"Человек на войне. Проблема свободы и несвободы личности" (по повести Д.Гранина "Клавдия Вилор"). 11-й класс

Разделы: Литература


План урока:


п/п
Этапы урока Время Дидактические задачи, виды деятельности
1 Организация начала занятия.
Работа с эпиграфом, прослушивание песни «Дороги», музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.
3 мин. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Мотивация и принятие учебной цели.
Постановка проблемного вопроса.
2 Слово учителя.
Презентация о Данииле Гранине, подготовленная учащимися.
5 мин. Включение учащихся в активную деятельность. Составление в тетради хронологической таблицы о жизни и творчестве автора.
3 . Фаза вызова. Работа с текстом повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор». 5 мин. Актуализация знаний, мотивация, анализ читательского восприятия, оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Использование приема: «Мысли по кругу».
4 2. Фаза реализации. Анализ идейно-художественного своеобразия повести,
работа над проблемой.
15 мин. Осмысление идейно-художественного своеобразия повести.
Работа на стадии осмысления проходит в малых группах по 4-5 человек, вся информация оформляется в кластеры; развиваем умение сотрудничать и работать в малой группе; развиваем речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
5 Дискуссия.
Используя материалы книги «Клавдия Вилор и воспоминания спецпереселенцев из книги О. А. Угрюмова «Боль памяти», - Яренск, 2009г. организуем в классе дискуссию. Презентации «В фашистском плену» и «ГУЛАГ».
7 мин. Мобилизация учащихся на рефлексию степени усвоения и понимания материала, связь нового с уже известным, критический анализ и синтез, умение вести дискуссию. Класс делится на две группы: первая отстаивает точку зрения – «да»; вторая – «нет».
6 3. Фаза рефлексии.
Сочинение-миниатюра (по выбору учащегося).
8 мин. Выведение знаний на уровень понимания и применения. Развиваем навыки связных высказываний. Коррекция.
7 Подведение итогов, организация окончания занятий. 2 мин. Дать оценку успешности достижения цели. Подготовка учащихся к концу занятия.

Тема: «Проза 50-70-х годов о Великой Отечественной войне».

Тема урока: «Человек на войне. Проблема свободы и несвободы личности» (по повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор» и краеведческому материалу).

Цель: формирование представления о проблеме «человек на войне» в литературе 50-70-х годов в художественно-документальной повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор», формировать через осмысление отечественной истории на примере повести и документального материала – книги «Боль памяти», изданной в Ленском районе Архангельской области, у школьников чувство патриотизма и гражданской ответственности.

Задачи: развивать умения критически мыслить; развивать умение сотрудничать и работать в малой группе; развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, умение вести дискуссию.

Постановка проблемы

Выдающийся русский революционер и мыслитель Александр Герцен однажды сказал, что книга – это духовное завещание одного поколения другому. Совет… юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
И разве не достойным продолжателем патриотической темы выступает проза о Великой Отечественной войне? В лучших произведениях о войне, раскрывающих конфликты и проблемы того времени, мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня и, прежде всего, проблем нравственных.

Разные герои, разные имена. И эта «невероятная явь войны». И каждый делал свой нравственный выбор.

Чтение эпиграфа:

Война прошла по жизни страшным крошевом,
Привычки и желания смешав, –
и пролегла меж будущим и прошлым
истории кровавая межа.

Юрий Белаш

Проблемный вопрос: Как ведут себя герои на войне, поставленные жизнью в критическую ситуацию?

Звучит песня «Дороги», музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.

Слово учителя. Велики и неизбывны последствия Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в судьбах современного мира, в сознании и душах людей. 1418 дней и ночей длился беспримерный подвиг нашего народа в этой войне – войне, развязанной фашистской Германией. По выражению Л. М. Леонова, «немецкий фашизм хотел омертвить не только настоящее наше, но и будущее. Он и славное прошлое наше намеревался истребить, обратить даже не в пепел, а в ничто, сделать так, будто никогда и ничего после палеозоя и не было на громадной русской равнине ». Без живой памяти люди могли бы заблудиться на протяжении одного текущего века и озвереть.
Время, переживаемое ныне, мобилизует и держит в напряжении народную память. Появляются писатели, в произведениях которых легко угадываются жизненный источник – биография автора, строгое следование лично пережитому, прочувствованному и передуманному, точность в передаче подробностей, примет и мелочей фронтового быта, внимание к перепадам и изменениям в человеческой душе, обстоятельность в исследовании пограничных состояний в людской психологии. Точность в деталях, во всем, что окружало человека на войне, приобретает сегодня особенную историческую ценность и интерес – не дать, пока не поздно, ничему просыпаться из памяти, собрать всю правду, представить человечеству все аргументы в защиту жизни. « Пристрастие современных писателей к «молекулярному» движению на войне, как бы замер ада на глубину с целью определения предела, где еще может держаться жизнь в ее мирных проявлениях, с ее обыкновенными радостями, интересами и желаниями, имеет, кажется, и другую сторону – война становится священной книгой народов, заветом предков к потомству…

Презентация о Данииле Гранине, подготовленная учащимися.

Слайды 1-3. Даниил Александрович Гранин родился в 1919 году в г. Волынь (ныне Курской области) в семье лесника. Школу окончил в Ленинграде и там же поступил в Политехнический институт. Накануне войны защитил диплом, получил специальность инженера-электрика и был направлен на работу на Кировский завод.

Слайд 4. В 1941 году, когда началась война, Даниил Гранин пошел добровольцем в народное ополчение. Воевал на Северо-Западном и Ленинградском фронтах в пехотных частях. После учебы в танковом училище был командиром танковой роты на Прибалтийском фронте. Закончил войну в звании капитана.

Слайд 5. После демобилизации послан в Ленинград на восстановление разрушенного войной энергохозяйства города.
Первый рассказ «Вариант второй » был напечатан в журнале «Звезда» в 1949 году. После этого была написана историческая повесть «Ярослав Домбровский» (1951 год).

До 1955 года Даниил Гранин продолжал совмещать работу в научно-исследовательском институте Ленэнерго с литературным делом. После опубликования романа «Искатели» (1954) перешел на положение профессионального литератора.

Слайд 6. В последующие годы были написаны романы «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962), повести «Кто-то должен » (1966), «Прекрасная Ута» (1967), «Наш комбат» (1968), «Эта странная жизнь» (1974), «Однофамилец» (1975), «Обратный билет» (1976) и другие.[3]

Слайды 7-9. За повесть «Клавдия Вилор» (1976) автор удостоен Государственной премии СССР. Героико–трагическая повесть написана в столь любимом писателем жанре документально–биографическом повествовании. Возможно, не появилось бы такого интереса к произведению, к героине, не будь ее судьба столь драматична, не случись послевоенной трагедии, который придал новый свет ее героической и драматической судьбе.

1. Фаза вызова: актуализация знаний, мотивация, анализ читательского восприятия, оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.

1) Какие ощущения вы пережили, читая эту повесть? (Предполагаемые ответы учащихся: повесть вызывает «шок», взывает к человеческой боли, кажется, что такое человеку выдержать невозможно, горечь от того что, пройдя ад немецких лагерей, она репрессирована у себя на родине сталинским режимом).

2) Какие вопросы возникли после прочтения?

Использование приема: «Мысли по кругу». (Работа в группах). Участники группы высказывают свои мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить идею. Он пропускает ход. Затем слово предоставляется представителю одной группы, остальные группы потом дополняют, если не прозвучало то что они считают важным.)
Предполагаемые вопросы:

– Во имя какой цели человек идет на такие жертвы?
– За что была репрессирована Клавдия Вилор после плена?
– Что ей помогло выстоять, не потерять свое человеческое достоинство?
– Позиция автора по отношению к изображаемому материалу и героине?
– Нужна ли нам такая память?

2. Фаза реализации:

Осмысление идейно-художественного своеобразия повести.

Работа на стадии осмысления проходит в малых группах по 4-5 человек. Лидер группы распределяет задания и руководит работой. На столе каждой группы – тексты произведения, литературоведческие справочники, кластеры на фазе вызова. По каждой теме необходимо внести тезисы – основные мысли и подтвердить их примерами из текста. Затем учащиеся выступают по своему вопросу, формулируя основные положения темы. По мере выступления учеником группы вся информация оформляется в кластеры. (Кластеры (блоки идей) или гроздья – это графический способ организации учебного материала, суть которого заключается в том, что на середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам фиксируются идеи, слова, рисунки). На фазе вызова кластер оформляет учитель.

Вопросы на карточках для групповой работы:

1 группа: Что пришлось пережить героине в фашистском плену?
2 группа: С какой целью, по-вашему, автор использует в повести документальный материал?
3 группа: Что помогло выдержать Клавдии Вилор послевоенные испытания?
4 группа: Каково отношение автора к герою?
5 группа: Как автор и его героиня решают проблему нравственного выбора?

Пример кластера на фазе вызова

Проблема нравственного выбора героя в повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор».

1. Первый круг «ада» – плен.
2. Жанр повести – художественно-документальный.
3. Репрессии.
4. Позиция автора.
.5. Автор и герой.

Примерные выводы.

Патриотизм, Долг, Совесть, Любовь, Гуманизм. Какую роль играют эти понятия в жизни человека? Как влияют на его мысли, чувства, поведение?
И что есть жизнь человека? Чего она стоит? Особенно на войне. И есть ли что для человека выше и дороже этой высшей и самой дорогой для него ценности – Жизни?
Разве это не глубочайшая философия? И разве вопросы эти не связаны неразрывно с проблемой выбора – нравственного, социального, гражданского, которую остро ставит в своем произведении Даниил Гранин. В произведении созданы образы реальных людей, в которых писатель обнаружил черты высочайшего служения своему долгу, своей идее, своему предназначению, живущих на пределе своих физических и духовных сил.

Интерес к документальности писатель увидел в том, чтобы запечатлеть горькие и гордые свидетельства рядовых людей, которые в своей массе создают величественную и потрясающую картину народной беды, народного мужества. Не дать былому исчезнуть из памяти, – ведь так стремительно уходят из жизни эти израненные с подорванным здоровьем люди. Что было для писателя главным? Социально-нравственный источник, желание запечатлеть. Только ли? Возможно, и стремление исправить недостатки недавнего прошлого, взять из кладовых прошлого как можно больше опыта.

Таков уж вековечный закон истории: в конечном счете, в ней непременно побеждает оптимистическое начало, но далеко не обязательно торжество отдельной личности. Удел и счастье борца – сознание исполненного долга, успех дела, а не полученная в результате награда.
Современную эпоху нужно осмысливать всесторонне в столкновении разных взглядов, сопоставлении разных судеб.

Рассказывая о страшных пытках в гестаповских застенках, Даниил Гранин задает такой вопрос: «Откуда такая жестокость, может быть, им нужно было что–то уяснить себе? ». И тут же с горечью рассказывает о несправедливости, произошедшей после войны с его героиней.
Даниил Гранин: «Мысленно я примериваю эту судьбу. Солдатская наша жизнь была пронизана затаенным, самым мучительным страхом из всех страхов и ужасов войны – страхом попасть в плен к фашистам. Это была самая страшная угроза, и бесчестье и позор… лучше смерть, чем плен».

В августе 1941 года был принят приказ Ставки Верховного Главнокомандования СССР № 270, согласно которому все лица, оказавшиеся в плену, считались изменниками Родины, подлежащими уничтожению, а члены их семей – лишению гражданских прав. Из учебника истории для 11 класса, автор Н. В. Загладин, М., «Русское слово», 2004 г. [6]

В школьных учебниках истории о репрессиях, о спецпереселенцах не упоминалось даже словом. Так и вырастали целые поколения людей, для которых трагические страницы отечественной истории были изъяты услужливыми историками. Заговорили о репрессиях сравнительно недавно, лет двадцать назад. И как заговорили! Столько довелось наслушаться за эти годы не судей даже – гневных прокуроров истории, что поневоле, боясь последовать их примеру, к оценкам того времени и тех событий подходишь с осторожностью.

Даниил Гранин в своем произведении ставил задачу: «…углубление исторической правды». Не появилось бы интереса к его героине, не будь судьба ее столь драматична и не случись того послевоенного «перевертыша», который придал новый свет ее героической и драматической судьбе. И это – в 1975 году?

О работе молодежного клуба «Поиск», о судьбе репрессированных рассказал журналист, автор- составитель книги «Боль памяти» Олег Александрович Угрюмов. Участники историко– туристического школьного клуба обследовали место, где стоял крупный поселок спецпереселенцев – Ледня. Беседовали с репрессированными в поселках Лупья, Литвино, Нянда, Очея, побывали на реке Уктым, в Озерном, на Сендуге…Принимали участие члены клуба и в сооружении памятника жертвам политических репрессий в районном центре с. Яренск.

Дискуссия

Используя материалы книги «Клавдия Вилор» и воспоминания спецпереселенцев из книги О. А. Угрюмова «Боль памяти», – Яренск, 2009 г.[1] организуем в классе дискуссию по вопросу:

Есть ли различие фашистского режима в Германии и сталинского режима в СССР в отношении к человеку?

Класс делится на две группы: первая отстаивает точку зрения – «да»; вторая – «нет».

Во время дискуссии демонстрируются фото из презентаций «В фашистском плену» (слайд с 12 по 18) и «ГУЛАГ» (слайд с 19 по 28)

Примерные выводы в дискуссии: «Старая, как человек, проблема перед каждым встает: поступись – получишь при жизни славу, деньги, сохрани себя, стой на своем – тогда терпи и хулу, и бедность, в будущем признают тебя и воздадут…», – писал Д. Гранин в одном из своих произведений. Какой бы ни был режим, человек должен оставаться всегда человеком. И, наверное, не столько страшны те жестокие режимы, сколько их исполнители и палачи. «Включить мозги», поступить по нравственным законам – им было не дано: в этом и вся суть режима: он развращает людей.

3. Фаза рефлексии

Сочинение-миниатюра (по выбору учащегося – одну тему):

  1. Нужно ли нам «ворошить» ошибки прошлого?
  2. Нравственные уроки повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор».
  3. Жизнь и смерть. Родина и чужбина. Свобода и рабство. Гуманизм и жестокость. Порядочность и подлость. Как эти противоречия в трагических обстоятельствах войны отразились на Клавдии Вилор?

Литература к уроку:

1. Боль памяти Автор-составитель Угрюмов О. А. – Сыктывкар, 2009.
2. Гранин Д.А. Эта странная жизнь. – М.: Сов. Россия, 1982.
3. Гранин Д.А. Роман-газета № 21 – 22 «Картина» 1981.
4. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. – М.: Дрофа, 2006.
5. Журавлев С.И. Память пылающих лет. – М.: Просвешение, 1985.
6. Загладин Н.В. История Отечества. Учебник для 11 класса. – М.: «ТИД» Русское слово» – РС», 2004.
7. Имя его известно: Сборник произведений советских писателей о войне / Сост. В. Васильев. – М.: 1987.

Приложения

17.01.2013