1 =
7 503 × 100 =
905 000 : 1 000 =

16-й конкурс “Семь и один”.

Учитель. Древнегреческий философ и математик Пифагор утверждал, что “числа правят миром” и даже создал школу единомышленников, которые верили не только в силу, но и в магию чисел.

Участники команд рассказывают о числах 1 и 7.

Проверка домашнего задания.

Участники команд по очереди называют пословицы, в которых употреблены числа 1 и 7.
Оба числа в одной пословице. Объяснить смысл одной из пословиц.

Учитель. Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Жюри. Вот и кончилась игра. Вы решали и считали, на вопросы отвечали. И надеемся, не скучали.
Мы хотим вам пожелать всем старательно учиться, не лениться, чтоб отметками гордиться!

Подведение итогов. Вручение грамот и медалей участникам команд.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в мир занимательной математики. Этот мир разнообразен и увлекателен. Я надеюсь, что вы поняли, что математика, действительно, царица всех наук, и что с ней надо дружить! Любите и уважайте эту точную науку!