"Нарты – богатыри, жившие на благо людям". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Цели:

  • Расширение, углубление и систематизация знаний учащихся о нартах (богатыри в кабардинском эпосе), нартском эпосе.
  • Привитие любви, уважения к истории родной земли через знания о нартах, их жизни.
  • Воспитание патриотизма на основе героических подвигов нартов.
  • Расширение кругозора и лексики у учащихся.
  • Развитие умения самостоятельно находить нужный учебный или внеклассный материал.

Время проведения: 40 минут.

На подготовительном этапе класс делится на 2 команды, и каждая команда выбирает себе название, соответствующую эмблему. В ходе подготовки команды повторяют пройденные эпизоды из нартского эпоса, а также находят и знакомятся с новыми. Команды готовят задания для противников, ребусы.

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, дети. Сегодня на нашей викторине, посвященной нартам, нартскому эпосу, мы будем углублять и систематизировать ваши знания по данной теме, расширять ваш кругозор и лексику, будем учиться любить и уважать историю нашего народа, а, следовательно, и нашей земли, будем поднимать вопросы героизма и патриотизма как нартов, так и обычных людей.

Так как это викторина, то вы должны были разделиться на 2 команды. Каждая команда выбирает себе название. Итак, первая команда, судя по эмблемам, выбрала себе название “Ошхамахо”, а вторая – “Сатаней”. Что вы можете рассказать о названиях своих команд?

Итак, начинаем.

1 тур (3 балла за правильный ответ)

Составьте из букв-карточек имена известных нартов – по 2 на каждую команду (Сосруко, Ашамаз, Бадыноко, Уазырмес)

2 тур (5 баллов за правильный ответ)

Каждая команда показывает противникам свой ребус.

Е + название ноты + нежность,,,,, (е + ми + неж, Еминеж – дракон, губивший урожай нартов)

Малыш,, + ,,свечи + пар,, + ход,, (мал+ечи+п+х, Малечипх – красивая и мудрая девушка, но малого роста)

3 тур (1 балл за правильный ответ)

Угадайте по описанию, о ком говорится.

  1. “Смело направил нарт своего коня реку и переплыл широкую Волгу. Стреножил Карапцу и лег возле старого кургана на теплую землю. Увидел путника со своей башни Тлебица. Разгневался владыка междуморья, что кто-то нарушил его покой, и послал слугу к берегу Индыла, чтобы тот привез к нему пришельца, а если станет противиться, - отрубил бы дерзкому голову” (нарт Батараз)
  2. “Мальчиком он однажды увидел, как односельчане его несли кому-то в дар всякие яства: было там и вяленое мясо, и разная домашняя еда, и кувшины, наполненные саном. Следом за толпой, несущей эти дары, бежали голодные дети, но никто не давал им ни крошки.

- Кому вы несете все это? – спросил...” (нарт Уазырмес)

4 тур (1 балл за правильный ответ)

Вспомните имена нартских богов и богинь.

  • Бог плодородия – ... (Тхаголедж)
  • Бог-кузнец - ... (Тлепш)
  • Бог жизни - ... (Псатха)
  • Богиня воды - ... (Псыхогуаша)
  • Бог лесов и охоты - ... (Мазитха)
  • Бог-громовик - ... (Шибле)
  • Бог неба - ... (Уашхо-кан)
  • Бог наездников - ... (Зейгут)
  • Злой бог - ... (Пако)

5 тур (по 1 баллу за правильный ответ)

Какие известные подвиги совершили данные нарты?

  • Сосруко - ... (вернул нартам похищенный огонь, просо, без которых нартский народ погиб бы)
  • Батараз - ... (освободил Насрена, старейшего и мудрейшего нарта, прикованного к вершине горы; убил дракона, не дававшего воду нартам)
  • Бадыноко - ... (ввел у нартов новый обычай: не сбрасывать стариков с горы, когда они станут дряхлыми, а лелеять их старость и учиться у них мудрости)
  • Ашамаз - ... (игрой на своей волшебной свирели возвращал нартам радость и изобилие)
  • Уазырмес - ... (спас нартов от голода)
  • Куйцук - ... (избавил нартов от иныжей-великанов, помог нартам перекочевать)

6 тур (2 балла за правильный ответ)

1 человек из команды рассказывает о каком-нибудь герое из нартского эпоса, а противники должны узнать и назвать этого героя.

Учитель. Молодцы. Вы хорошо подготовились к нашему мероприятию. Может быть, кто-то узнал что-то новое из нартского эпоса. А сейчас подведем итоги нашей викторины и узнаем, какая команда выиграла.

Подсчет баллов, определение команды-победителя. Вручение призов.