Развитие лексико-грамматической стороны речи на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школе

Разделы: Логопедия


Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

Цель работы: сформировать базу лексико-грамматических знаний, умений и навыков у детей, посещающих подготовительные занятия к школе, для успешного овладения, в дальнейшем, письмом и чтением.

Задачи.

  1. Расширить и уточнить словарный запас.
  2. Научить детей самостоятельно образовывать различные грамматические конструкции с использованием суффиксов, приставок.
  3. Научить дошкольников адекватно соотносить друг с другом слова, отличающиеся по родам, числам, по использованию уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Для выполнения поставленных задач, были разработаны конспекты заданий для занятий 2 раза в неделю с детьми 5-6-летнего возраста, в группах по 10-11 человек в течение 25 минут.

В занятия, кроме расширения словарного запаса и формирования грамматического строя речи, словоизменения, были включены задания на развитие психических функций, тонкой моторики пальцев рук, связной речи, крупной моторики.

Материал был подобран так, что одно занятие в неделю посвящено работе над словарным запасом, а второе занятие – грамматике русской речи.

Ниже даны примеры конспектов по разделам “Словарь” и “Грамматика”.

Тема: “Словарь существительных (предметный).
Лесные ягоды, садовые ягоды”

Цели урока: развитие психических функций, тонкой и общей моторики, обогащение и уточнение словарного запаса; формирование словоизменительных навыков и умений.

Оборудование: ручки, цветные карандаши, карточки (к осн. №2) – см. Рисунок 1, карточки (к осн. №5) – см. Рисунок 3, игрушка ворона (к осн. №6), карточки (к осн. №7) – см. Рисунок 4, Рисунок 5.

Ход урока

Организационный момент

Логопед просит назвать известные детям головные уборы, фрукты и овощи.

Основная часть урока

1. На доске нарисован лес. Дети рассказывают, что растёт в лесу (грибы, ягоды, цветы, деревья, кустарники…).

Логопед загадывает загадки про разные ягоды.

Лекс.мат-л: обдерёшь (крыжовник).

На лесной полянке – красная девИца, чтоб её увидеть, надо наклониться (земляника).

Сидит рядом с нами, смотрит чёрными глазами. ЧернА, сладкА, малА и ребятам всем милА (черника).

Низок, да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь (крыжовник).

Ученики отгадывают загадки и называют отгадки обобщающим словом (ягоды).

2. На карточках на доске нарисованы лесные ягоды. Логопед уточняет, что лесные ягоды никто не выращивает, и они сами растут в лесу. Дети называют их.

Картинный материал: земляника, черника, ежевика, клюква, калина, малина, брусника, рябина (см. Рисунок 1)

3. На карточках на доске нарисованы предметы. Дети объясняют, чем они различаются между собой.

Лекс.мат-л: ежевика – малина (ежевика тёмно-синего цвета, малина – розового цвета).

4. Физминутка (см.Рисунок 2)

Замок

На двери висит замОк (соединить пальцы обеих рук в замОк). Кто его открыть бы смог (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)? Постучали (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга), покрутили (движения сцепленными пальцами от себя к себе), потянули (пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны) и открыли (расцепить пальцы).

5. Логопед объясняет, что ягоды растут не только в лесу, но и в саду и называются садовыми, за ними специально ухаживают.

Картинный материал: вишня, крыжовник, смородина, малина, клубника или садовая земляника (это лесная земляника, но она выращена в саду и поэтому более крупная) (см. Рисунок 3)

6. Логопед обращает внимание на то, что в саду можно увидеть разных животных и насекомых. В это время “прилетает” ворона и рассказывает, что встретила бабочку, улитку и ёжика, которые хотят попасть в свои домики, но почему-то не могут…

Логопед подводит детей к тому, что герои давно путешествуют, проголодались, устали и поэтому никак не дойдут до дома. Давайте их покормим?

7. На карточках нарисованы бабочка, улитка, ёжик. Дети рисуют дорожки к цветку, листику, яблоку по пунктирным линиям (см. Рисунок 4, Рисунок 5)

8. Физминутка

Учитель предлагает дать отдохнуть героям и в это время попробовать самим превратиться в животных птиц. Учитель подходит к каждому из детей и шёпотом называет какое-н. животное или птицу, дети должны его изобразить движениями и мимикой (лиса, слон, медведь, заяц, цыплёнок, павлин…).

Итог урока.

Логопед называет вперемешку лесные и садовые ягоды. Если ягода лесная, то дети говорят хором “лес”, садовая – “сад”.

Лекс.мат-л: малина (лес), клубника (сад), вишня (сад), ежевика (сад), рябина (лес), клюква (лес), смородина (сад).

Тема: “Имена существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами – большой или маленький”

Цели урока: развитие психических функций, тонкой и общей моторики, обогащение и уточнение словарного запаса; формирование словоизменительных навыков и умений.

Оборудование: ручки, цветные карандаши, карточки (к орг.мом) – см. Рисунок 6, карточки (к осн. №1) – см. Рисунок 7, карточки (к осн. №3) – см. Рисунок 8, мяч (к осн. №5), карточки (к осн. №6) – см. Рисунок 9

Ход урока

Организационный момент

Логопед знакомит детей с большим Ежом, который живёт в норе и с маленьким Ёжиком, который пришёл из норки. Логопед рассказывает, что они новосёлы – недавно поселились в новое жильё, и просит помочь им выбрать разные предметы для дома Ежа и домика Ёжика.

На карточке нарисованы большие предметы и маленькие. Дети показывают и уточняют, что стол пригодится для Ежа, а столик – для Ёжика, шкаф нужен Ежу, а шкафчик – Ёжику…

Лекс.мат-л: шкаф – шкафчик, цветы – цветочек, стол – столик, тарелка – тарелочка, ложка – ложечка, вилка – вилочка, ваза – вазочка, диван – диванчик (см. Рисунок 6)

Основная часть урока

1. На карточке нарисованы предметы. Дети объясняют, чем они отличаются друг от друга, ориентируясь на размер.

Лекс.мат-л: подушка – подушечка, ваза – вазочка, стол – столик, шкаф – шкафчик (см. Рисунок 7)

2. Логопед подытоживает, что предметы маленького размера называются ласково.

3. На карточке нарисованы большие предметы. Дети называют эти рисунки ласково.

Лекс.мат-л: дом – домик, карандаш, ключ, букет, шарф, журавль, кот, ёж, карась (см. Рисунок 8)

4. Физминутка.

Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами скрестить). – Эй, братец Федя, разбуди соседей (сжать руку в кулак, поднять большой палец вверх и совершать им круговые движения)! - Вставай, Большак (Щелчок пальцев одной руки по большому пальцу другой руки)! – Вставай, Указка (Щелчок – по указательному пальцу)! - Вставай, Серёдка (Щелчок – по среднему пальцу)! – Вставай, Сиротка (Щелчок – по безымянному пальцу)! И крошка Тимошка (Щелчок по мизинцу)! Привет, Ладошка (щелчок в центр ладони)! Все потянулись и проснулись (руки поднять вверх и потянуться на мысочках).

5. Логопед кидает мяч и называет предмет. Ребёнок, отдавая мяч, называет этот предмет ласково.

Лекс.мат-л: бант – бантик, дождь, солнце, тетрадь, книга, конфета, вода, мыло, платье, птица, собака, яблоко.

6. На карточке нарисованы флаги. Дети их заштриховывают по образцу (см. Рисунок 9)

Итог урока

Логопед называет словосочетания. Если оно построено правильно, дети хлопают в ладоши, неправильно – поднимают руку и исправляют.

Лекс.мат-л: огромный дом+, маленькая Катюша+, большое яблочко- (большое яблоко), большой шкаф+, маленькие ноги-, большая конфетка-, большой слон+, маленький слон-, большой шарик-, маленький платочек+, маленькое платье-, большая книжечка-.

В результате проведённых занятий, учителями и родителями детей было отмечено увеличение как активного, так и пассивного словаря, выработалось умение работать в коллективе, выполнять задания различной сложности на развитие психических функций, дети овладели разными способами словоизменения, правильным построением грамматических конструкций.

Литература:

  1. Безрукова О. А. Слова родного языка. – М.: Профессионал, 2005.
  2. Безрукова О. А. Грамматика устной речи: В 2 ч. Ч.1 – М: Каисса, 2007.
  3. Безрукова О. А. Грамматика устной речи: В 2 ч. Ч.2 – М: Каисса, 2007.
  4. Боровская И.К, Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. В 2 ч – М.: ВЛАДОС, 2004. – Ч. 2
  5. Краузе Е. Логопедия. – СПб.: КОРОНА принт, 2002.