Интеграция областей "Познание" и "Коммуникация" для детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие по Волшебной стране"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: обобщить знания и умения детей по развитию лексико-грамматического строя речи и элементарных математических представлений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать учить классифицировать предметы по нескольким признакам; закреплять понятие “соседи числа”, продолжать учить находить их в числовом ряду.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять в употреблении простых предложений с использованием предлогов, выражающих пространственные понятия;
  • упражнять в употреблении слов с противоположным значением;
  • развивать восприятие пространственных отношений, конструктивный праксис, тактильно-двигательное восприятие, мелкую моторику;
  • развивать слуховое и зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в коллективе, ответственность, желание помогать другим.

Оборудование: запись песни “Автобус” (Железнова), ростовая кукла (Маленький принц), ширма, музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, маракасы, бубен, кастаньеты, колокольчик, гусли, погремушка), блоки Дьенеша, схема “дома”, мяч, подносы, схемы-символы городов Волшебной страны;

Раздаточный материал: мелкие игрушки-машинки, “Волшебные мешочки” (в них пуговицы, монеты, бигуди, палочки, орехи, крышки, пазлы, шарики с шипами, цилиндры), игра В.В. Воскобовича “Прозрачная цифра”, листы с заданиями “Лабиринты”, ручки.

Структура ООД

Вводная часть

Организационный момент
Упражнение на развитие координации речи с движением “Автобус”

Основная часть

Речевая игра “Эхо”
Дидактическая игра “Угадай, какой музыкальный инструмент звучит”
Пальчиковая гимнастика “Гонки”
Дидактическая игра “Найди, что назову”
Дидактическая игра “Исправь ошибки”
Дидактическая игра “Назови нужное слово”
Гимнастика для глаз
Дидактическая игра “Соседи числа”

Заключительная часть

Поощрение детей
Работа детей по карточкам “Лабиринты”
Беседа

Ход ООД

Вводная часть

Организационный момент

– Ребята, к нам пришла телеграмма. Нас приглашают в путешествие по Волшебной стране. Вы хотели бы отправиться в путешествие? (ответы детей)

– А на чем можно добраться до сказочной страны? (ответы детей)

– Садитесь в волшебный автобус (дети садятся на стульчики).

Упражнение на развитие координации речи с движением “Автобус”

Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим,
И из окошечка глядим,
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд,
Вот так вот, вот так вот.
Ну что ж автобус не везёт,
Не везёт?
Колёса закружились,
Вот так вот, вот так вот.
Вперёд мы покатились,
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик.
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип,
Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт,
Вот так вот, вот так вот.
Мы едем-едем всё вперёд,
Вот так вот!

– Приехали. (Дети встают, стоят возле стульчиков).

Основная часть

В Волшебной стране детей встречает Маленький принц.

– Ребята, я так вас ждал! Злая волшебница Перепутаница нарушила порядок в моей стране. Вот посмотрите, в городе Внимательных Ушек пропали все музыкальные звуки (показ символа Города).

– Не печалься, Маленький принц, мы попробуем тебе помочь. Давайте, позовем на помощь Эхо.

Речевая игра “Эхо”

Педагог обращается, дети отвечают хором (“эхо”)

– Ау, ау! (призывно)
– Ело, ело! (утвердительно)
– Чью, чью? (вопросительно)
– Ам, ам! (радостно)
– Ты иди! Ты иди! (просительно)
– То-то, то-то! (испуганно)
– Жду! Жду! (успокаивающе)
– Ау, ау! (призывно)
– Ело, ело! (утвердительно)
– Чью, чью? (вопросительно)
– Ам, ам! (радостно)
– Ты иди! Ты иди! (просительно)
– То-то, то-то! (испуганно)
– Жду! Жду! (успокаивающе)

Дети садятся на стульчики.

Ребята, слышите какие-то красивые звуки?

Дидактическая игра “Угадай, какой музыкальный инструмент звучит”

За ширмой педагог извлекает звуки из музыкальных инструментов, а дети отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит.

Маленький принц благодарит детей за найденные музыкальные звуки.

А это Город Загадочных Фигур (показ символа). Жители этого города забыли свои адреса. Помогите их снова расселить.

Дидактическая игра “Рассели жильцов”

Дети классифицируют блоки Дьенеша по нескольким свойствам, определяя каждому “свою квартиру”.

[Рисунок 1]

Маленький принц радуется порядку в этом городе и просит помочь навести порядок в другом городе – Городе Ловких Пальчиков (показ символа).

– Вы же знаете, что у каждой вещи свое место, а Перепутаница все смешала.

– Ребята, давайте подготовим свои пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика “Гонки”

Раз, два, три, четыре, пять
Можно гонки начинать.
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.

Закрылись.
Машинка стоит в гараже,
И фары погасли, не светят уже.

Возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого пальца.

Теперь то же самое, но начиная с безымянного.

Теперь – по кругу в одну и другую сторону.

Вновь катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты.

Сжимают кулак.

Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке.

[Рисунок 2]

А теперь разберемся с волшебными мешочками.

Дидактическая игра “Найди, что назову”

У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны одной рукой держать мешочек, а другой – на ощупь найти его и достать.

Дети достают и раскладывают по коробочкам (сортируют).

[Рисунок 3]

Маленький принц радуется, благодарит детей за быструю работу.

– А это – Город умных Язычков (показ символа). Все жители этого города разговаривали грамотно, чисто, но злая Перепутаница добралась и сюда. Теперь здесь столько ошибок!

Дидактическая игра “Исправь ошибки”

– Ребята, давайте дальше помогать Маленькому принцу. Я буду читать предложение, а вы исправьте ошибки и повторите его правильно.

Дети катались на лыжи. Лодка плыла от береги. По коробке лежат конфеты. Собака сидит на крыльцо. Ребята ехали в автобусы. Яблоки лежат в корзинка. Малыш подбежал к сестры. Красивая ваза стояла по столе.

Дидактическая игра “Назови нужное слово”

– А теперь вы будете подбирать нужное слово.

Пирожное сладкое, а лекарство –… Дерево высокое, а куст... Вечером засыпают, а утром –… Ночью фонари включают, а утром –… Взрослым можно водить машину, а детям... Сад растет близко от дома, а лес... Хлеб мягкий, а сухарь... За хорошую работу хвалят, а за плохую... Летом жарко, а зимой – Утром светло, а ночью... Змея ползет быстро, а улитка... В ведре горячая вода, а в реке...

[Рисунок 4]

Маленький принц хвалит детей: что бы они ни делали, все у них получается.

– А сможете ли вы мне помочь в Городе Зорких Глазок?

– Да, мы вам обязательно поможем, только сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо –
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!

– Ребята, в этом городе живут числа и цифры. Перепутаница их заколдовала и они поссорились. Давайте поможем их расколдовать.

Дидактическая игра “Соседи числа”

(конструирование из “Прозрачной цифры”)

– Найдите на карточках соседей числа …. Теперь сложите эти числа из прозрачных пластинок.

Индивидуальная работа детей, помощь при необходимости.

– Назовите соседей числа ….(ответы детей).

Заключительная часть

Поощрение детей

– Ребята, вы – самые настоящие волшебники! Ваши знания и дружная работа помогли расколдовать всех жителей моей страны. Это вам мой подарок – волшебные ручки.

Дети благодарят Маленького принца.

– До свидания, Маленький принц. И нам пора возвращаться в детский сад.

– А помогут нам вернуться ваши волшебные ручки. Найдите дорожку к нашей “Ромашке”, проведите линию ручкой.

Работа детей по карточкам “Лабиринты”

Беседа

– Ребята, понравилось вам путешествие? А что больше всего понравилось? (ответы детей). Что было трудным? Легким? Интересным?

Список использованной литературы

  1. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /Авт.-сост. Е.Н. Панова. – Воронеж., 2007. – 79 с.
  2. Лопатина. Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие /Под ред. Е. А. Логиновой. – СПб.: Союз, 2005. – 192 с.
  3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М. Издательство “Книголюб”, 2008. — 128 с.