Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому направлению в старшей группе "Одежда" животных и птиц"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: систематизировать знания детей об «одежде» диких животных и птиц.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей представления о разнообразии и роли «одежды» у животных и птиц, её соответствии условиям проживания;
  • активизировать словарь детей именами прилагательными противоположного значения;
  • продолжать формировать представления о разнообразии и роли окраски в жизни животных и птиц, о связях внешнего вида со средой их обитания;
  • закреплять умение раскрашивать, не выходя за контур методом тычка, в лепке – способ лепки животных из цилиндра, надрезанного с двух сторон, использовать обрывной метод аппликации, наклеивая на готовый контур.

Развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к животным.

Предварительная работа:

  • дидактические игры по теме «Дикие животные», «Птицы»;
  • разгадывание загадок;
  • рассматривание картинок, иллюстраций с изображением диких животных, птиц, просмотр мультфильмов на данную тему: «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь»;
  • чтение художественной литературы русских писателей о птиц и животных.

Материалы к непосредственно образовательной деятельности:

  • демонстрационный материал (теремок, картинки с дикими животными, птиц следы животных), коробка с одеждой, перья птиц;
  • материал для работы детям (контуры зверей и птиц, кисточки, краски, пластилин, бумага).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Проблемная ситуация, обозначение темы.

Воспитатель: Ой, ребята, выпала из рук коробка и всё оттуда вывалилось. Помогите убрать всё на место. (Дети помогают убрать).

Воспитатель: Ребята, а что же мы с вами в коробку кладем? Как назвать всё это одним словом? (Ответы детей).

Воспитатель: А кто эту одежду носит? А на вас есть одежда? Какая? В какой одежде вы сегодня пришли в детский сад? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Вы сказали, что на вас лёгкая одежда. А в шкафчике – теплая. А знаете, что кроме людей ещё кое – кто носит одежду. Как вы думаете, кто? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отгадали, кто носит одежду, кроме людей. Это звери и птицы.

Беседа об одежде птиц и животных.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какую «одежду» носят птицы?

(Ответы детей. Рассматриваем перья птиц. Они разные – по размеру, по величине, по цвету).

 Воспитатель: Что можно сказать про перья птиц? Все ли перья у них одинаковые?

(Ответы детей).

Воспитатель: Зачем птицам разные перья? Что можно сказать про окраску перьев птиц?

 (Ответы детей. Дети на примере любой птицы доказывают свой ответ).

Воспитатель: Правильно вы всё сказали. Но в начале нашей беседы, говорили, что и животные имеют одежду. Давайте с вами подойдём к столу и посмотрим, какая она. (Рассматриваем животных на картинках).

Воспитатель: У большинства зверей одежда – меховая шуба. У каких животных есть такая «одежда»? Вы ищете и называете этих зверей и прикрепляете их изображения на доску. (Лиса, заяц, медведь, белка).

Воспитатель: А зачем им нужна такая шуба? Какой мех у них? Одинаков ли он у них по цвету? От чего зависит окраска их «одежды»? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно ли я сказала, что заяц может быть и белым, и серым?

(Дети описывают зайца, доказывая своими ответами, что слова воспитателя точны).

Воспитатель: Нет ли у меня ошибки: этот зверь может быть и серым, и рыжим? Кто это и почему вы так думаете?

(Дети составляют рассказ про белку, обосновывая свой ответ).

Воспитатель: А может такое быть, что животное имеет окраску белую и бурую? Кто это и докажите, что вы правы?

(Дети рассказывают про медведя бурого и белого, сравнивая их меховую шубу по цвету и доказывая, что данная «одежда» нужна и бурому медведю и белому).

Воспитатель: А что за зверь, у которого вместо меха иголки? Зачем они ему нужны?

(Дети составляют небольшой рассказ про ежа, обосновывая свой ответ).

Физкультминутка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно вы всё объяснили. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Детям бросаю мяч, спрашивая их:

маленький – большой;
быстрый – медленный;
высокий – низкий;
больной – здоровый;
глупый – умный;
грязный – чистый;
дикий – домашний;
длинный – короткий;
добрый – злой;
крупный – мелкий;
сытый – голодный;
мокрый – сухой;
сильный – слабый;
трусливый – смелый;
перелётный – зимующий.

Игра «Да – нет».

Воспитатель: А вы знаете, что я приготовила для вас сюрприз. Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Я загадываю вам животное или птицу, а вы должны мне задавать такие вопросы, чтобы я могла только отвечать словами «да» или «нет».

Игра продолжается 2-3 раза. Первый раз ведущий - воспитатель, а потом - ребёнок.

Воспитатель: Игра вам понравилась? Мы в неё и после нашей деятельности поиграем, поотгадываем загадки не только про птиц и животных.

Художественное творчество.

Воспитатель: А сейчас я открою вам секрет. У меня есть контуры зверей и птиц. Вы можете выбрать любой из них, сесть за стол и раскрасить «одежду» животного или птицы. Обратите внимание, что на столе лежат разные кисточки, вспомните, как мы с ними работали. Если кто – то захочет слепить животное или птицу, может сесть за другой стол. Работу выполняйте аккуратно. После того как краска высохнет, мы вырежем зверей и птиц и сделаем большое панно «Жители леса», а если кто- то вылепит из пластилина – то и их мы тоже в наше панно «пригласим».

Подведение итога.

Воспитатель: Вам понравилось сегодня наша с вами деятельность? (Ответы детей).

Воспитатель: Какое задание было лёгким? (Ответы детей).

Воспитатель: Какое задание было интересным? (Ответы детей).