Конференция отцов "Один отец значит больше, чем сто учителей"

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


Задачи.

1) Обратить внимание отцов на их роль в воспитании детей в семье.

2) Формировать мотивации активного участия в воспитании детей в семье.

3) Способствовать приобретению нового эмоционально-чувственного опыта и потребности в изменении взглядов на воспитание детей.

Подготовка к конференции.

1. Написать плакаты:

“Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие”. Дж. Родари.

“Учи жену без детей, а детей без людей”. Русская пословица.

“Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно”. Вильгельм Буш.

“Легче отцу иметь детей, чем детям – отца”. Папа Иоан 23.

2. Оформить приглашение отцам.

3. Провести анкетирование отцов.

4. Оформить выставку рисунков “Мой папа”.

5. Провести сочинение о папе.

Ход конференции

(Песня “Папа может все…”) “Один отец значит больше, чем сто учителей” - гласит пословица. Учитывая огромную роль отцов в воспитании детей, мы решили провести собрание, на которое вынесли вечные вопросы отцов и детей, и конечно же поздравить Вас с наступающим праздником.

В прекрасном имени Мужчина
Сложились мужество и стать,
Уменье думать и мечтать,
Быть вдохновенным без причины.
Уметь любить, уметь дарить.
Желаем вам здоровья и удачи.
Пусть рядом будут радость и мечта.
И пусть из всех мужских моральных качеств
Сильнейшим остается доброта.

Но наше собрание не возможно без знакомства. Перед вами сегодня выступит психолого-социально-логопедическая служба: (представление).

Семейное воспитание – это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Если желаете получить результат, позаботьтесь о его достижении!

Проведя анкетирование учащихся, выяснилось, что воспитанием ребенка зачастую занимается мать, (она ходит на собрания, берет больничный лист, проводит с детьми больше времени), а папа занят работой и материальным благополучием семьи. Не надо забывать и о других функциях семьи

  • Функция любви - между родителями и ребенком должна быть любовь, она предполагает принятие ребенка таким, какой он есть, принятие всех его интересов.
  • Репродуктивная функция – появление ребенка приносит радость в семью, преобразуя чуть ли не каждый день в праздник: Улыбнулся! Заговорил! Научился ходить! Нарисовал! Прочитал! Пошел в школу!… Дети всегда поселяют гордость в душе отца и матери.
  • Хозяйственная функция – семья ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, обеспечивает себя материальными средствами жизни. В семье с низким материальным достатком, как правило, родители находятся весь день на роботе, ребенок предоставлен самому себе, часто такие дети имеют трудности в учебе или вообще не учатся, т.к. озабочены получением материальных благ. Через, чур, большое внимание семьи на финансовое обеспечение порождает культ денег. Ребенок может быть жадным, иметь своеобразный комплекс неполноценности из-за того, что у него нет благ, которые есть у его сверстников. Такая семья мало времени проводит вместе, им не хватает общения друг с другом, возникают конфликты на почве материальных затруднений.
  • Функция общения – первый опыт общения, навыки речи ребенок получает именно в семье. Семейное общение самое эмоциональное, самое доверительное общение.
  • Функция досуга и отдыха - нигде ребенок не может, получить полноценный, необходимый ему отдых, кроме как в семейном кругу. Для школьника семья является организатором его летнего и зимнего отдыха; семья осуществляет содержательное наполнение досуга, приобщая детей к физкультуре, к здоровому образу жизни, художественной деятельности, туризму, самообразованию, хозяйственному труду. Семья дает человеку чувство защищенности от жизненных неурядиц. А если семья не является центром отдыха для ребенка, если он приходит домой после школы, а его начинают ругать за плохие отметки, тогда приходится сталкиваться с высокой утомляемостью ребенка, с его рассеянностью, не внимательностью. Они начинают “расслабляться” на улице, в компании, состоящих из таких же детей.
  • Воспитательная функция – в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитательная функция имеет три аспекта. Протекает формирование личности ребенка, развитие его способностей, интересов, освоение накопленного опыта, выработка мировоззрения, физическое совершенствование.

Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, что ребенок растет не таким, каким хочется ему.

Действительно, в семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца.

Мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, “рыцарство” способен сформировать у мальчика именно отец, своим примером, поступком.

Например: “Сын, ведь мы с тобой мужчины”, - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик по примеру отца моментально встает с сиденья.

Велика роль отца к подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашнюю заботу, сделать семейную жизнь более интересней, счастливей – все это переходит на детей. Мальчиков он учит быть настоящими мужчинами и в последствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования, а сейчас я предлагаю посмотреть номер в исполнении подрастающих мужчин. (Номер - УШУ)

В результате анкетирования отцов, на вопрос: сколько времени вы проводите со своим ребенком и чем занимаетесь в свободное время? Большинство отцов ответили, что уделяют ребенку мало времени, основными занятиями являются:

Играем в шашки, шахматы, морской бой, собираем пазлы – 26 чел. – 36%

Гуляем – 19 чел. – 26%

Играем на компьютере – 7 чел. – 10%

Занимаемся спортом – 7 чел. – 10%

Делаем уроки – 7 чел. – 10%

Общаемся – 7 чел. – 10%

Смотрим фильмы – 7 чел. – 10%

Рисуем – 6 чел. – 8%

Читаем – 6 чел. – 8%

Почти все отцы считают, себя авторитетом перед детьми.

Очень часто дети просят поиграть пап с ними, рассказать о чем-либо, но не всегда это получается, вы стараетесь объяснить причину вашего невнимания, уделяете время ребенку, отправляете к маме или просто отмалчиваетесь. Но, не смотря на это, почти все папы ответили, что у всех есть общие интересы и занятия с ребенком, дети вас слушаются, добиваетесь вы этого объяснениями, убеждениями, а некоторые и наказанием. Но встречаются и такие семьи, где контакта между отцом и ребенком нет.

Поэтому главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, читаете по очереди вслух газету, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку, то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим.

На всех жизненных поворотах ребенка поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет. Пока воспитание детей протекает, по видимости спокойно Вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые, бывают, обнаруживаются в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен – отцу все интересно в его жизни, а не только оценки и поведение, где вместе читают, вместе путешествуют, где родители разделяют увлечения детей, будь то марки, выпиливание, рисование и т.д. И этот процесс протекает крайне болезненно в семьях, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: “папа меня не понимает”. А таких примеров в жизни немало. Это происходит по разным причинам, одну из них вы сейчас услышите в стихотворении Иванова “Почему”.

Сын пришел к отцу с вопросом:

- Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется пшено?
Почему сосед – новатор?
Что такое экскаватор?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?

- Да отстань же ты,
Отстань же
С почемуканьем своим!

- Папа! – сын вернулся вскоре. –
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в Донское море
Могут, думаешь, киты?
Почему с усами жито?
Папа, что такое “грань”?
Поглядел отец сердито:
- После! Некогда! Отстань!

Исследования показывают, что время общения родителей со своими детьми, сократилось до 3-4 часов в неделю. Совместный воскресный отдых практикует не более чем в 1/3 семей, имеющих детей. Все это ведет к нарушению детьми режима дня, крайне неблагоприятно сказывается на здоровье детей и в конечном итоге выливается в безнадзорность. Ведь за последние 5 лет ухудшилось и здоровье детей. Одной из причин ухудшения здоровья является алкоголизм родителей и пивной алкоголизм учащихся. За последние 7 лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов в 17,5 раза. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из обеспеченных. Распространение наркомании приводит к росту ВИЧ инфицированных.

Сегодня многие родители, чтобы обеспечить свою семью, вынуждены работать на 2 – 3 работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания своих детей. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. В России появились дети, не умеющие читать и писать.

Во многом от Вас дорогие родители – папы зависит, каким станет ваш ребенок. Ведь известно, что дорогу осилит идущий. Возвращаясь к анкетированию отцов, приятно отметить, на вопрос курите ли вы в комнате где находится ваш ребенок - 29% опрошенных пап отметили, что они вообще не курят, остальные не курят в комнате, где находится ребенок и уделяют большое внимание состоянию здоровья своего ребенка.

Папа заботиться о здоровье ребенка, но не думает о своем, часто курит. Хочется еще раз папам напомнить:

  • курение оказывает неблагоприятное влияние на органы дыхания,
  • грозным осложнением курения является рак,
  • курение осложняет и обостряет течение многих заболеваний,
  • табак является аллергеном,
  • продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6–8 лет,
  • курящий наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих.

О том, к какому выводу пришли отец и сын по вопросам курения вы узнаете из следующей сценки.

(Сценка)

Кроха-сын пришел к отцу, и спросила кроха:
“Если я курить начну – это очень плохо?”
Видимо врасплох застал сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал, бросил папиросу,
И сказал отец тогда, глядя сыну в очи:
“Да, сынок, курить табак – это плохо очень”.
Сын, услышав, сей ответ, снова вопрошает:
“Ты ведь куришь много лет и не умираешь?”
“Да, курю я много лет, отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед, а вся глава – седая.
Закурил я с юных лет, чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет меньше нормы ростом.
Я уже не побегу за тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу, мучает одышка.
Прошлым летом иль, забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил, сердце прихватило.
Целый месяц пробыл там. Ели откачали.
Да, спасибо докторам – умереть не дали.
Сердце, легкие больны, в этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил за свое куренье.
Никотин – опасный яд сердце поражает,
А смола от сигарет в бронхах оседает.
А угарный газ СО, попадая с дымом,
Он в крови вступить готов в связь с гемоглобином.
Ведь курильщика всегда гипоксия мучит
Под глазами синева почернее тучи”.
“Ну и ну!” – воскликнул сын, - как ты много знаешь
Про смолу и никотин, гипоксию, гемоглобин…
А курить, однако ж, не бросаешь”.
“Дорогой, сыночек мой, я б тебе слукавил,
Но признаюсь, лишь с тобой факты сопоставил.
Я бросал курить раз 5, может быть и боле,
Да беда курю опять – не хватает воли”.
“Нет, ты сильный, мой отец, волевой и смело
Завершишь ты, наконец, начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить бросил эту гадость,
Некурящим начал жить всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать никогда не поздно.
Трудно снова не начать. Трудно, но возможно.
Ты мой папа, я – твой сын, справимся с бедою.
Ты бросал курить один, а теперь нас двое.
Я и мама не хотим мы курить пассивно.
К нам ведь тоже никотин попадает с дымом.
И семейный наш бюджет станет побогаче.
Купим мне велосипед, чтоб гонял на даче”.
“Ну и кроха! Вот так сын – хитроват ужасный.
Все проблемы враз решил, ладно. Я согласный.
Но условия скорей тоже выдвигаю –
Ты и пробовать не смей. А я курить бросаю”.
И решили впредь еще и отец и кроха:
“Будем делать хорошо и не будем плохо!”

Завоевание доверия ребенка не означает выпытывания, у него каких то признаний. Ребенок должен сам заговорить о себе, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если Вы сами пойдете ему на встречу, и сможете ответить на поставленный им вопрос, сможете говорить с ним обо всем: о планах проведения выходного дня, о последнем хоккейном мачте. Не думайте, что Ваш ребенок мал и ничего не поймет. Поймет, но, конечно, по своему. Главное – он почувствует, что вы откровенны, относитесь к нему, как к взрослому, а он вас ведь любит. Предлагаем Вам послушать отрывки из сочинений детей.

Отрывки из сочинений детей

Безусловно дети вас любят, но им все-таки не хватает вашего внимания, поэтому чаще обращайтесь к ребенку с вопросами: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь у тебя хороший друг? Почему? Как бы ты поступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Не спешите навязывать ребенку свои умозаключения и выводы.

Больше говорите с детьми, и вы убедитесь, что постепенно инициативу красноречивого рассказчика возьмет на себя ребенок. Он увлеченно заговорит о своих ребячьих делах. Считайте, что ваш контакт состоялся – ребенок поверил в ваш интерес к нему. Теперь нужно закрепить достигнутый успех.

Не стесняйтесь бегать с ребенком наперегонки во весь дух, превращаясь в лошадку, Бармалея, удивляться совместным открытиям в природе. Если хотите войти в душу ребенка, надо поверить в его детский мир, принять его таким, каков он есть. Вы, конечно, не думаете, что этого легко добиться. Главное – не опоздать!

Дорогие папы! Прошу Вас задуматься над тем, чтобы Ваши дела и Ваши слова не противоречили друг другу. Если у вас доброе сердце и порой Вы балуете своего сынишку прогулками, подарками и если Ваш ребенок принимает вас как такого человека, каким хочет стать, то он без особых усилий может воспринять вашу доброту вместе с вашим пристрастием к курению, алкоголю, праздности. Так вот, давайте воспитывать наших детей не только словами, сколько примером, достойным всякого подражания.

Знайте: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку взлететь до полной высоты. Запомните: “Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно”. Мы вам желаем, чтобы вы были настоящими отцами для своих детей.

(Стихотворение)

А я стихотворение мужчинам подарю!
Мы счастливы с вами гулять,
Мы рады с вами играть,
Так хочется, чтоб вы обняли,
Погладили нас, приласкали.
Вы сильные, умные,
Вы добрые и строгие,
Но часто очень заняты
И нас не замечаете.
А вообще-то, мы вас очень любим.
На минуту не забудем!
Расставаться нам нельзя,
Мы ведь – лучшие друзья!

Еще раз поздравляем Вас дорогие папы с праздником, желаем, чтобы ваши дети стали вашей гордостью, а вы гордостью своих детей. За активное участие в жизни класса хотелось бы отметить следующих пап:

(Вручение благодарственных писем)

Гимн школы